Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2023-2024 года

Многомудрый Литрекон понимает, что готовиться к экзамену нужно по критериям оценивания, предложенным организаторами. Они должны быть всегда под рукой, чтобы ученик работал над проверкой самостоятельно и без всяких репетиторов понимал, на что следует обратить особое внимание. Кроме того, знакомство с критериями дает человеку уверенность в себе: он знает, что от него требуется, и точно понимает, как добиться успеха. У него в голове развеивается миф о том, что пристрастные проверяющие поставят баллы наобум или даже с целью его унизить. Критерии создают представление о том, как происходит реальный процесс проверки.

Часть 1

Сжатое изложение — сложное задание, которое часто выполняется неправильно из-за нервного перевозбуждения ученика. Воспринимать информацию на слух в таком состоянии непросто. Но четкое понимание того, что от Вас требуется, поможет собраться с мыслями и оседлать непокорное задание.

Критерии оценивания изложения на ОГЭ по русскому языку нашли свое отражение в таблице:

К1 Содержание
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы 0
К2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста в изложении двух микротем 2
… в изложении одной микротемы 1
Не использовал приемы вовсе 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; нет нарушений абзацного членения 2
1 логическая ошибка и/или 1 нарушение абзацного членения 1
Более двух выше перечисленных ошибок 0

Итог: 7 баллов.

Обратите внимание на коварный К1. Если Вы поймете текст иначе, не как проверяющие, и добавите «свои» (читайте: иные) микротемы, то можете остаться без баллов! Поэтому важно сосредоточиться и фиксировать только те темы, которые, как говорится, лежат на поверхности. Проявлять фантазию и креатив тут ни в коем случае не нужно. Но не переживайте, эти качества пригодятся во взрослой жизни после всех этих экзаменов!

Часть 2

Вся вторая часть ОГЭ по русскому языку состоит из заданий с кратким ответом — это большой плюс. В любом большом задании ошибиться куда проще, чем в маленьком. За каждый вопрос дается 1 балл. Но фокус в том, что ответы должны быть записаны ПРАВИЛЬНО. Не как душе угодно, а так, как в образце. Из-за невнимательности многие ребята лишаются заветных баллов.

таблица правильных ответов на ОГЭ по русскому

В таблице указан формат, в котором нужно работать. Тренируйтесь заполнять КИМы дома, иначе в решающий момент все перепутаете и разнервничаетесь. Самая распространенная ошибка в том, что ученик до экзамена ни разу не видел ни демоверсии, ни КИМов, ни критериев. Понятно, почему он не выжимает из экзамена максимум, хотя «все знает».

Часть 3

Вот тут самое сложное! У каждого сочинения 9 на ОГЭ по русскому языку свои критерии оценивания. Готовиться лишь к одному из них не стоит, ведь тема может попасться неудачная, а другой формат Вы не изучили. Лучше уж сфокусироваться на двух видах эссе, если на три «ресурса не хватает».

О сочинении 9 ходят слухи, что его проверяющие оценивают «как хотят». Но это явное преувеличение. Специально Вас завалить (вот именно Вас!) никто из незнакомых проверяющих не хочет. Им вообще уже надоело все это читать, хочется домой успеть к ужину. Закончить побыстрее им позволяет знание критериев. По ним они и выносят приговор. Так что Вам для полного ознакомления с темой тоже не мешает проанализировать критерии оценки сочинений 9.1, 9.2 и 9.3 на ОГЭ по русскому языку.

Помните, что грамотность сочинений оценивается по отдельной (и единой для всех) таблице, которая расположена в конце статьи.

9.1

Это сочинение посвящено раскрытию лингвистической темы. В центре внимания находятся цитаты лингвистов.

К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Ошибок, связанных с неверным пониманием тезиса, нет. 2
То же самое, но есть одна ошибка, связанная с трактовкой тезиса. 1
Допущено две и более фактические ошибки, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0
К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. 3
Привел два примера, но не указал роль одного или двух из них, или привел лишь один аргументированный пример. 2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли 1
Не привел ни одного примера или привел примеры, но не из данного текста 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста. 2
Есть логическая ошибка и/или нарушение абзацного членения 1
Ошибок больше 0
К4 Композиционная стройность работы
Композиционная стройность работы есть, а ошибок нет 2
Допущена одна ошибка в построении текста 1
Две и более ошибки 0

Максимум баллов — 9. Помните, что текст, написанный не по приведенной цитате, не засчитывается.

Первый критерий сформулирован хитро: даже если Вы докажете тезис «на бытовом уровне», получите 0 баллов. А вот что такое «бытовой уровень» — этого нигде не написано. Так что этот критерий может быть использован против Вас, если в сочинении не использованы лингвистические термины и не рассмотрены главные аспекты темы. Если стилистика текста проверяющему не понравится, велик риск пролететь по К1.

9.2

Критерии оценивания сочинения 9.2 на ОГЭ по русскому языку изложены в таблице. Они немного отличаются от других, эти нюансы тоже важно знать и учитывать. Написать лучшее сочинение 9.2 поможет мини-инструкция от Многомудрого Литрекона.

К1 Понимание смысла фрагмента текста
Ошибок в интерпретации нет 2
1 ошибка в интерпретации 1
Неверная интерпретация, 2 и более ошибок трактовки или отсутствие интерпретации 0
К2 Наличие примеров-иллюстраций
Ученик привел два примера из текста, объясняющих значение фрагмента 3
Ученик привел один такой пример 2
Ученик привел примеры не из приведенного текста 1
Ученик не привел примеры и заменил их цитатами из текста 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность
Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
допущена одна логическая ошибка и/или нарушено абзацное членение 1
Ошибок больше 0
К4 Композиционная стройность
ошибок в построении текста нет 2
есть одна такая ошибка 1
Есть две и более таких ошибки 0

Максимум — 9 баллов.

Самый сложный и заковыристый критерий находится в самом начале. «Верная интерпретация» может быть спорным вопросом. А то, что можно считать ошибкой в понимании цитаты, и вовсе представляет собой величайшую тайну. Поэтому самый верный способ установления «правильного» смысла — это краткое резюме цитаты. Нужно написать ровно то, что она означает, ничего не добавляя от себя и никак не приукрашивая авторский замысел.

9.3

Пригодятся и критерии оценивания сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку. Они тоже имеют свою специфику. Подобрать к эссе правильные аргументы и клише помогут наши материалы.

К1 Толкование значения слова (выражения)
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Ученик дал определение, но не прокомментировал его 1
Определение дано неверно или лишено толкования 0
К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один из приведенного текста, другой из жизненного опыта, или оба примера из приведенного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста 2
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) только из жизненного опыта 1
Примеров нет 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Нет логических ошибок, нарушений последовательности изложения и абзацного членения 2
Есть 1 логическая ошибка и/или 1 нарушение абзацного членения 1
Этих ошибок больше 0
К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
1 ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0

Максимум баллов — 9.

Здесь первый критерий тоже заставляет понервничать. Если рекомендованный объем — 100-150 слов, о какой «трактовке определения» может идти речь? В такую маленькую работу рассуждения просто не вместятся, ведь надо ещё втиснуть аргументы и заключение. Да и как трактовать «общие места», которые обычно являются темами текстов? Все так очевидно, что даже добавить нечего. Тем не менее, важно для себя подметить, что просто дать определение доброте или смелости недостаточно. Нужно написать еще одно предложение, разжевывающее сущность нравственного понятия.

А вот и таблица оценки грамотности, по ней можно получить еще 10 баллов за сочинение и изложение. Пренебрегать ею не стоит.

таблица критериев оценки грамотности

Вот мы и рассмотрели критерии оценивания ОГЭ по русскому языку. По ним Вы можете оценивать свои результаты не хуже проверяющих. Это поможет Вам в самостоятельной подготовке. Приятного просвещения!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *