Анализ стихотворения «Шепот» (А. Фет)

Стихотворения А. А. Фета часто посвящены теме природы и взаимодействию человека с ней. Это было не ново даже тогда. Сильной стороной поэта являлась уникальная авторская манера, которая отличалась новаторством. Например, «Я пришел к тебе с приветом» — яркая строка из текста, в котором поэт пренебрегает общепринятыми синтаксическими нормами и следует уникальной манере. А. А. Фет тем самым создает максимально простое восприятие и понимание многих смыслов, запросто разговаривая с читателем. За счет этого он довольно быстро оказался признанным в кругу именитых поэтов и писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор его знаменитой работы — «Шепот, робкое дыханье».

История создания

Ко времени создания стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», к 1850 году, А. А. Фет уже имел определенный сложившийся стиль изложения. Для него было характерно изобретение новых форм подачи лирических произведений. «Шепот, робкое дыханье…» оказалось в одном из многочисленных сборников поэта – «Вечера и ночи».

В это самое время (1850) А. А. Фет зарекомендовал себя как достойного поэта: он начинает публиковаться в «Современнике», заводит новые знакомства. В частности, с ним поддерживали хорошие отношения Н. А. Некрасов и И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, который хвалил талант поэта.

А. А. Фет родился, когда его родители еще не состояли в браке, что было категорически запрещено церковными правилами. Отец будущего поэта носил фамилию Шеншин, но сыну дали другую – фамилию бывшего супруга матери. Юноша учился в Московском университете, но желание вернуть себе титул дворянина заставило его пойти на службу. Даже вернув себе дворянство впоследствии, поэт продолжил писать под фамилией Фет.

Жанр, направление, размер

А. А. Фет старался избегать обличающих тем в творчестве. Так, перед нами любовная лирика. По жанру «Шепот, робкое дыханье…» — лирическое стихотворение, в котором сильно эмоциональное, чувственное начало. Направление, которого придерживался поэт, — так называемое «чистое искусство». Для данного направления характерны такие признаки, как: отсутствие действа, описательный тон, превосходство формы над содержанием, эстетические принципы. Поэт умел воссоздавать истинные краски природы, показывать личную жизнь частного человека и их гармоничное сосуществование. В ночной таинственности открываются всем известные истины, прежде будто бы закрытые.

Размер стихотворения неоднозначен: в первой и третьей строке каждой строфы читатель видит четырехстопный хорей, а в двух других – только двустопный. Это чередование размера связано с избранным поэтом ритмом.

Композиция

В стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье» 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Все три строфы образуют одно предложение.

Интересно, что автор вообще не использует глаголы – за счет этого создается плавность строк, которая позволяет человеку раствориться в приятных словах и не следить за действием, которого просто нет.

Образы и символы

Все стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» построено на образности. Автор рисует природу и человека. Казалось бы, в произведении созданы давно известные всем образы, но соловьиные трели А. А. Фета звучат гораздо ярче и насыщеннее при полной тишине и только лишь при «робком дыхании». Ручей, чистый, звонкий, прозрачный, переливается как серебро. Журчание воды говорит об умиротворении и опять-таки тишине. Ручей бежит неохотно, как будто отдыхая, он еще не проснулся. Не проснулась вообще вся природа. Как заметил читатель, автор рисует ночную природу, которая вот-вот очнется ото сна, ведь уже появляется заря. Поэт рисует состояние природы, аналогичное человеческому состоянию.

Милые лица с тенями, создаваемыми ночным скудным светом, говорят о затянувшемся, вероятно, с вечера свидании двух влюбленных. По конкретным образам создается общая картина любовной встречи. Слезы и лобзания – вот явные признаки страсти и любви. Поэт использует и символичную цветовую гамму: пурпур, цвет зари создают в воображении яркие краски, иначе – цвета любви. Все вокруг точно способствует таинственной и интимной встрече любящих сердец: это и общая сонливость, и ночь с ее темнотой, скрывающей свидание от посторонних глаз, это и «дымные тучки», напоминающие завесу.

Темы и проблемы

  1. Основная тема природы преобладает на протяжении всего произведения. Несмотря на отсутствие действия как такового, природа отражает поведение и состояние человека. Когда разгораются страсти, занимается заря. Когда герои шепчутся и «робко дышат», ручей внемлет им, тучки скрывают любовников. Поэт показывает людей и окружающий мир как единое и неразрывное целое. Отсюда – тема единения личности с окружающей средой.
  2. Тема любви занимает важное место в тексте стихотворения. Юноша и девушка наслаждаются уединением на лоне природы. Никто им не мешает. Читатель видит выражение чувств героев. Слезы – это состояние сильных эмоциональных волнений.

Основная идея

Главная мысль лирического стихотворения совпадает с одной из тем – автору важно показать гармонию человека и природы. Существует незримая связь между ними. Связь эта достигается совершенно независимо от сознания человека. Смысл в том, чтобы обрести гармонию с естеством и наслаждаться ею. Герои Фета обрели чудесную возможность слиться с природой, ощутить ее красоту и свежесть, жить по ее ритму. В этом и заключается счастье.

Возможно, А. А. Фет хотел показать силу любви, которая способна отвлечь влюбленных от всего окружающего. Они заняты друг другом, а не тем, что происходит вокруг. Однако природа будто «решила» не мешать свиданию, а, скорее, способствовать ему. В любом случае, она живет своей жизнью, по случайному стечению обстоятельств оказавшейся выгодной человеку.

Средства выразительности

Интересны синтаксические составляющие стихотворения. Во-первых, в «Шепоте» совершенно нет глаголов. Читатель не видит ни одного действия. Но он чувствует то, что происходит между двумя людьми там, в тишине. Во-вторых, все стихотворение – это всего лишь одно предложение. Несмотря на деление на три строфы, А. А. Фет развивает одну основную мысль непрерывно до конца произведения.

  • Что же касается непосредственно художественности в стихотворении, то поэт использует большое количество эпитетов (робкое, сонный, дымные, волшебные). Такой ход вполне обоснован: автор рисует природу, влюбленных, описывает окружающую обстановку – для этого логичнее всего прибегать к образному определению. В стихотворении также очевиден метафорический прием: «сонный ручей». Эта метафоричность в некоторой степени может быть приравнена к олицетворению: ручей может спать, намекает поэт.
  • Прием аллитерации (повторение согласных звуков) также использован Фетом. В данном стихотворении речь идет о шипящих, способствует созданию реалистичности ночного свидания. Ночь, влюбленные, лобзания, слезы – безусловно, здесь присутствует некая тайна. Аллитерация дополняет общую картину. Наряду со звуками в стихотворении присутствует и цветопередача, речь о которой шла выше.

Автор: Татьяна Стекольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *