Анализ повести «Алые паруса» (А. Грин)

Повесть «Алые паруса» — замечательная история о том, что не нужно забывать о мечтах и чудесах. Произведение покоряет читателей своими необычными образами, метафорическим языком и волшебным сюжетом. Конечно, автор, Александр Грин, приукрашает реальность, однако он не просто рисует мир таким, каким он бы хотел его видеть, — он рассказывает историю, которая может произойти на самом деле. Возможно, именно поэтому «Алые паруса» стали частью русской культуры, не переставая вдохновлять творческих людей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор повести.

История создания

История создания повести немного романтична. Об этом Грин напишет в черновиках романа «Бегущая по волнам», который выйдет несколькими годами позже «Алых парусов». Однажды писатель гулял по петербургским улицам и в витрине магазина увидел игрушечный кораблик с белыми парусами. Фантазия Грина разыгралась и начала создавать образы и события. Воображение подсказало сделать паруса красными, потому что для автора это был цвет счастья.

«Потому что в алом есть яркое ликование. – Считал писатель. — Ликование означает знание, почему радуешься».

Так, цвет, для многих символизирующий кровь, революции и страх, оказался для мечтательного Грина цветом радости.

Он работал над повестью четыре года – с 1916 по 1920 год. В мае 1922 года газета «Вечерний телеграф» опубликовала одну из ее глав – «Грэй». Впервые в свет отдельной книгой произведение вышло только в 1923 году.

Жанр и направление

Произведение «Алые паруса» относится к жанру «повесть-феерия». Произведение достаточно большое по объему, с несколькими сюжетными линиями и конфликтами и с довольно разветвленной системой сложных образов. Но почему Грин называл свою работу феерией? В некоторых источниках указывается, что феерия в литературе – это «использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста». Однако каких-либо магических черт в «Алых парусах» мы не видим. Феерия – это театральный жанр, который до сих пор популярен. Он отличается зрелищными визуальными эффектами, роскошными декорациями и совмещает в себе театральное и музыкальное искусства. Это напоминает сказку, которую создает Грэй для Ассоль – пышные алые паруса, оркестр на палубе, приодетые и ухоженные моряки. Возможно, называя свое произведение феерией, Грин имел в виду именно этот эпизод, выделяя его как основной и заключительный.

В повести «Алые паруса» прослеживаются два направления – символизм и неоромантизм. Символизм обозначен в системе образов произведения (алые паруса, туман в голове, ровная швейная строчка), а неоромантизм – в характеристике героев (их одиночество среди людей, близость к природе, особенно — к морю, их отчужденность и исключительные события, происходящие с ними). Благодаря этому сюжет как будто находится на стыке сказки и реальности.

Композиция

Автор делит свое произведение на семь смысловых частей, которые идут достаточно последовательно относительно логики сюжета, что говорит о линейной композиции. В повести можно выделить следующие композиционные части:

  1. Экспозиция – момент знакомства читателей с отцом Ассоль, его историей и самой героиней.
  2. Завязкой становится предсказание незнакомца, Эгля, который представляется волшебником и говорит, что Ассоль встретит принца, который приплывет за ней на корабле с алыми парусами.
  3. Развитием событий является рассказ о мечтах подрастающей Ассоль и глава, посвященная Грэю.
  4. Кульминация – это встреча Грэя со спящей Ассоль и рассказы в трактире о «полоумной» девушке, которая ждет корабль с алыми парусами.
  5. Развязкой становится эпизод, когда Грэй приплывает к Ассоль на корабле из ее грез.

Для раскрытия образов Грин использует достаточно подробные портретные характеристики героев и пейзажные зарисовки, полные символов и метафор.

Главные герои и их характеристика

В повести присутствуют портретные образы героев, во внешности которых отражается многое из их характеров. Перед Вами таблица с характеристиками героев от Многомудрого Литрекона:

герои их судьба их характеристика
ассоль главная героиня повести. ее мать, мери, скончалась от болезни, когда девочке был около пяти месяцев. она очень любит своего отца, который вырастил и воспитал ее. к сожалению, местные жители каперны очень враждебно относились к ассоль и ее отцу. дети шугали и обзывали ее, в итоге все детство она провела без друзей. однажды девочка отправилась через лес продать игрушки, сделанные ее отцом, заигралась и забрела на дальний берег, где встретила эгля, странника, который представился ей волшебником и пообещал, что когда ассоль вырастет, за ней приплывет прекрасный принц на белом корабле с алыми парусами. одинокая героиня была в восторге от такого предсказания; романтичная по своей натуре, она запомнила эту историю и ждала чуда. жители каперны узнали про эту сказку и стали издеваться над ней, называя ее «ассоль корабельная». кроме того, ее считали «полоумной», «тронутой», потому что она мыслила нестандартно и часто предавалась фантазиям. читатель узнает о внешнем облике ассоль на протяжении всей повести. с самого начала автор отмечал доброе, но немножко нервное лицо маленькой девочки пяти лет, с любопытными грустными глазами. эгль, встретив ассоль, заметил ее темные густые волосы, «темные, с оттенком грустного вопроса» глаза, неправильный мягкий овал лица и выразительно легкие и чистые черты. грэй, завидев спящую молодую девушку, почувствовал, как «все тронулось, все усмехнулось в нем». он увидел что-то уютное и родное в ее облике, в ее «нежных, выпуклых висках», в темных волосах.

артур грэй главный герой «алых парусов». он был родом из зажиточной и уважаемой семьи, которая считала своим долгом блюсти традиции, однако их сын не вписывался в их спокойный уклад жизни. грэй с детства был очень активным, добрым, сочувствующим и мечтательным ребенком. он строил свои маленькие крепости и разрушил их, представляя себя рыцарем, много читал и крутился среди крепостных. однажды мальчик зашел в библиотеку и увидел картину, на которой был изображен стоящий спиной к зрителям капитан корабля на палубе во время шторма. фантазия ребенка разыгралась, он вмиг представил себе историю, которая случилась, и тогда зародилась его мечта – стать таким же решительным капитаном со своим собственным кораблем. в пятнадцать лет он сбегает из дома и устраивается юнгой. выросший в роскоши, грэй тем не менее ни разу не пожаловался и не пожалел о своем решении. он трудился в поте лица, исполнял все указания и добился уважения среди членов экипажа. капитан корабля, где служил грэй, восхитился его стараниями и взял под свое крыло, чтобы воспитать в нем настоящего руководителя. в двадцать лет грэй вернулся навестить мать, и перед женщиной предстал уже не мальчишка, а гордый молодой человек. тогда же он решил обзавестись своим собственным кораблем, где и стал капитаном. по натуре грэй такой же мечтатель, как и ассоль. он верит в чудеса и в то, что их нужно совершать самостоятельно. он педантичен: его корабль перевозил только изысканные грузы, а поиски нужного алого цвета заняли продолжительное время. в качестве ансамбля грэй выбрал уличных музыкантов, в мелодиях которых была душа.
лонгрен отец ассоль. он был моряком, но после смерти жены оставил службу, чтобы вырастить и воспитать дочь. однако после несчастного случая с трактирщиком, который перед смертью обвинил лонгрена, местные жители стали избегать и ненавидеть героя, распуская про него сплетни, например, что он ел человеческое мясо. мужчина является однолюбом, он так и не смог смириться с потерей жены. после морской службы он стал делать детские игрушки и модели кораблей. он был нелюдимым и угрюмым, окружающие его уважали и не приставали, понимая его горе. Лонгрен не переживал, что они с ассоль стали изгоями в деревне.
эгль известный путешественник, собирающий песни, сказки, мифы и предания. уже не молодой, с хитрыми глазами и густой бородой, мужчина прикидывается волшебником и обещает ассоль настоящее чудо. чуткий и внимательный старик рассмотрел в девочке живую душу и непроходимую грусть, поэтому он и решил порадовать ребенка. в душе эгль — такой же романтик, как ассоль и грэй, и он привносит в жизнь людей радость, веселье и веру в чудеса.
семья меннерсов достаточно зажиточные владельцы трактира. меннерс-страший отказался дать денег матери ассоль, не получив от честной и гордой женщины любви. когда его уносило в открытое море, он трусливо предлагал лонгрену награду за свое спасение, но матрос ничего не сделал, припомнив тому ситуацию с мери. это происшествие меннерс не пережил – он умер в агонии, обвиняя отца ассоль в своей смерти. его сын хин вырос таким же хитрым лжецом, который любил распускать слухи и сплетни. хитрецы, подлецы и лицемеры
угольщик он по-человечески относится к ассоль и даже стал защищать ее в трактире, опровергая слухи, рассказанные меннерсом-младшим грэю. он признавал, что девушка не такая, как все, однако он понимал, что это не от скудного ума, а наоборот, от большой фантазии и чуткой души. единственный человек в каперне, который не считал семью лонгрена ненормальной.

Темы и проблемы

Основные темы повести «Алые паруса» – это мечта, чудо, природа, выбор жизненного пути и судьба. Тематика произведения действительно фееричная.

  • Мечтами пронизано все произведение – это и грезы Ассоль, и грезы Грэя.
  • В повести основную роль играют невероятно живые пейзажи, в которых растения становятся друзьями. Природа утешает Ассоль, а море дарит ей надежду на перемены к лучшему.
  • Чудо обещает Эгль маленькой героине, чудо совершает Грэй, отдав служанке все свои сбережения для ее свадьбы и исполнив сказку для Ассоль.
  • Молодой человек сам выбирает свой жизненный путь, осознанно отказавшись быть просто знатным человеком. Девушка так же самостоятельно творит свою судьбу, выбрав жизнь в мечтах, а не прозябание среди злых, завистливых и пустых местных жителей. Странных, не похожих на окружавших их людей героев сводит фатум, и никто из них не сомневается в том, что так надо. Грэй влюбляется в спящую Ассоль и готов ради нее совершить чудо; Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, уверена, что приплывший на нем принц сделает ее счастливой.

Грин затрагивает в своей повести многие проблемы: зло, месть, гнет общества и мнение посторонних людей. Проблематика произведения не сказочная, а социальная. Так, на протяжении всего произведения читатель видит, насколько мерзкие люди живут в Каперне:

  • никто не помог больной женщине с маленьким ребенком за просто так;
  • одинокого и горевавшего Лонгрена обходили стороной;
  • дети и взрослые издевались над маленькой Ассоль, потому что им нравилось думать, что они лучше нее.
  • Лонгрен не помог Меннерсу из мести, ведь тот требовал от его жены любви за деньги, и все сразу же забыли, каким лжецом был трактирщик и как сильно любил моряк свою Мери, и стали презирать вдовца. Нищий, не получив от Лонгрена табака, потому что тот не хотел будить уснувшую у него на руках Ассоль, рассказал местным о чуде, которое пообещал Ассоль волшебник, добавив, что отец и дочь сошли с ума. По его словам, Лонгрен даже гнался за ним и угрожал расправой.

Смысл

Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя:

«Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя».

Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя.

Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты. Грэй, имея в жизни с детства все, но чувствуя мертвенность места, в котором жил, сбегает из него, чтобы отправиться на поиски приключений и осуществить свою мечту – стать капитаном. Казалось бы, сама судьба свела героев, однако если проанализировать их образы, становится понятно, что и Грэй, и Ассоль как бы готовились к волшебству, которое может произойти. Мечты, чтобы осуществиться, все же требуют от нас каких-то действий и подготовки. Это и есть главная мысль повести «Алые паруса».

Чему учит?

Кроме идеи чуда, которое человек творит своими руками, Грин хотел призвать своих читателей быть добрее по отношению к другим людям и не судить их, слушая общественные толки. Ни Лонгрен, ни тем более Ассоль не заслужили тех косых взглядов, которые на них кидали жители Каперны. По настоянию своих родителей дети обижали маленькую Ассоль, даже кидали в нее камни и обзывали ее «висельницей» (то есть негодяйкой, той, кого собираются повесить). Соседи не думали о том, что можно было помочь Мери безвозмездно, что от их помощи зависит ее жизнь. После смерти женщины все дивились угрюмости и мстительности ее мужа, который остался с маленькой дочкой совсем один, абсолютно забыв, как подло они поступили с Мери и как сильно ее любил моряк. Мораль повести «Алые паруса» проста: нужно быть добрее к людям, и тогда всем будет лучше.

Автор показывает разных персонажей. Кто-то из них строит свою жизнь, основываясь на чужом мнении, например, жители Каперны. Так, Эгль, придя к ним в деревню, не увидел и не услышал ничего интересного, только грубость, пошлость, лицемерие и другие пороки, присущие пустым персонам. Поэтому путешественник сразу разглядел в Ассоль живость ее души. Такие люди, как она, выбирают свой путь, и к ним тянутся положительные персонажи, чувствуя в них что-то родное и прекрасное.

Конечно, писатель многое приукрашает в этой истории, создавая для читателей добрую сказку. Однако эта история не может оставить равнодушными, ведь в нее заложено так много добра и волшебства, что нам хочется верить – чудеса возможны и в наше время… Этот вывод сделал писатель из жизни, а мы — из его повести-феерии.

Автор: Альбина Исмаилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *