Очень краткое содержание поэмы «Медный всадник» (+ отзыв для читательского дневника)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайшее содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» для читательского дневника. Оно поможет Вам быстро приготовиться к уроку и вспомнить основные события из произведения в сокращении. Сюжет книги пригодится в работе над сочинениями всех мастей. В конце статьи Вы найдете еще и отзыв о поэме «Медный всадник». Все подробности о ее идейно-тематическом богатстве — в анализе произведения. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(393 слова) Пушкин начинает повествование с описания красоты и величия Санкт-Петербурга. Он представляет, как император задумывал великую стройку, стоя на перед болотами и лесами. «На берегу пустынных волн» стоял он (Петр) и думал «отсель грозить мы будем шведу», заложим город «на зло надменному соседу» и прорубим окно в Европу. Прошло сто лет, и на забытом уголке природы вознесся город, и «перед младшею столицей померкла старая Москва». Затем автор переносится в наши дни и описывает знаменитое наводнение 1824 года.

Ноябрьская непогода в Петрограде. Молодой Евгений приходит домой и не может уснуть. Допоздна он сидел в гостях у своей невесты — Параши. Она жила в домике на Васильевском острове. Герой живет в Коломне и «где-то служит». Его терзают мысли, что он беден и трудом должен заработать себе капиталец, а потом жениться на Параше. Он замечает, что непогода не унимается, а река прибывает. Понимает, что несколько дней не сможет увидеться со своей возлюбленной Парашей. Буря всю ночь не утихала, а на утро Нева затопила город, и «всплыл Петрополь как тритон, по пояс в воду погружен». 

Волны разрушили дома, по улицам плавали обломки хижин, бревна, снесенные мосты и даже гробы. На одной из мраморных статуй льва сидел недвижный, страшно бледный Евгений, и он «как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может!». Все, что он видит, это статую медного всадника.

Река Нева, «насытясь» разрушеньем и буйством, начала успокаиваться. Открылась мостовая, и Евгений поспешил к своей возлюбленной, но на месте ее дома не ничего не осталось. Параша и ее мать погибли. Город начал возвращаться к привычной жизни, но Евгений никак не мог смириться с потрясениями. 

«Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял. Мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах. Ужасных дум безмолвно полон он скитался»

Он не возвращался в свой дом и стал чужд свету. Весь день бродил пешком и спал на пристани. Однажды он проснулся от воспоминаний пережитого ужаса и обнаружил, что находится на том самом месте, где оказался во время потопа, и увидел «кумира с простертою рукою», сидевшего на бронзовом коне. Герой винит Петра в том, что произошло с городом, построенным на зло природе. Евгений грозит Петру кулаком. Безумцу начинает казаться, что тот преследует его и бежит за ним. Герой убегает. После этого Евгений со смятением проходил мимо этого места.

Труп бедного Евгения нашли на острове, на пороге пустого ветхого дома, который занесло туда во время наводнения. Там его и похоронили.

Отзыв 

(354 слова) Мне очень понравилась поэма «Медный всадник», потому что она написана красиво, и в ней поднимаются важные темы, актуальные по сей день. Даже сегодня мы задаемся вопросом, что важнее: благо людей или геополитические перспективы? И по ту, и по другую сторону баррикад есть люди, которые высказывают свои весомые аргументы. Мое мнение о поэме «Медный всадник» я постараюсь раскрыть в этом отзыве.

Главная мысль поэмы «Медный всадник» состоит в том, что нередко интересы народа противоречат интересам государства. Яркий пример — строительство Санкт-Петербурга. Петр Первый заботился о будущем империи и хотел обезопасить рубежи, создав на пути у шведов мощные оборонительные укрепления. Также он планировал наладить более тесный контакт с Европой и «прорубить окно» туда, где было много инноваций и достижений, необходимых России. Все его доводы справедливы и логичны, однако место для города было выбрано неудачное. Нева то и дело выходила из берегов и угрожала людям. Но на весах царя судьба Параши и Евгения не шла ни в какое сравнение с судьбой отечества. Было важнее сохранить Россию, а не пару сотен ее жителей. Это противоречие легло в основу сюжета. Россия для человека, или человек для России? Вот над чем заставляет задуматься «Медный всадник». Благо жителей страны второстепенно для ее правителей. Куда важнее земля и сосредоточенные на ней богатства. Однако в то же время император, сохраняя целостность и суверенитет страны, обеспечивает сохранение народа как такового. Без России, как идеи, как символа, не будет и русского народа. Поэтому данный вопрос не стоит рассматривать с одной стороны, он весьма сложен и многогранен. Мое отношение к нему совпадает с авторской позицией: власть имущим нужно уметь сочетать интересы людей и геополитические амбиции, иначе за что им достаются такие привилегии?

Чему учит поэма «Медный всадник»? Мораль и нравственные уроки произведения позволяют читателю осознать, как важно учитывать все обстоятельства при принятии важного решения. Строительство Петербурга было необходимым политическим шагом, но градостроители не учли всех особенностей климата и не продумали защиту от наводнений. Это говорит о том, что в те времена судьба простых людей мало кого интересовала, и это неправильно. Автор призывает нас к гуманизму и справедливой расстановке приоритетов. Россия должна быть для народа, а не народ для России. Таково мое впечатление о поэме «Медный всадник».

Автор: Майя Лаошвили

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector