Типы композиции в литературе (с примерами)
Художественный текст строится по определенному плану, соответствующему задумке автора. И его сложно представить без композиции. Что же такое композиция? Это структура произведения, совокупность составных частей. Представьте, если бы не было композиции, какая бы белиберда была бы у нас! Повествование, лишенное тема-тема-рематической связи, состоящее из хаотических частей, никак не связанных между собой, было бы невозможно понимать и воспринимать. Но человек придумал, как структурировать свои мысли. Результатом его трудов стали различные типы композиции в литературе. Посмотрим, какие есть и как их отличить друг от друга? Приятного просвещения!
Содержание:
Из чего состоит композиция?
В художественной литературе построение произведения, расположение его частей, эпизодов происходит в определенной последовательности. Сюжетная композиция выстраивается из…
- экспозиции — времени, места и быта героя перед началом действия, описания его жизни;
- завязки события, которое послужило началом возникновения конфликта, определяющего все последующее развитие действия;
- кульминации — вершины всей истории, момента предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке;
- развязки — заключительного эпизода в развитии действия, разрешения конфликта или возможного пути его разрешения (есть трагические или благополучные развязки);
- эпилога — рассказа о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей.
А теперь разберём виды композиции в литературе.
Линейная
Линейная композиция отражает естественную последовательность событий. Примеры: И. Гончаров “Обломов”, И. Тургенев “Отцы и дети”. Если бы Вы начали описывать свою жизни, начав с детства, то тоже прибегли бы к самой простой структуре изложения — по порядку, чтобы не запутаться.
В данном случае структура зависит от хронологии событий и привязана ко времени. Если речь идет о становлении героя, писатель последовательно описывает детство, отрочество, юность, а уж потом переходит к сути дела. В современной литературе ее используют уже не так часто, ведь подобная простота изложения приелась читателю и встречалась ему уже сотни раз.
Обратная
Обратная композиция всегда начинается с конца. Вначале мы видим финальные сцены, а дальнейшие эпизоды помогают нам понять, как это вышло, к чему идет и что будет дальше. Такие сюжетные линии используются в детективных историях, где сначала, например, происходит преступление, а потом идет расследование. Вместе с автором мы узнаем, кем был убитый, кто его окружал, каковы мотивы расправы. Для этого мы совершаем экскурс в прошлое. Вспомним детективные сюжеты произведений Конан Дойла “Собака Баскервилей”, “Пестрая лента” и др.
Обратная композиция сегодня необычайно популярна не только в литературе, но и в фильмах, где подобная ретроспектива раскрывает все возможности монтажа и актерской игры. Популярная фантастика тоже эксплуатирует эту структуру за счет путешествий во времени и других фантастических элементов.
Свободная
Свободная композиция — это структура, состоящая из смешанных действий, когда автор использует несколько типов композиции. Все это делается для того, чтобы сделать произведение еще более увлекательным и захватывающим. Для нее характерно нарушение причинно-следственных и пространственных связей между событиями. Эпизоды связывает не логика, а эмоция или ассоциация.
Примерами богата модернистская литература. К примеру, «Шум и ярость» Фолкнера и «Осень патриарха» Маркеса. Далеко не каждый читатель может воспринимать такие произведения, они довольно сложны и запутанны.
Параллельная
Параллельная композиция — это структура, в которой несколько сюжетных линий, развивающихся параллельно — независимо друг от друга. В произведении несколько главных персонажей. У каждого свой жизненный путь, своя история, но в произведении судьбы этих героев тесно могут переплетаться. Например, как в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», «Хождении по мукам» А.Н. Толстого или «Саге о Форсайтах» Джона Голсуорси.
Данный тип композиции используется в монументальных произведениях для того, чтобы показать, как различные слои общества и социальные группы воспринимают и переживают глобальные события и перемены.
Рамочная
Рамочная композиция — это структура текста, при которой основную часть сюжета представляет собой рассказ или иная вставка от одного из героев, а все остальное, менее важное в идейном смысле, находится за рамками: в самом начале и в самом конце. У таких произведений два начала и два финала. Первым начинает повествование автор, сохранивший речь своего героя для потомков и рассказавший о встрече с «инсайдером», он же завершает текст, делая свои выводы и описывая свои эмоции. Также он может рассказать о дальнейшей судьбе героя. А второе начало и второй финал образуются в истории самого героя, который излагает «всю суть» произведения. Ее еще называют «рассказ в рассказе».
Например, такая композиция характерна для жанра воспоминаний. Тут можно упомянуть такие произведения, как «Старуха Изергиль» М. Горького, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «После бала» Л. Н. Толстого.
Полифоническая
Термин “полифония” использовался изначально в музыке и означает «несколько голосов». Если в одном произведении сочетаются несколько самостоятельных линий, мы говорим о полифонии. Но такой термин применим и к литературе.
В полифонической композиции голоса персонажей звучат наравне с голосом автора. Они как будто сами формируют свои судьбы и буквально вмешиваются в ход повествования, споря с автором. Ф. М. Достоевский первым ввел этот термин в литературу. Например, его психологический роман «Братья Карамазовы» отличается многоголосием: основные герои оспаривают взгляды автора и полемизируют друг с другом. Например, антирелигиозные монологи Ивана оспаривают религиозные воззрения автора, Алеши и старца Зосимы. Но и между ними нет согласия, у каждого свой вектор мысли.
Полифонию мы наблюдаем в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор знаком с героем, они виделись в столице, он часто напоминает об этом и вносит свои лирические отступления, где говорит о том, что не имеет прямого отношения к сюжету. Интересно, что Пушкин тоже часто выражает несогласие с Евгением:
Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей.
Был жертвой бурных заблуждений.
И необузданных страстей.
Кольцевая
Кольцевая композиция — структура текста, при которой наблюдается повторение начала в конце текста. Ее часто используют в стихах, чтобы подчеркнуть однообразие жизни, главную мысль текста или повторение важной закономерности. К примеру, ее использовали А. Блок в стихотворении «В ресторане» и М. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Также примером может послужить сказка Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, где старуха вернулась к разбитому корыту из-за своей алчности. А прозаический пример — пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор», где чиновники ждут приезда проверяющего и в начале, и в конце.
Зеркальная
Зеркальная композиция — структура текста, подразумевающая повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу. Многие исследователи сходятся на том, что элементы зеркальной композиции имеются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: в начале героиня пишет любовное письмо жениху, а в финале Евгений повторяет ее поступок по отношению к ней. Послания очень похожи. Та же ситуация в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». В первых главах Сен-Пре пишет Юлии роковое признание, а в последних она делает это, уже будучи замужней женщиной.
Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной земле и сцена самоубийства Актера).
Умолчание
Умолчание — это композиционный прием, подразумевающий наличие события, которое случилось раньше остальных, но мы, читатели, узнаем о нем в конце. Примером могут послужить детективные истории бельгийского писателя Жоржа Сименона.
В русской литературе умолчания тоже использовались. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» мы лишь в финале узнаем, кто убил Федора Карамазова. Благодаря этому сохранялась интрига.
А в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» читатель долго ломает голову над тем, кто же такая госпожа Лебядкина и что произошло со Ставрогиным за границей.
Ретроспективная
Ретроспективная композиция — структура текста, при которой автор делает отступление в прошлое по ходу развития действия. Художественное время идет вспять, как будто мы движемся в прошлое. Такое определение чаще всего дается в учебниках:
Вид композиции, основанный на перенесении завязки в середину повествования, когда читателю уже известна кульминация, а иногда и развязка конфликта.
Примером может служить роман Патрика Зюскинда “Парфюмер”. В русской литературе тоже есть свои примеры ретроспекции в композиции: «Легкое дыхание» И. Бунина и «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого.
Концентрическая
Концентрическая композиция — сюжетная спираль, демонстрирующая, что причины каждого из последующих событий находятся в прошлом героя. Можем вспомнить роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” или роман Фицджеральда “Ночь нежна”.
К примеру, Лермонтов намеренно меняет порядок глав в тексте, чтобы сначала рассказать о настоящем героя, а затем углубиться в его прошлое, где мы находим разгадку его эгоистичного поведения:
Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. … Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял…
Благодаря концентрической композиции мы узнаем много нового и о Родионе, совершившем убийство в романе «Преступление и наказание». Сначала мы шокированы его теорией, но потом автор рассказывает нам о доброте, сострадании и семейных обстоятельствах Родиона, которые меняют наше преставление о нем.
Автор: Екатерина Грушевская
Здравствуйте! Можете ли помочь с композицией «Господина из Сан-Франциско»? Она всё-таки кольцевая или зеркальная? Я склоняюсь к зеркальной, ведь положения героя в начале (блаженство на пароходе) и в конце (ящик в трюме) противоположны. Однако на многих сайтах вижу кольцевую (наверное, берется факт, что место действия то же — пароход и всё?). Спасибо!
Здравствуйте! Да, зеркальная, ведь кольцевая предусматривает повтор, а здесь, как Вы верно заметили, противопоставление. Классическая кольцевая композиция реализована в сказке о рыбаке и золотой рыбке: с корыта начали — им же и закончили.
Здравствуйте! Разве в «Отцах и детях» линейная композиция? Я бы сказала, что кольцевая: герой перемещается Марьино — Никольское — имение Базаровых — Марьино — Никольское — имение Базаровых
Вот тут мнения расходятся. Кто-то определяет композицию географически, а кто-то — по сюжету. Повествование выстроено в хронологическом порядке, начало от финала резко отличается, поэтому роман имеет линейную композицию, так как герой, конечно, не умирал в самом начале произведения. Если же судить по его передвижениям, то можно прийти к выводу, что композиция кольцевая.