Анализ стихотворения «Весна, весна, пора любви» (А.С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин был известным русским писателем, поэтом и драматургом. Пушкин заложил основы русского реалистического направления. Александр Сергеевич создавал как прозаические, так и лирические произведения. Одним из известных стихотворений Пушкина является «Весна, весна, пора любви». Анализ по плану поможет разобраться в нем лучше. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с ним.

История создания

Произведение «Весна, весна, пора любви» увидело свет в 20-х годах девятнадцатого столетия (написано в 1827). На этот момент выдающемуся поэту было двадцать восемь лет. Данное стихотворение отражает внутреннее состояние поэта. Известно, что Александр Сергеевич ранее не создавал произведений об этом времени года. Автор, в отличие от многих коллег, не любил весну. Ему не нравились слякоть, грязь, неопределенность этого периода. Больше всего поэта вдохновляли зима и осень. Поэтому с весной у него далеко не лучшие ассоциации.

Благодаря этим строкам читатель может проследить за изменением душевного состояния Александра Пушкина. Не секрет, что на протяжении довольно длительного времени Александр Сергеевич пребывал в ссылке в селе Михайловское. Этот период оказался не губительным, а плодотворным. Поэт создал более ста произведений. Но вернувшись в город, поэт стал ощущать одиночество, уныние, а также состояние душевной нестабильности. Для этого были веские основания: публика не приняла любимую поэму Пушкина — «Полтаву», а цензура вновь ополчилась на автора из-за стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825 году), в котором проверяющие нашли исторические отсылки к декабристскому восстанию 1825 года. Также стало известно о пушкинской поэме «Гавриилиада», где были отчетливо видны атеистические мотивы и использована обсценнная лексика. Все эти находки породили новые преследования поэта. Так что его уныние и тоска вполне объяснимы.

Жанр, направление, размер

Произведение Пушкина «Весна, весна, пора любви» относится к лирическим стихотворениям. Поэт заявляет, что не испытывает никакой радости с приходом весны. Так, для него это период скуки, тоски и разочарований.  На душе у поэта сплошная хандра, поэтому он очень тяжело воспринимает оживление природы. Нетрудно заметить, что весна у Александра Пушкина ассоциируется с неким волнением. Как заявляет сам писатель, ему «чуждо наслаждение», которое способна приносить весна.

Направление поэтического творчества Пушкина — это романтизм (в данном случае). Лирический герой противопоставляет окружающему миру свое внутреннее состояние и акцентирует внимание на грустных мыслях.

В стихотворении «Весна, весна, пора любви» используются размер «четырехстопный ямб» и кольцевая рифма.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Весна, весна, пора любви» противопоставлен весне. На сердце у него скучно и томно, а пробуждение природы навязывает ему иное настроение, для которого сейчас нет душевных сил. На данный момент состояние героя требует мрачности и холодности зимы. Тогда окружающий мир гармонировал бы с его психологическим ощущением от реальности.

Весна представлена порой любви, которая вызывает в душе томление помимо воли. Герой настроен на другую тональность, поэтому всеобщее оживление вызывает у него лишь скуку и отчуждение.

Зима ассоциируется у героя с его душевным настроем, поэтому она выглядит на фоне навязчивой весны настоящей спасительницей.

Темы, проблемы, настроение

Известное стихотворение Александра Пушкина посвящено, конечно же, противоречию внешнего и внутреннего миров. Герой чувствует на душе зимний мрак, а его окружает весеннее оживление. Поэтому он ощущает скуку и неуместное томление в душе.

В стихотворении центральное место занимают две проблемы — тема несовместимости внутреннего и внешнего и тема духовного разочарования. Герой ощущает тоску, потому что всеобщая радость пробуждения его никак не затронула. В его сердце зимний мрак, который он хотел бы видеть и вокруг себя.

Темы весны, зимы и их эмоционального восприятия являются главными. Автор ассоциирует свое психологическое состояние с временами года и дает оценку периодам, сравнивая их со своим восприятием погодных явлений.

Настроение стихотворения «Весна, весна, пора любви» — уныние. Автор просит вернуть ему зиму и уютный холод вечеров, когда ничто не противоречит его тоске, ничто не заставляет его томиться и страдать еще больше.

Основная идея

В основе произведения Пушкина «Весна, весна, пора любви» лежит главная мысль, отражающая противопоставление чувств. Эта идея нашла свое отражение в образах, созданных автором. Обычно весна считается символом любви и пробуждения. Однако поэт воспринимает весну совершенно по-другому. Для Александра Сергеевича весна представляет собой сплошную грусть, тоску, апатию, потому что он переносит свои эмоции на время года и видит несоответствие, которое его еще больше расстраивает. А вот зимой поэт чувствует определенную стабильность и постоянство, потому что сам ощущает холод, мрак, уныние зимних вечеров. С зимой он говорит на одном языке, а вот весна его раздражает.

У читателя данное произведение вызывает неоднозначные эмоции и чувства. Автор показал весьма необычную весну. Она предстаёт в стихотворении такой, какой обычно человек её не видит. В произведении Александр Пушкин противопоставляет зиму и весну. Писатель отобразил состояние каждого времени года. Весна всегда ассоциировалась с чем-то новым и светлым. Это время, когда просыпается природа и человеческие чувства. Но когда сердце героя не хочет оживления, не может поддержать его, оно лишь глубже погружается в уныние оттого, что все остальное его чувств не разделяет. Таков смысл стихотворения «Весна, весна, пора любви».

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Весна, весна, пора любви» представлено несколько средств художественной выразительности. Так, среди них стоит отметить эпитеты («томное волнение», «зимний, долгий мрак» ). Не менее важную роль в произведении играют метафоры («Весна, весна, пора любви»), а также инверсия («Как тяжко мне твое явленье, Как чуждо сердцу наслажденье»)

Особенно заметным является оксюморон («Как грустно, весна»). Александр Сергеевич неоднократно произносит местоимение «моей». Этим автор хотел подчеркнуть разлад, который наметился в его душе.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *