Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» (Н.А. Заболоцкий)

Николай Алексеевич Заболоцкий известен своими потрясающими лирическими произведениями. Одним из наиболее известных текстов Заболоцкого является стихотворение под названием «Я не ищу гармонии в природе». Автор предается глубоким размышлениям о природных явлениях. Почему данное стихотворение не утрачивает своей актуальности среди читателей и в наши дни? Какую главную мысль хотел донести до нас поэт? Чтобы выяснить это, рассмотрим подробный анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» по плану.

История создания

Работу над созданием своего произведения Николай Алексеевич завершил в 1947 году. Известно, что в 1944 году поэт только вернулся из сталинских лагерей, где по воле судьбы ему пришлось прожить целых пять лет. Заболоцкий находился в поиске философских основ для своих творений.

Со временем поэт утратил свои прежние ориентиры, заметно изменилось его мировоззрение: вместо экспериментов с формой он стал выдвигать на первый план содержание работ. Николай Алексеевич обратился в теме природы, ведь другие темы могли навлечь на него новое политическое преследование. Прежние его работы следствие охарактеризовало как «подрывные» и «контрреволюционные». Отзывы продажных критиков послужили материалами уголовного дела. Поэтому творчество Заболоцкого с 1944 по 1953 год состояло преимущественно из переводов и пейзажной лирики. Однако такое тематическое однообразие не помешало поэту реализовать свой потенциал.

Жанр, размер

Произведение Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» написано в жанре элегии. На это указывает тот факт, что автор грустно рассуждает по поводу дисгармонии человека и окружающего мира. Особую выразительность стихотворению придаёт литературный размер — пятистопный ямб.

Направление творчества Заболоцкого — модернизм. Объединить его творческое наследие с какими-либо течениями того времени сложно, так как автор имел индивидуальный стиль и не стремился к программному соответствию с коллегами. Да и сложно выделить какие-то конкретные течения в ту пору. Существовали либо военные произведения, и их было большинство, либо идеологические (воспевание основ коммунистического строя), либо пейзажные (попытка многих честных авторов уйти из-под гнета политической повестки и избежать клише соцреализма).

Правда, посыл произведения по смыслу близок к идеологии футуризма. Именно «будетляне» восхваляли прогресс и технику, ставили городскую среды выше природной.

Композиция

Композиция произведения «Я не ищу гармонии в природе» имеет трехчастную структуру. В каждую часть Николай Алексеевич вложил определённый смысл.

  1. В первой части автор объясняет читателю, по какой причине он не ищет гармонии в природном мире. Заболоцкий считает, что сама суть окружающего мира имеет дисгармоничное начало, за исключением того, что создано человеком.
  2. Вторая часть стихотворения находится в тональном противоречии с первой. Здесь автор описывает природный мир в состоянии покоя. Николай Алексеевич описывает момент, когда природа готовится погрузиться в глубокий сон.
  3. В финальной части поэт рассуждает о природе как о матери всего человечества. Автор заявляет, что природа искренне «надеется» на то, что технологии смогут направить её на путь гармонии и умиротворения, не изменяя её сути.

Образы и символы

Образ природы автор изобразил без традиционного для русской литературы восхищения. Напротив, он критикует ее. «Разумной соразмерности начал» в ней он не видит, зато находит их в городской среде, созданной человеком, который повинуется разуму, а не инстинктам. Главным содержательным элементом стихотворения является антитеза человека и природы, разума и инстинкта.

Можно заметить, что в представлении поэта природный мир является изменчивым, противоречивым и очень многообразным. В ней нет правил игры, во всем доминирует случайная прихоть. Природа, описанная автором, находится в постоянном движении. Она занята и тяжёлым трудом, и «бесплодной игрой», в этом выражается ее противоречивая природа.

В своём стихотворении Николай Алексеевич сравнил природу с любящей, но слепой матерью, безумной в своем инстинктивном стремлении. Но шанс увидеть солнце, прозреть ей дает ребенок — человек, который во многом опередил ее в развитии и смог выявить тайные закономерности бытия. Человек — единственное существо на Земле, которое смогло объяснить специфику существования всего живого и разгадать важнейшие загадки планеты. Поэтому на него и возлагается главная миссия — помочь природе, упорядочить и усилить ее. Это он делает уже не один век: люди расширили многообразие растений и животных, рыб и птиц. Сегодня они охраняют и спасают сотни видов от вымирания, в том числе и вполне естественного. Прогресс обеспечивает природе охрану и развитие, которых не могло бы быть без человека. В этом и заключается суть этой «материнской» аллегории.

Природный мир Николай Алексеевич описал с помощью различных образов. Знакомясь с произведением, читатель представляет опускающуюся к реке «слепую ночь», осенний закат, пение ветров, ясный небосвод, потемневшую воду, затихшую «в тревожном полусне изнеможенья». Все эти описания формируют образ природы-матери. По мнению Заболоцкого, она лишена разума и гармонии, однако поэт напоминает о том, что эти качества она обретает в человеческих деяниях.

Человеческий мир представлен в четверостишии, посвященном ведущим техническим достижениям людей:

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Человека в произведении отличает главный критерий — разумность. В природе нет ни морали, ни справедливости, ни законов, ни рациональности. Она слепо повинуется инстинкту. И лишь люди научились обуздывать этот древний голос и подвергать сомнению его целесообразность. Они создали уникальные изобретения, повинуясь разуму. Благодаря нашей огранке алмаз природы стал бриллиантом, который может обеспечить дальнейшее развития мира.

Темы, проблемы, настроение

В своем стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» Николай Алексеевич поднял тему природы, а именно её иррационального, дикого начала. В образе природы автор воплотил неразумную мать, которая очень любит своего ребёнка. Природа не может понять, в каком направлении она должна направить свою «дикую силу», однако её сын, то есть человек, способен ей в этом помочь.

Главной проблемой является противопоставление человека и природы. Оно не в пользу последней: при всех достоинствах она лишена главного — морального и интеллектуального начал. Поэтому нет в естественном мире ни добра, ни зла, ни целесообразности, ни законов. Он хаотичен и подчинен многим случайностям. Человек же призван упорядочить его и проявить сознательность в освоении природных первоначал. Через людей природа осознает саму себя и изучает саму себя. Как слепая мать, которая прибегает к помощи сына. На человеке лежит большая ответственность: стать опорой, а не гибелью для матери.

Тема технического прогресса не менее значима. В нем и стоит искать гармонию — высшую точку развития природы. Автор считает достижения человека эталоном для окружающего мира, его идеалом. Ведь каждое достижение сына — гордость матери. Прогресс дает естественному миру возможность развиваться и приобретать более стройный, рациональный вид.

Настроение стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» оптимистичное: автор видит большие перспективы в тандеме природы и человека.

Основная идея

Можно восхищаться по отдельности солнцем, осенним закатом, ветром, пением птиц. Однако все природные явления тесно связаны между собой и представляют собой клубок противоречий и хаотичных движений. В ней нет добра и зла, разума и глупости, она управляема инстинктом, а потому слепа. За внешней красотой могут прятаться боль и жестокость. В ней незачем искать гармонии и справедливости. Но все это можно найти в мире человека, а его уме, который должен защищать и совершенствовать природу. Главенство и ответственность людей по отношению к нашей общей матери — вот смысл стихотворения «Я не ищу гармонии в природе». Главная идея текста — противопоставление нашей цивилизации и природной среды, которое должно стать началом плодотворного тандема. Вместе мать и сын увидят свет, добьются всего, что нужно.

Гармонию человека и природы, их плодотворное сотрудничество, поэт сопоставляет с тёплыми взаимоотношениями матери и ребенка. Эти отношения являются самыми чистыми и бескорыстными, ведь в их основе лежит искренняя любовь. Сын должен взять на себя ответственность и направлять дикую силу матери в нужное русло, повинуясь разуму — высшему достижению природы, воплотившемуся в человеке. Такова главная мысль произведения «Я не ищу гармонии в природе».

Средства художественной выразительности

Чтобы максимально точно раскрыть суть природного мира и донести до читателя основную мысль произведения, Николай Заболоцкий использует эпитеты и метафоры.

  1. Среди эпитетов можно отметить следующие («дикая свобода», «ясный небосвод», «слепая ночь», «ожесточённое пение» и другие).
  2. Созданию многогранного образа природы способствуют метафоры («налитые током провода», «полусон изнеможенья», «не слышит сердце» и так далее).
  3. Олицетворения: «умолкнет ветер», «Слепая ночь опустится», «Затихнет потемневшая вода» и т.д.
  4. Антитезы: природа — человек, городская среда — дикий пейзаж, «от добра неотделимо зло».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *