Краткая биография М. И. Цветаевой

Марина Цветаева – одна из самых знаменитых поэтесс двадцатого века. Ее творчество – это и исповедь страдающей женщины, и летопись кровавого времени, и вечная молитва, обращенная в небо. Спустя почти век книги Цветаевой все так же популярны и находят своих читателей по всему миру. Жизнь поэтессы была полна трудностей и потерь, однако, несмотря ни на что, искусство никогда не уходило из ее жизни.

Происхождение и детство

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в творческой семье. Ее мать, Мария Мейн, происходившая из польско-немецкой семьи, была одарённой пианисткой, а отец, Иван Владимирович, — историком искусства и филологом, профессором Московского университета. Также у Марины были сестры Анастасия и Валерия и брат Андрей.

Уже в детстве девочка знала французский и немецкий языки, писали свои первые стихотворения.

Юность и образование

Особое влияние на юную Марину оказала профессия матери. Девочка посещала Музыкальное училище. Благодаря отцу Марина увлекалась мифологией, что отразилось и в ее творчестве.
Из-за ослабшего здоровья матери несколько лет Марина проводит заграницей вместе с семьей (уезжает в 1902 году) и возвращается в 1905 году. До 1906 года девочка вместе со своей сестрой Анастасией и матерью живет в Ялте, однако, несмотря на все усилия мужа, вскоре, 5 июля 1906 года, Мария умирает.

Марина поступает в женскую гимназию в четвертый класс, однако характер у девочки был непростой, и несколько раз она была исключена из школы за непослушание и дерзость. Однако гимназию ей все-таки удалось закончить. Юная девушка посещает лекции и собрания столичных литераторов, заводит уникальные знакомства в творческой среде. В 1909 году впервые отправляется в самостоятельную поездку за границу, где также уделяет много времени образованию, посещает курсы по старофранцузской литературе.

Творческий путь

Первый сборник стихов (школьные сочинения) «Вечерний альбом»  она выпускает за свой счёт в 1910 году втайне от родителей. Творчество юной Марины сразу же привлекает внимание уже состоявшихся поэтов: Брюсова, Волошина, Гумилева. В этом же году поэтесса пишет свою первую критическую статью, посвящая ее творчеству Валерия Брюсова.

До 1913 года выходит еще два сборника поэтессы – «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). Это время сама Цветаева считала одним из самых счастливых периодов в своей жизни.

В 1916 года Цветаева на время приезжает к своей сестре в город Александров. Там она пишет множество стихотворений, позже объединенных критиками в отдельный цикл, названный «Александровским летом Марины Цветаевой».

Многие стихи, написанные поэтессой в период с 1916 до 1920 года, войдут в сборник «Версты», одну из самых знаменитых книг поэтессы. В это время также появился цикл стихотворений «Лебединый стан» и поэмы «Егорушка», «На красном коне» и другие.

В эмиграции Цветаева продолжает активно работать, принимает участие в издании журнала «Версты» в Париже. В нем же публикуются многие из ее произведений, например, «Поэма горы», «Новогоднее», драма «Тезей». Тем не менее, большая часть работ, созданных Цветаевой в эмиграции, остается неопубликованной.

Последний прижизненный сборник поэтессы, вышедший в свет, — «После России» (1928). В стихах Цветаевой отчетливо слышится тоска по Родине, ее боль и томление на чужой земле. Чуть позже поэтесса посвящает цикл стихотворений Маяковскому, смерть которого потрясла ее.

Вниманием публики пользуется и проза Цветаевой, к которой она начинает обращаться особо часто уже в 30-е годы. Она сама отмечает: «Эмиграция делает меня прозаиком». «Мой Пушкин», «Повесть о Сонечке», «Живое о живом», «Пленный дух» — все эти маленькие жемчужины появляются на свет в 30-е гг. После возвращения в СССР Цветаева, в основном, занимается переводами.

Отношения с властью

Изначально Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, как и ее муж. В приходе большевиков к власти она видела большую трагедию и конец родной России. Однако в самой эмиграции она постепенно отдаляется от белого движения, и ее отношение к советской власти становится все более неоднозначным. Цветаева никогда не принимала «красной» идеологии, однако видела в новом государстве творческий вызов для молодежи, которая могла покорить вершины, недоступные «побежденному» поколению.

Очевидно, непримиримый конфликт с властью только углубляется вследствие семейной трагедии поэтессы, убийства ее мужа и заключения дочери.

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева с дочерью уезжают из России вслед за мужем. Некоторое время они живут в Берлине, а позже перебираются в Прагу. Вскоре у супругов рождается сын Георгий, и все вместе они переезжают в Париж.

В 30-е гг. поэтесса живет почти в нищете, спасаясь помощью меценатки, одной из самых знаменитых дам начала двадцатого века – Саломеи Андрониковой. Муж Цветаевой болеет и не может приносить в семью деньги. Дочь старается помочь матери тем, что вышивает шляпки.

Поэтесса скучает по Родине, однако не хочет возвращаться в новую Россию. В семье часто возникали конфликты, когда разговор заходил о переезде. Первая в СССР возвращается дочь Ариадна – она уезжает в 1937 году. За ней следует Сергей Эфрон.

Личная жизнь

Цветаева знакомится со своим будущим мужем, публицистом и литератором Сергеем Эфроном, в Крыму в 1911 году. От него в 1912 году у неё рождается дочь Ариадна.

С приходом Гражданской войны в жизни молодой семьи начались трудности. Молодая жена влюбчива и увлекается одной из самых скандальных женщин своего времени, поэтессой Софьей Парнок. Муж Цветаевой просит жену одуматься, но ситуация не меняется, и Сергей Эфрон уходит на фронт в Добровольческую армию, даже после того, как поэтесса разрывает все «внесемейные» связи. Оставшись одна, Цветаева устраивается на службу в Информационный отдел Комиссариата по делам национальностей. В возрасте трех лет погибает их вторая с Эфроном дочь — Ирина (от голода).

Муж поэтессы в это время находится в Праге; ему пришлось эмигрировать, как и другим членам Белого движения. Вскоре к нему приезжает и Марина с детьми. В эмиграции у нее завязывается романтическая связь с Пастернаком, однако единственный выход чувству дается в письмах, которые они присылали друг другу. Единственная встреча, состоявшаяся между ними, произошла в 1935 году, однако она ничего не изменила в их отношениях.

Хотя Цветаева не хотела возвращаться в Россию, в 1939 году она последовала за своим мужем и дочерью. Однако возвращение на родину не принесло семье счастья. Вскоре была арестована дочь Ариадна, а после нее муж Эфрон. В 1941 году Сергей был расстрелян, а Ариадна приговорена к пятнадцати годам заключения.

В целом, семейная жизнь Марины Цветаевой была далека от спокойствия и традиционного быта. Женщина была влюбчива и непостоянна, порой своенравна, что выливалось в множественные романы, однако не каждый из них может быть подтвержден с полной уверенностью (как, например, частые романы с друзьями мужа и даже с его братом – Петром Эфроном). С сыном у нее были достаточно напряженные отношения; Георгий понимал, что получаемое от матери воспитание далеко от идеала.

Интересные факты

Жизнь и творчество Марины Цветаевой ярче всего можно описать в подборке интересных фактов:

  1. Марина Цветаева была суеверным человеком и верила в судьбу. Однажды она решила, что выйдет замуж за того, кто подарит ей ее любимый камень – сердолик. Счастливым дарителем оказался Сергей Эфрон, за которого поэтесса и вышла замуж.
  2. Несмотря на плохое зрение, Цветаева не носила очки, которые никогда не любила, и презрительно относилась к макияжу.
  3. В тяжелые годы Первой мировой войны поэтесса отдала своих дочерей, Ариадну и Ирину, в приют, надеясь, что так они получат лучшее питание, чем дома. Младшая девочка Ирина, будучи слабой и болезненной девочкой, не смогла пережить трудные годы и умерла в приюте. Ариадна же вернулась в родную семью. На похороны умершей дочери Цветаева не пришла.
  4. Марина Цветаева повесилась на веревке, которую перед отъездом ей дал помогавший упаковывать вещи Борис Пастернак. Также перед смертью она написала три предсмертные записки, в одной из которых просила прощения у сына, а в двух других – просила близких и тех, кто будет ее хоронить, позаботиться о Муре (так она называла своего сына).

Смерть

Когда начинается Великая Отечественная война и разворачивается масштабная эвакуация, Цветаева вместе с сыном переезжают. Новым домом становится город Елабуга на Каме, где поэтесса устраивается на должность посудомойки.

Там же 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, оставив несколько предсмертных записок. Поэтесса была похоронена в том же городе на Петропавловском кладбище. Сейчас местоположение ее могилы точно не известно.

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *