Анализ стихотворения «Мечта» ( К. Д. Бальмонт)

Его считали своим учителем такие выдающиеся поэты как А. Блок, А. Белый. Его стихи приятные, «обволакивающие», светлые, его стихи – это впечатление, восхищение жизнью. К. Д. Бальмонт – самый читаемый поэт-декадент. «Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными» — так описал своё видение символистской поэзии сам К. Д. Бальмонт. Многомудрый Литрекон представляет полный анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Мечта» по плану, которое включено в сборник стихов поэта «Под Северным небом».

История создания

Фактически, сборник стихов «Под Северным небом» является вторым у автора, но принято отсчёт вести именно от него, так как первую книгу, «Сборник стихотворений», которую автор издал на свои средства в 1890 –м году, поэт уничтожил путём сожжения практически всего тиража.

В этом же году (1890) поэт пытается покончить жизнь самоубийством, причиной чего послужили проблемы с женой Ларисой Михайловной Гарелиной. Но, к счастью, ему это не удаётся, хотя увечья, полученные при падении из окна, были сильными, и весь год Бальмонт провёл в реабилитациях и восстановлении. После данного события поэзия автора резко меняется, становится отражением восхищения жизнью.

Сборник «Под Северным небом» вышел в 1894 году. Стихи, вошедшие в данный сборник, относятся к раннему периоду творчества поэта и отличаются «красивым» настроением. Произведения первых книг поэта – поэзия впечатлений, ассоциаций. Именно после первых трёх сборников к автору пришла известность.

«Я не знаю мудрости, годной для других, только мимолетности я влагаю в стих» — писал поэт сам о себе.

«Кто же Бальмонт в русской поэзии? Первый лирический поэт? Родоначальник? Выше он — или ниже других живущих? Его нельзя сравнивать. Он весь — исключение. Его можно любить только…» (М. Волошин)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.

  1. 1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.
  2. 2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых. Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.
  3. 3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
  4. 4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
  5. 5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с «мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом». Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».

Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.

  • Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
  • Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».

Образы и символы

Лирический герой произведений К. Д. Бальмонта – это его двойник, а точнее отражение внутренних ощущений поэта. Ему свойственна «погоня» за «мгновениями красоты», он многогранен, но эта многогранность всегда «светлая».

В произведениях Бальмонта нельзя проследить устоявшуюся, постоянную систему образов, их отличительной чертой можно назвать интерес, внимание к мимолётным ощущениям, чувствам, что создаёт абсолютно разные настроения произведений.

  1. Рассуждения по поводу образов и символов данного стихотворения хотелось бы начать с «Мечты». Этим словом озаглавлено стихотворение, оно является центральным образом произведения. Читая стихотворение, в воображении мы представляем размытый образ, имеющий что-то общее с любовью, нежный, светлый, мягкий, «бледный Север» — образ мечты. Добравшись до последней строки, бледную мечту прорезает яркий образ желаний, который представлен как «знойный Юг», сияющий, красивый, страстный. В поэзии символистов мечту часто представляют в образе женщины, что прослеживается и в данном стихотворении. Мечта в данном произведении – милая, волшебная, загадочная, ласковая возлюбленная, которая по-детски очаровательна, расставание с которой, можно сказать, неполное, она остаётся «в душе восторженным порывом», влияет на всю дальнейшую жизнь лирического героя, которая тянет его к себе, манит.
  2. Также нельзя не обратить внимание на образ моря, который часто встречается в лирике поэта. Вода, как и душа автора, находится в бесконечном движении, искании, она плавная, нежная, но в то же время сильная. В данном случае море представлено как «стекло Балтийских вод», то есть зеркало, в котором отражается небо, отражается луна, следовательно, душа поэта – это зеркало, отражающее мир.
  3. Примечательно также то, что действие происходит «под кровом северной вечерней полутьмы», то есть вечером. Данное время суток – это граница между днём и ночью, граница между реальностью и неведанным, что объясняет пристрастие многих поэтов-символистов к вечернему времени.

Темы, проблемы, настроение

В раннем творчестве К. Д. Бальмонта преобладает настроение любования, то есть просматривается постоянное стремление к Красоте. Автор обращает внимание читателя на мельчайшие детали, вздохи природы, которые находят отражение в душе человека, являясь едва уловимыми нотами, мотивами, которые определяют основное звучание жизни. Такова основная тема стихотворения «Мечта».

Настроение стихотворения «Мечта» меланхоличное, но не печальное и ранимое, а умеренно-медлительное и чувственное, тихо-оптимистичное, то есть не пышет яркими красками, не мажорное, но радостное и светлое.

Ранняя лирика поэта отличается стремлением уйти в мир неги, грёз, мечты. Этой философской теме принадлежат многие произведения автора, в том числе и данное стихотворение.

У раннего Бальмонта сложно найти стихотворения на «русскую» тему. Его не интересовал человек, как таковой, не интересовала его природа, как многих поэтов-современников. Он придавал большое значение неосязаемому, недосягаемому: небу, звездам, вечности, мимолётности, прозрачности, тишине, мечте. Проблематика его стихов вдохновляет читателя мыслить глубоко и широко.

Сам автор старался жить своими ощущениями и чувствами, к чему и призывал читателей.

Основная идея

«Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было… там, где другим виделся предел, Бальмонт открыл беспредельность» (В. Я. Брюсов)

Смысл стихотворения «Мечта» — это желание автора убедить читателя в значимости мечты для человека. Мечта неосязаемая, невидимая, эфемерная, но её действие на человека вполне реальное:

«Ни слова мы с тобой друг другу не сказали, но был наш разговор без слов красноречив».

Мечта как путеводная звезда, освещающая путь идущего, направляет его, вдохновляет, придаёт сил. Даже желания, которые очень похожи на мечты, но которые более «приземлённые», не могут заменить «чистую мечту». Именно в этом заключается главная мысль стихотворения «Мечта».

Средства выразительности

Основная задача поэта, по мнению Бальмонта, заключается в осмыслении тайны явлений, которую автор передаёт через намёки, недосказанность, в попытке воспроизведения мгновенных впечатлений, мыслей, в создании исключительной атмосферы, мотива стихотворения с помощью звукописи.

«Гласные -это женщины, согласные это мужчины… хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове» — писал Бальмонт. Тропы в стихотворении «Мечта» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: повторение в 1-й строфе шипящих и глухих звенящих звуков, что позволяет ощутить дуновение холодного ветра; в 3-й строфе повторяется звук «ч», что способствует созданию атмосферы загадочности.
  2. Также можно проследить в 1-й строфе звуковую анафору (Стекло-Среди).
  3. Автором использованы разнообразные эпитеты: «невольно склоняла», «волшебная загадка», «северная вечерняя полутьма», «застенчивые ласки», «минутная мечта», «детская сказка», «причудливая волна», «разговор красноречив», «знойная страсть», «чистая мечта», «бледный Север», «светлый знойный Юг».
  4. Сравнения: «мечтой минутною, как чары детской сказки, как очертания причудливой волны», «ты мне казалась волшебною загадкой».
  5. Метафоры: «печальные шхеры», «стекло Балтийских вод», «влюблённые взор», «юные души», «молодые сердца», «восторженный порыв».
  6. Олицетворение: «мечты зажглись».
  7. Автор использует инверсию на протяжении всего произведения, что помогает создать индивидуальное настроение стихотворения, поставить необходимые смысловые ударения.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *