Анализ стихотворения «Реквием» (М.И. Цветаева)

Марина Цветаева, мастер русской поэзии, прожила не самую лёгкую жизнь. Но внутренние переживания и вся сложность реального мира заставляют поэта писать искренне. Мы чувствуем это. Между творцом и читателем устанавливается прочная связь до самой последней строчки, самого последнего слова. Читатель вместе с поэтом переживает все эмоции, погружается в жизнь лирического героя и будто бы смотрит его же глазами. В своих произведениях Марина Цветаева раскрывает такие темы, как любовь к Родине, любовь к людям, жизнь и смерть.

История создания

Работу над созданием стихотворения «Реквием» Марина Цветаева завершила в 1913 году. Тогда поэтессе исполнился 21 год. За ее плечами были брошенные гимназии с отвратительными характеристиками (за дерзость!), французские курсы по средневековой литературе и первые сборники стихов, уже удостоившиеся отзывов видных критиков. В 1913 году как раз вышел третий сборник Цветаевой — «Из двух книг».

Как известно из биографии Марины Цветаевой, её мать умерла от туберкулеза, когда девочка была ещё совсем юной. Марине на тот момент было четырнадцать лет. Такое событие не могло не потрясти ее, что нашло явное отражение в её последующем творчестве.

Жанр, направление, размер

Произведение «Реквием» относится к жанру элегия. В монологической форме поэт рассуждает о жизни и смерти, о любви и ненависти. Какое значение имеет человеческая жизнь и насколько неизбежно прекращение существования человека.

Направление творчества Цветаевой не удается установить, так как ее поэзию традиционно не относят ни к одному модернистскому течению.

Стихотворение «Реквием» представляет из себя пяти и трёхстопный ямб с перекрёстной мужской и женской рифмой. Произведение включает в себя девять строф.

Смысл названия

Название стихотворения «Реквием» может нести в себе как скрытый, так и явный смысл. Иногда смысл названия читатель осознаёт после знакомства с произведением, а иногда, наоборот, оно раскрывает смысл ещё до прочтения и тогда становится ясно, о чём будет повествовать автор.

Само слово «Реквием» имеет несколько значений: во-первых, это католическое богослужение по умершему, а во-вторых – траурное музыкальное произведение.

Потеря близкого человека вызывает бурю эмоций, которые хочется излить, что делает в своём произведении Цветаева.

Образы и символы

С помощью созданных образов поэт погружает нас в атмосферу произведения.

Ни для кого не секрет, что образ лирического героя Марина Цветаева пишет, отталкиваясь от своей личности, своих переживаний и эмоций. Тут автор упоминает и «зелень глаз», и «нежный голос», и «золото волос».

Лирический герой – это субъективная реальность автора. Через лирического героя поэт делится с нами своими личными переживаниями. Автор рассуждает о значимости человеческой жизни в таком огромном мире: «И будет все — как будто бы под небом И не было меня!». Эти строки говорят о том, что исчезновения конкретного человека мир не замечает, ведь все остальные продолжают жить. Автор размышляет о скоротечности жизни:

«Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой».

Последняя строка говорит нам о том, что после человека не остаётся чего-то конкретного – лишь зола, пыль. Из этого поэт делает вывод: люди должны дарить друг другу любовь и веру при жизни, пока есть такая возможность:

Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

Любить героиню можно за «безудержную нежность», «слишком гордый вид», неизбежное «прощение обид», «за правду, за игру». И еще одним веским доводом становится смерть. Ведь если люди не будут любить друг друга при жизни, потом этого сделать уже не удастся. Нам дано так мало, чтобы успеть так много!

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Реквием» чётко определяется с первых строк: неотвратимость смерти. Смерть – это то, с чем сталкивается каждый и то, что так сложно принять лирическому герою. Но куда сложнее принять то, что после ухода из жизни каждого из нас ожидает забвение.

Героиня понимает то, что вместе со смертью исчезнет и её личность, поэтому она хочет успеть побыть собой в те краткие мгновения, что ей даны. Она призывает людей использовать все возможности жизни, чтобы выразить любовь ко всем тем, кто станет золой после смерти: «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно». Героиня просит любить её, невзирая на недостатки, за хорошие черты – за всё, что делает её человеком. Поэтому еще одна тема стихотворения — это призыв к любви при жизни, пока смерть не заявит свои права на человека.

Проблематика стихотворения «Реквием» изложена в списке:

  • Забвение. Мир продолжит свое существование, как будто и не было того, кто только что ушел. Поэтому человеку очень страшна смерть.
  • Страх смерти. Героине страшны мысли о том, что ее, такой живой и настоящей, больше не будет на свете.
  • Чувствительность. Прощение обид героиня называет неизбежностью. Это говорит о том, что она восприимчива к психологическим травмам. Ее гордый вид призван это скрывать, но безудержная нежность все равно остается внутри.

Смысл

Основная идея произведения «Реквием» подразумевает под собой неизбежность смерти для каждого человека и страстный призыв к любви при жизни — пока есть такая возможность.

С помощью монолога лирическая героиня повествует нам о том, что её беспокоит на самом деле – обесценивание человеческой жизни. Человек отправится в свой последний путь и о нём забудут вовсе: «Виолончель, и кавалькады в чаще, и колокол в селе…».

Поэтому люди должны помнить о неотвратимости смерти и любить друг друга при жизни еще сильнее, ведь другого шанса не будет. Мысли о скором финале должны мотивировать нас верить, надеяться и любить. Это по-настоящему важно в мире, где человек — лишь мимолетный гость. Такова главная мысль стихотворения «Реквием».

Важно любить, ценить человека, пока он существует, пока он есть, а когда он уходит – помнить.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении «Реквием» Цветаева использует различные тропы:

  1. Эпитеты создают яркие образы для лирического героя: «золото волос», «безудержная нежность». Они помогают нам проникнуться атмосферой произведения, лучше понять героя.
  2. В стихотворении поэт использует сравнение: «как дети».
  3. Метафора является одним из самых эффективных средств выразительности в произведении. Метафора помогает придать стихотворению новые грани и наделить его определённым смыслом, например: «зелень глаз моих», «за быстроту стремительных событий».

Автор: Анастасия Занько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *