Анализ романа «Остров сокровищ» (Роберт Стивенсон)

Не только русская, но и вся мировая литература девятнадцатого века была богата оригинальными литературными произведениями и яркими образами, которые оставили неизгладимый отпечаток в культурном фонде всего человечества. Одним из таких легендарных литературных памятников стал роман шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». В наши дни это произведение настолько известно, что практически невозможно найти человека, который не слышал бы о нём, а имена и образы героев, созданные Стивенсоном, повсеместно узнаваемы и любимы.

История создания

Сам писатель говорил, что создание романа определил случай. В Англии того времени были очень популярны истории о далёких землях, путешествиях по морям и океана, поисках сокровищ. Однажды, на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов, Стивенсон увидел, как его пасынок играет с нарисованной картой некоего острова. По словам писателя, именно в этот момент на него снизошло внезапное вдохновение, и в его голове родился сюжет романа.

Неизвестно, когда именно Стивенсон приступил к работе над «Островом сокровищ». С восемьдесят первого по восемьдесят второго год отрывки романа публиковались в журнале «Young Folks». Писатель часто зачитывал их близким людям. Сначала Стивенсон ориентировался, прежде всего, на детей, давая своему произведению такие названия, как «Морской кок» или «Остров сокровищ: история для детей». В 1883 году роман был опубликован как цельное произведение.

Жанр и направление

Роман «Остров сокровищ» был создан Стивенсоном в рамках литературного направления «неоромантизм», чьим горячим сторонником он был. В результате произведение перенимает общий романтический настрой, рассказывая нам о невероятных приключениях и далёких от цивилизации экзотических широтах. Однако в то же время в центре романа находится не оторванный от окружающего мира романический герой, а самые обычные люди, отображённые крайне достоверно и натуралистично.

Жанр произведения «Остров сокровищ» можно определить, как приключенческий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число действующих лиц. В основе сюжета лежит длительное приключение, оказывающее огромное влияние на героев, которые, преодолевая многочисленные опасности и испытания, растут над собой.

Суть: о чём произведение?

Сюжет романа «Остров сокровищ» начинается в Британии в середине восемнадцатого века. Джим Хокинс и его мать держат трактир «Адмирал Бенбоу» на юго-западе Англии. Однажды к ним прибывает новый постоялец – бывалый моряк по имени Билли Бонс, который обещает ежедневно выплачивать Джиму четыре пенса, если тот будет следить, не появился ли поблизости одноногий моряк. Одноногий так и не появился, зато Бонса посетил некий человек, назвавшийся Чёрным Псом. Происходит драка между Билли и Чёрным псом, таинственный посетитель сбегает, однако сам Бонс слег в постель. Постоялец признаётся Джиму, что когда-то он служил штурманом у легендарного пирата Флинта.

Через несколько дне трактир посещает другой знакомый Бонса – Слепой Пью, который вручает бывшему штурману чёрную метку, означающую, что скоро пираты придут за ним. Здоровье Билли Бонса не выдерживает, и он умирает. Джим с матерью покидают трактир, забирая деньги Бонса, которые он должен был им, а также некий пакет. Через некоторое время на заведение совершает налёт кучка бандитов, семья Хокинсов едва успевает спастись бегством. Прибывшие из ближайшей таможни вооружённые солдаты отгоняют бандитов и случайно затаптывают лошадьми Слепого Пью.

Судьба сводит главного героя с богатым аристократом Джоном Трелони и доктором Дэвидом Ливси. В пакете из сундука Бонса троица обнаруживает карту острова, где спрятаны сокровища капитана Флинта. Трелони и Ливси решаются на авантюру – нанять корабль, доплыть до острова и забрать сокровища себе, а юного Хокинса берут с собой в качестве юнги.

Через некоторое время корабль «Эспаньола» и нанятая Трелони команда готовы к отплытию в порту Бристоля. Весь город уже знает о цели экспедиции. В Бристоле Джим встречает владельца таверны «Подзорная труба» – одноного Джона Сильвера, который консультировал Трелони по вопросам подбора команды и сам нанялся на «Эспаньолу» корабельным коком. В таверне Сильвера Джим случайно натыкается на Чёрного пса, который спешит скрыться. Происходит встреча с нанятым капитаном корабля – Александром Смолеттом, который не доверяет своей собственной команде, о чём прямо заявляет Трелони и Ливси.

Тем не менее, экспедиция начинается. Несколько месяцев идут размеренные морские будни. На горизонте уже появляется искомый остров. В этот момент Джим, забравшись в бочку с яблоками, становится случайным свидетелем разговора Сильвера с другими матросами. Выясняется, что вся команда «Эспаньолы» состоит из пиратов, а сам одноногий кок и вовсе был квартирмейстером у капитана Флинта. Разбойники намереваются дождаться, пока Ливси и Трелони найдут клад, а после убить своих нанимателей и капитана и присвоить сокровища легендарного пирата себе.

Как только корабль добирается до берега, Хокинс, предупредив Ливси, Смолетта и Трелони, под благовидным предлогом сходит на берег и сбегает в глубь острова, где встречает ещё одного пирата по имени Бен Ганн, которого три года назад бросили на этом острове его товарищи. Бывший пират становится союзником Джима и его спутников.

В это же самое время на самом корабле доктор Ливси, капитан Смолетт, Трелони с тремя своими слугами и честный матрос Эйб Грей, захватив с собой карту Флинта, совершают побег с корабля. На острове они находят окружённый частоколом сруб и занимают оборону. В этот момент к ним снова присоединяется Джим.

Несколько дне пираты атакуют позиции героев, но те не без потерь отбиваются, на помощь им приходит и Бен Ганн, убивающий нескольких бандитов во сне. Сам Джим решается на отчаянный поступок, под покровом ночи он обходит лагерь людей Сильвера и на лодке, о которой рассказал ему Бен Ганн, добирается до «Эспаньолы», чтобы увести корабль в безопасную гавань, где пираты до него не доберутся. В этот момент Джим впервые в жизни убивает человека. План Хокинса проходит успешно, однако, вернувшись обратно к срубу, он обнаруживает, что его уже заняли пираты. Пираты собираются убить Джима, но Джон Сильвер не даёт им это сделать. Как оказалось, Сильвер заключил с доктором Ливси сделку, друзья Джима беспрепятственно покинули сруб, в обмен на карту. Утром одноногий пират встречается с доктором, получает от него карту, а за спасение Хокинса берёт с Ливси обещание, чтобы тот спас его от виселицы.

Вся шайка Сильвера вместе Джимом отправляется на поиски клада, но, достигнув обозначенного на карте места, находит там только пустую яму. Окончательно деморализованные пираты готовы убить и Джима, и Сильвера, но в этот момент Ливси, Бен Ганн и Эйб Грей разгоняют их несколькими выстрелами. Выясняется, что Бен Ганн уже давно нашёл сокровища Флинта и спрятал их в своей пещере.

Герои вместе с Беном Ганном и пленным Сильвером покидают остров. Однако у берегов Америки одноногий пират тайно сбегает, прихватив маленькую часть сокровищ. Вернувшись в Англию, герои возвращаются к привычной жизни, семья Хокинсов процветает, но Джим до сих пор иногда просыпается по ночам в холодном поту, вспоминая те ужасы, которые он пережил.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон представляет таблицу, где перечислены характеристики главных героев романа «Остров сокровищ».

Джим Хокинс английский юноша. Отважен, смел и умён, но слишком самоуверен. Проходит путь от простого мальчика на побегушках в трактире, до настоящего героя, готового рисковать своей жизнью ради товарищей.
Джон Сильвер пятидесятилетний одноногий пират с попугаем на плече. Расчётливый и жестокий лидер. Своим умом и рассудительностью сильно выделяется на фоне невежественных и недалёких пиратов. Несмотря на отсутствие одной ноги, является грозным бойцом. Сохраняет хладнокровие даже в самой отчаянной ситуации, за счёт чего несколько раз избегает своего свержения, а в итоге умудряется выйти сухим из воды, даже получив кое-какие богатства.
Александр Смолетт наёмный капитан «Эспаньолы» сухой и строгий человек. Хладнокровный руководитель и отважный боец.
Дэвид Ливси английский врач и бывший военный. Рассудительный и честный человек, готовый проявить благородство даже по отношению к негодяю Сильверу. Стал вторым человеком после Смолетта, а после ранения капитана взял всё руководство на себя.
Джон Трелони образованный и ухоженный аристократ, не отличающийся, однако, большой сообразительностью. Именно его неразумная кадровая политика стала причиной всех бед героев. Однако в момент трудностей показал себя надёжным и храбрым человеком.

Темы

Тематика романа «Остров сокровищ» заинтересует каждого искателя приключений:

  1. Приключение – путь, который приходится пройти героям «Острова сокровищ», совсем не похож на беззаботное романтическое приключение. Реальная угроза жизни, лишения, сражения, испытания тела и духа – только преодолев все эти невзгоды, герои получают заслуженную награду.
  2. Быт и нравы пиратов – писатель создал очень колоритный образ пиратов, лишённый какой-либо романтики. Морские разбойники в большинстве своём представлены грубыми, невежественными и безнравственными дикарями, которые подвержены всем возможным порокам. На их фоне выделяется умный и спокойный Сильвер, который, однако, оказывается ничем не лучше своих приспешников.
  3. Дружба – переживая трудности, герои романа постепенно становятся настоящими друзьями, связанными общей борьбой за выживание. Именно такое товарищество, подтверждённое не словами, а реальными делами, по мнению писателя, является действительно ценным.
  4. Преданность – Стивенсон показывает разницу между честными людьми, которые рискуют своими жизнями ради общего дела и сплочённо противостоят опасности, и подлыми разобщёнными пиратами, которых держит вместе только жажда наживы, что в итоге оборачивается полным крахом их планов.

Проблемы

Проблематика романа «Остров сокровищ» станет нравоучительным чтивом для охотников за кладами:

  1. Алчность – Стивенсон показывает, на какие преступления готов пойти человек ради денег. Обман, убийства, запугивания, похищения – пираты в романе готовы пойти на самые подлые поступки, чтобы получить желаемое. На примере шайки Сильвера мы можем видеть, что коллектив, основанный исключительно на жажде наживы, абсолютно нежизнеспособен и обречён на развал и гибель.
  2. Жестокость – приключение, показанное в романе, наполнено большим количеством по-настоящему страшных и тёмных моментов. Тяжёлые ранения, убийства, заговоры и предательства. Роман Стивенсона максимально приближен к реальности и не боится демонстрировать нам самые неприглядные стороны человеческой жизни.
  3. Пьянство – алкоголь играет важную роль в романе. Именно злоупотребление алкоголем приводит к смерти Билли Бонса. Все пираты без исключения подвержены это пагубной зависимости, что становится одним из факторов их поражения. Например, Джим смог увести «Эспаньолу» благодаря тому, что накануне пираты устроили пьяную драку на корабле.
  4. Невежество – пираты Стивенсона в большинстве своём не образованы и глупы. Даже хитрый и расчётливый Сильвер не слишком просвещён. Так все пираты умеют выполнять команды и управлять кораблём, но при этом не могут ориентироваться на море, что ставит их в зависимость от образованного капитана Смолетта.

Основная идея

Роман «Остров сокровищ» в полной мере демонстрирует нам, что такое неореализм. То, что начинается, как интригующее приключение по экзотическим краям, превращается в настоящую эпопею, где обычные люди прикладывают колоссальные усилия, чтобы выжить. Главная мысль романа «Остров сокровищ» — это призыв к честности, смелости и воспитанию силы духа. Именно эти качества позволяют героям пройти все препятствия, найти клад и не потерять при этом человечность.

Стивенсон создал довольно натуралистичную картину быта и нравов Англии середины восемнадцатого века и показал рост и становление главного героя под влиянием неблагоприятной окружающей среды. Даже в неравном и неразвитом обществе высоконравственные и храбрые люди могут добиться успеха. В этом и состоит еще один смысл романа «Остров сокровищ».

Чему учит?

Этот роман учит нас тому, что несмотря на все невзгоды и трудности, благородный человек, используя свой ум, сможет их преодолеть. Говорит о важности командной работы. Он показывает нам, что в любой ситуации нужно сохранять рассудительность и помнить о благородстве.

Автор романа «Остров сокровищ» осуждает пьянство, жадность и жестокость пиратов. Некомпетентность, праздность и легкомыслие, которые продемонстрировал Трелони, приводят экипаж к поражению. Писатель говорит о том, что величину человека определяет не происхождение, а его личные заслуги.

Критика

«Остров сокровищ» произвёл фурор у себя на родине и триумфально прошёлся по всему земному шару. Яркие образы, смелые сюжетные ходы, натурализм – всё это выгодно выделяло Стивенсона в ряду прочих писателей.

Образ одноногого Джона Сильвера стал одним из самых узнаваемых и популярных во всей западной культуре. Книга была многократно экранизирована. Даже по сей день «Остров сокровищ» привлекает внимание читателей, которые находят в нём всё новые и новые смыслы и посылы.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 5

  1. Эмма:

    Спасибо большое за помощь!!!!!!!!

  2. Юлия:

    Здравствуйте! Ошибка в употреблении термина. Стивенсон — сторонник неоРОМАНТИЗМА, и роман «Остров сокровищ» написан в соответствии с этим литературным течением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *