Анализ стихотворения «Снежок» (Н. А. Некрасов)
Поразительно, насколько прочно тема природы закрепилась в сочинениях гениев русской литературы. С ее помощью они искусно развивали характеры своих персонажей, касались важных проблем или просто очерчивали фон для сюжета. Не смог обойти стороной тему природы и знаменитый поэт Николай Алексеевич Некрасов. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом его стихотворения «Снежок» по плану ниже.
Содержание:
История создания
Некоторые моменты из истории создания стихотворения «Снежок» до сих пор вызывают споры среди читателей и исследователей. Так, например, личность настоящего автора остается для многих открытым вопросом.
Принято думать, что произведение было написано Некрасовым примерно до начала 1840-х годов, да и учебники нередко указывают классика в качестве непосредственного создателя.
Но есть один противоречивый момент — в сборники сочинений Николая Алексеевича «Снежок» обычно не входит. Зато его гораздо чаще упоминают тогда, когда говорят о другом деятеле литературы. Речь идет о советской поэтессе Зинаиде Александровой, которая создала множество стихотворений и песенок для детей. В таком случае, если стихи действительно принадлежат перу Александровой, то и дата создания должна быть совершенно иной.
Тем не менее, в школьной программе «Снежок» относят к творчеству Некрасова, и мы будем рассматривать его с этой точки зрения.
Жанр, направление, размер
«Снежок» относится, безусловно, к пейзажной лирике, так как большое внимание уделяется точному воссозданию окружающего мира. Природные явления, птицы, животные — вот что прежде всего занимает автора. И благодаря подробным красочным описаниям читатели с легкостью могут представить изображаемые картины.
Направление можно определить как реализм с элементами сентиментализма. В строках умело сплетаются типичные для первого достоверность, бережное отношение к деталям, приближенность к обычной жизни и свойственные второму культ природы, субъективность отношения к миру (умиление, наслаждение), чувственность.
Размер стихотворения «Снежок» — ямб, который делает текст ритмичным и простым для восприятия.
Композиция
Произведение состоит из трех четверостиший.
- В первом дается общее представление о погоде на улице: падает снег, который покрывает белым полотном все вокруг, лужи скованы льдом.
- Во втором уже появляются живые существа — снегири, которые сидят, «как розовые яблоки», на ветвях деревьев в саду.
- Заключительная строфа полна энергии. Рыжая кошка бодро гоняется за снежинками, а следы от лыж навевают мысли об активных любителях зимнего вида спорта, которые могли проезжать здесь совсем недавно.
Кроме того, можно отметить, что начальный и финальный катрен объединены описанием снежка.
Образы и символы
Центральный образ, конечно, это снежок. О нем говорится в заголовке, он создает нужную атмосферу сказки и обозначает примерное время действия. Примечательно то, что поэт использует уменьшительно-ласкательную форму слова, тем самым придавая ему мягкость как в звучании, так и в значении (подобный снег представляется более рыхлым, пушистым и легким по сравнению с тяжелыми сугробами).
Выделяется и неявный рассказчик, который призывает людей отвлечься от дел и взглянуть на красоты природы.
«В саду, где пели зяблики
Сегодня — посмотри!..»
Он искренне восхищен зимним пейзажем, и его хорошее настроение отлично передается в произведении.
Также упоминаются другие яркие образы: снегири и кошка, которые делают стихотворение более оживленным.
Темы, проблемы, настроение
Главная тема — природа, богатство которой состоит в ее многоликости. Поэт не останавливается на чем-то одном, а затрагивает самые разные элементы: от погоды до представителей фауны. Он даже тонко намекает на присутствие человека, показывая, что люди тоже являются неотделимой частью мира.
«Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух…»
Стоит сказать и о теме изменчивости, непрерывного течения времени. Проявляется она через воспоминания о зябликах во втором четверостишии. Сезон пения этих птичек выпадает на весну и частично на лето (с апреля до начала июня), а в стихотворении уже наступила зима. В произведениях жанра пейзажной лирики далеко не всегда возможно вывести проблематику, так как повествование идет преимущественно о природе во всех ее великолепных проявлениях.
При написании «Снежка» перед автором не стояла задача раскрыть некие общественные или личные конфликты (хотя в некоторых случаях природа может быть лишь фоном для душевных волнений поэта или героя), он лишь хотел запечатлеть собственные ощущения от созерцания, «нарисовать» словами вдохновившую его картину.
Настроение произведения «Снежок» радостное и светлое.
Основная идея
В стихотворении все существует в абсолютной гармонии: никто не мешает друг другу и не старается причинить боль. Именно таким и должен быть прекрасный, идеальный мир, в котором нет места беспорядкам и противостояниям. Каждый довольствуется мимолетными радостями, а время неторопливо продолжает свой ход. Вот главная мысль стихотворения «Снежок».
В таких произведениях самый важный смысл — это любование моментом жизни, ощущение красоты бытия.
Средства выразительности
Чтобы читатели смогли в полной мере проникнуться настроением произведения и вообразить описываемый пейзаж, поэт употребил следующие средства выразительности:
- эпитеты («бело», «холодное», «розовые», «рыжая», «веселых»),
- сравнения («как яблоки», «как мел»),
- олицетворение («снежок порхает, кружится»).
Для привлечения внимания и придания эмоциональности автор использует повелительное наклонение глагола («посмотри!») и добавляет к нему восклицание.
Автор: Инна Колокольникова