Анализ рассказа «Красный цветок» (В. Гаршин)
Многие литературоведы считают, что серебряный век в русской литературе начался именно с выхода в свет рассказа Всеволода Гаршина «Красный цветок», который пронизан эмоциональными и психологическими трениями, душевными надрывами, являясь при этом мощным по значению произведением, которое очень нетипично для литературы того времени. Словно знаменуя своим появлением возникновение чего-то нового и будоражащего, рассказ «Красный цветок» является интересным материалом для анализа по плану от Многомудрого Литрекона.
Содержание:
История создания
Автор произведения страдал психическим расстройством (по мнению психиатров) — маниакально-депрессивным психозом. Первые вспышки болезни отмечались уже в 17 лет.
Писатель-беллетрист В. И. Бибиков позже отмечал, что, говоря о произведении «Красный цветок», Гаршин вспоминал свое пребывание в Харьковском лечебном заведении для душевнобольных, известным еще как Сабурова дача, упоминая о решетчатом окне и о цветнике лечебницы. Оба элемента очень важны и отражены в произведении. Также в рассказе прослеживается и весь портрет лечебницы, в которой пребывал Гаршин: ее строгое казенное здание, широкие коридоры, большие помещения, на верхнем этаже размещались женщины.
Как и сам позже отзывался автор, работая над произведением:
«Выходит нечто фантастическое, хотя на самом деле строго реальное»
Произведение было посвящено недавно умершему И.С. Тургеневу — знаменитому русскому писателю.
Также стоит акцентировать внимание на значении образа мака. Как известно, Гаршин, равно как и многие творческие деятели его времени, злоупотреблял запрещенными веществами, которые изготовлены на основе мака. “Зло красных цветов” можно трактовать буквально: герой мог умереть от вполне понятных последствий своей зависимости. Сам автор страдал от нее и умер в цвете лет.
Жанр, направление
Произведение Гаршина «Красный цветок» — это рассказ, ведь мы наблюдаем маленький объем и акцент на судьбе одного героя.
Направление — реализм с психологическим чертами, так как рассказ имеет автобиографические элементы с некоторыми лишь преукрашенными элементами.
Композиция и конфликт
Рассказ состоит из шести глав. Завязкой становится само попадание главного героя в лечебницу и нахождение им в саду цветков мака, которые вдохновляют в его идею.
Развитие действия, заключается в попытках уничтожить красные цветы, а также душевные терзания героя, сопутствующие этим попыткам.
Кульминацией является жертвенный акт – поглощение зла цветов душою героя и его гибель из-за нервного истощения.
Смысл названия
Название «Красный цветок» отражает главное «зло» рассказа в глазах душевно больного человека. Цветки мака символизируют у древних греков бога смерти Танатоса. Красный цвет также символизирует не только страсть и любовь, но и кровь, ненависть и агрессию.
Не забудем и о прикладном значении мака в начале 20 века, когда вред употребления производных продуктов не был достаточно изучен. Многие люди пали жертвами зависимости. Процветала она в творческих кругах. Эту проблему затрагивали деятели Серебряного века: М. Булгаков, Л. Андреев, В. Шишков.
Суть: о чем?
Читатель ощущает фанатичное желание душевнобольного человека в искоренении великого зла, которое по его нездоровому убеждению, сосредотачивается в цветках мака, находящихся в палисаднике больницы. Пациент попадает в клинику для душевнобольных, считает всех вокруг мучителями и слепцами. Врачу не удается развенчать его парадоксальную логику. Больной видит источник мирового зла в цветках мака. Он пытается истребить их, несмотря на протест сторожей. Каждая попытка ухудшает состояние пациента. Он теряет в весе, врачи не могут спасти его жизнь.
После осознания источника мирового зла больной всячески старается уничтожить эти цветы путем вбирания их зла в свою душу. В завершении рассказа ему это удается, но ценой собственной жизни. Он умирает с увядшим цветком в руках — последним на клумбе.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа «Красный цветок» – безымянный душевнобольной пациент клиники, который преисполнен идеей по уничтожению зла в лице цветков мака. Он полностью поглощен стремлением к победе добра над злом, даже ценой своей жизни он готов бороться с несправедливостью. Тонкая душевная организация не выдержала ударов подлой и двуличной реальности.
Он был страшен. Сверх изорванного во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза (он не спал десять суток) горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб.
Персонал и другие пациенты больницы – общая масса людей, которая показана нейтрально. Персонал четко выполняет инструкции больницы, не вдумываясь в рассказы больных, исполняет свои обязанности.
Образ мака многогранен и несет в себе несколько смыслов:
- Красный цвет символизирует кровь, опасность, злую силу из-за ассоциацией с кровью.
- Растение мак используется в создании запрещенных веществ и несет в себе угрозу для человека.
- Цветок во многих произведениях символизирует соблазн.
Вероятно, автор завуалированно описал влияние популярных в ту пору веществ на психику человека.
Темы
Основной темой произведения «Красный цветок» является стремление к устроению всеобщего счастья. Герой одержим борьбой за справедливость. Видимо, эта навязчивая идея стала основой его болезни. Пытаясь всеми силами и любыми средствами победить зло, которое стоит на пути к царству добра, он надрывает последние силы. Идейность, альтруистичность в фанатической форме приводят героя к расстройству психики.
Отсюда и другая тема – самопожертвование во имя высшей цели. Герой возомнил, что победа над злом требует его самоотречения и подвига. Он был готов все отдать, но его идеи оказались бредом сумасшедшего.
Не менее важная тема — самоощущение душевнобольного. Автор подробно описывает, что чувствует такой человек, как мыслит. Интересно следить за динамикой его состояния:
На несколько мгновений он проснулся в полной памяти, как будто бы здоровым, затем чтобы утром встать с постели прежним безумцем.
Гаршин описывает парадоксальную логику безумцев и объясняет их необычное поведение.
Мне все равно, где ни быть и когда ни жить. Если мне все равно, не значит ли это, что я везде и всегда?..
Проблемы
Все произведение пронизано желанием человека сделать добро и спасти, по его мнению, мир от великого зла, но статус душевнобольного не позволяет окружающим людям воспринимать и оценить его стремление всерьез. Героя рассказа не понимают и отвергают. Одиночество, боль, отторжение психически больных людей — вот основная проблема произведения В. Гаршина “Красный цветок”. Они лишены общества, оторваны от реальности и заключены в рамках своего недуга. Болезнь ослабляет их тело и разум.
Еще одна проблема — плохое отношение к психбольным в больнице. Они порой подвергаются насилию и унижению, поэтому и не могут выздороветь. Их колпаки взяты с войны и куплены на аукционе, другие условия содержания столь же убоги.
Солдат взял за два конца грубое полотенце и, сильно нажимая, быстро провел им по затылку, сорвав с него и мушку и верхний слой кожи и оставив обнаженную красную ссадину.
Однако есть и сострадательные работники больницы, которые подкармливают пациента и утешают его. Но все усилия этих людей напрасны, потому что безумие уже пустило корни в душе человека.
Основная идея
В чем смысл рассказа “Красный цветок”? Автор старается показать внутренний мир душевнобольного человека, который постепенно теряет связи с реальностью и погружается во мрак безумия. Гаршин анализирует ситуацию, при которой люди, одурманенные высокими помыслами и благородными порывами, могут стать жертвами своей мании справедливости.
И он лежал, изнемогая в призрачной, несуществующей борьбе, но все-таки изнемогая. Утром фельдшер застал его чуть живым.
Такое может быть и в реальной жизни с абсолютно здоровым человеком, который будет вдохновлен добрыми намерениями, но из-за немыслимой по исполнению или объему цели будет отвергнут окружающими. Если упорствовать в своей “призрачной борьбе”, можно потерять рассудок и растратить силы попусту. Такова главная мысль книги “Красный цветок”.
Чему учит?
Произведение “Красный цветок” заставляет задуматься о том, что люди могут растратить себя на иллюзии борьбы за справедливость и сойти с ума от навязчивых идей, хоть и гуманных. Пациент, без сомнения, не выдержал давления несовершенной реальности и углубился в безумие, так и не смирившись с поражением своих идей.
Кем бы ни был этот человек, он старался решить существенные для него проблемы, но проиграл. В своем стремлении к справедливости он исчерпал всю свою волю. И это должно быть сигналом для читателя: не стоит воспринимать неудачи слишком близко к сердцу и пытаться улучшить весь мир в одиночку. Легко надорваться и потерять себя в погоне за невозможными идеалами и абстрактными понятиями.
Критика
Советские критики часто связывали идеи произведения “Красный цветок” с образом революционера разночинца, который борется за свои идеи и гибнет в неудаче.
Русский литературовед Дмитрий Святополк-Мирский отзывался о рассказе Гаршина следующим образом:
«В <рассказе> болезненное и напряжённое нравственное чувство Гаршина достигает апогея. … Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана с впечатляющим мастерством. Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в Красном цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его — чистый, сдержанный и искренний…»
Русский писатель и публицист Глеб Успенский так же комментировал работу Гаршина:
«Читая такую вещь, как «Красный цветок», мы, кроме тонких наблюдений над симптомами психической болезни, видим, что источник страдания больного человека таится в окружающей его жизни и что оттуда, из жизни, страдание вошло в его душу. Видим, что жизнь оскорбила в нем чувство справедливости, огорчила его, что мысль о жизненной неправде есть главный корень душевного страдания и что нервное расстройство, физическая боль, физическое страдание только осложняют напряженную работу совершенно определенной мысли, внушенной впечатлениями живой жизни».
Автор: Артем Иволга