Анализ стихотворения «Как мне близок и понятен…» (М.А. Волошин)

Максимилиан Александрович Волошин вошёл в историю отечественной литературы как известный поэт и художник-пейзажист. Он также выступал в роли художественного и литературного критика. Отголоски его творчества навсегда остались в русской поэзии, искусстве, литературе, живописи, философии. Стихотворение под названием «Как мне близок и понятен» является ярким примером лирики автора. Рассмотрим подробный анализ данного произведения по плану от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Как мне близок и понятен…» было написано в 1901 году, когда Волошин только начал свой творческий путь, исполненный сомнений. Поэт и художник боролись в его душе. Пытаясь определиться, Максимилиан Александрович путешествовал по Европе, учился и знакомился с деятелями искусства. Его вдохновляли новые впечатления, ставшие импульсами для создания картин и стихотворений. Рассматриваемое нами произведение было навеяно пейзажами Коктебеля — крымского города, который так любил автор.

О любви Волошина к живописи свидетельствуют образы из мира художников: 

Как мне близок и понятен
Этот мир — зелёный, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.

Конечно, ему этот мир понятен, ведь он прекрасно рисует и имеет чувство цвета. Волошин демонстрирует свое видение реальности, свою призму, в которой каждая черточка приобретает образность, живость, художественность.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Как мне близок и понятен…» является превосходным образцом пейзажной лирики. Автор старается рассказать читателю о красоте природы, поэтому текст содержит в себе черты реализма. Помимо этого, в нем прослеживаются и признаки символизма. На этот факт указывает присутствие в произведении авторских образов-символов. Волошин творил в эпоху модернизма, но не разрывал связи с прошедшими культурными эпохами. В его лирике нет новаторства ради новаторства и формы ради формы.

Использование перекрёстной рифмы с чередованием мужских и женских слогов придаёт стихотворению особую динамичность и выразительность.

Определим размер стихотворения «Как мне близок и понятен…» — это хорей.

Композиция

Стихотворение «Как мне близок и понятен…» представляет собой четыре строфы, состоящие из четырёх строк. В тексте нет строгого хроникального порядка и сюжетности, это лишь череда впечатлений.

Образы-символы взаимосвязаны одной цветовой палитрой, одним настроением. В тексте доминирует прилагательное «бледный», которое характеризует весну, ставшую главным героем произведения. Каждая строфа раскрывает новую деталь пейзажа, вдохновившего поэта. 

Образы и символы

Весна является центральным образом стихотворения. Лирический герой видит мир глазами художника, представляя оттенки и линии будущей картины. Его образное мышление уже превратило природу в произведение искусства. В отличие от обычного человека, он видит мир по-другому: «бледный лист» вспыхнул «ярко» (это не противоречие, а тонкое наблюдение художника, у которого даже блеклые краски приобретают выразительность яркости). Каждый новый оттенок становится жидким, будто речь идет об акварели: «Прыснет дождик, брызнет луч». Прозрачные пятна и гибкие линии — это основа жанра, в котором работает неутомимая Весна. Очень меткое сравнение, ведь пейзажи этого времени года, мокрые и расплывчатые, отличаются акварельной стилистикой. 

Поэт находится под впечатлением от наступающей весны, которая дарит ему ощущение обновления и пробуждения. Лирический герой, отражающий чувства автора, испытывает приятное возбуждение от осознания того, что она совсем скоро вступит в свои права. Он ощущает духовное родство с весной, ведь они оба являются живописцами. Поэтому поэт начинает свое произведение с возгласа «Как мне близок и понятен«: и он, и время года рисуют акварельный пейзаж, пользуясь одними и теми же приемами, видя мир в одном и том же ракурсе.

Темы, проблемы, настроение

Какова же основная тема стихотворения «Как мне близок и понятен…»? Конечно же, это преображение мира под влиянием весны. Автор создал великолепную картину пробуждения, но рисовал не один. Ему помогало само время года, которое тоже обладает талантом живописца. Волошин сотворил полотно не красками и кистью, а словами; весна — светом, теплом, музыкой капели.

Тема творчества прослеживается в каждой строфе. Весна-созидательница подбирает новые оттенки для выражения метаморфозы природы. Поэт не отстает от нее и воспевает краски, свет, четкие линии акварельного пейзажа, который заполонил собой все улицы. Данная тема выражена с помощью интересных художественных решений. Переменчивость весенней погоды автор назвал «морганием неба». Нечеткость контуров оживающей природы передается в описании пятен и линий — как на картинах импрессионистов.

Подбирая красивые слова и выражения, автор мог с лёгкостью передать соответствующее настроение: радость творчества.

Основная идея

Главная мысль произведения «Как мне близок и понятен…» отражена в названии: поэт выражает свое духовное родство с весной, подмечает творческую сущность этого времени года. Пора пробуждения и обновления ассоциируется с художником, который превращает весь мир в акварельный пейзаж чарующей красоты. Волошин отдает дань уважения весне — как мастер мастеру.

Автор восхищается красотой окружающей природой, которая находится в предвкушении весеннего тепла. Максимилиан Александрович описывает великолепие созидания и своим настроением делится с читателем. Параллели между художником и временем года отражены в подборе средств выразительности: «чёткий воздух свежий и чист»; «покров из сизых туч», «ярко вспыхнул бледный лист». Волошин подчеркивает, что живописца и весну объединяет один и тот же инструментарий, один и тот же взгляд на реальность, одна и та же стилистика пейзажа. Таков смысл стихотворения «Как мне близок и понятен…».

Средства художественной выразительности

Для того чтобы показать всё многообразие и великолепие природного мира, Максимилиан Александрович использовал различные тропы, главными из которых являются метафоры, эпитеты и олицетворения.

  1. Оживить окружающую природу помогают олицетворения («небо моргает», «весна пишет акварели», «дождик прыснет» и так далее).
  2. Главную роль в создании прекрасного настроения играют эпитеты («чёткий воздух», «зелёный, синий мир», «дымчатые щели» и другие).
  3. Метафоры создают дополнительную эмоциональную нагрузку в стихотворении («покров туч», «покров туманов» и так далее).
  4. Оксюморон: «Ярко вспыхнул бледный лист».

Действительно, трудно определить, в чем именно заключалось главное предназначение поэта – в поэтическом творчестве или в художественном, ведь он проявил себя и как прекрасный живописец, и как талантливый поэт.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *