Анализ стихотворения «Дон» (М.И. Цветаева)

Марина Ивановна Цветаева известна своими страстными и чувственными стихотворениями о любви. Однако писала она и о Родине, и о революции, и о смерти… Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать цикл стихотворений М.И. Цветаевой «Дон», посвящённый противостоянию Белой и Красной армий. Приятного просвещения!

История создания

Цикл стихотворений «Дон» написан Мариной Ивановной Цветаевой весной 1918 года. Он входит в сборник «Лебединый стан», посвящённый Сергею Эфрону. Каждое лирическое произведение в сборнике отражает исторические события России начала ХХ века – февральская и октябрьская революции, гражданские войны Красных и Белых армий. Название собрания стихотворений носит символичный характер: белый цвет – это чистота, божественность и святость; лебедь – это символ преданности и верности. Марина Ивановна Цветаева считала Белую армию спасением Родины от крови, безбожности и жестокости.

Сергей Эфрон, муж М.И. Цветаевой, сражался в рядах добровольческой армии «белых». Именно поэтому и цикл стихотворений «Дон», и сам сборник «Лебединый стан» получился достаточно личной, эмоционально окрашенной поэтической летописью гражданской войны.

При жизни поэта собрание стихотворений не могло быть опубликовано по политическим соображениям правящей власти. «Лебединый стан» вышел в свет только в 1957 году в Мюнхене, однако не был поддержан ни в Советской России, ни за границей среди эмигрантов. Ведь к тому времени Цветаева уже вернулась в СССР, а это воспринималось в среде эмигрантов как капитуляция.

Жанр, направление, размер

Цикл стихотворений «Дон», состоящий из трёх частей, можно отнести к такому жанру поэзии, как ода. В данном произведении Марина Ивановна Цветаева воспевает доблесть и отвагу белой гвардии, сражающуюся за мир, за дом, за семью и за веру. В каждом стихотворении она оценивает риски, на которые идут белые, сопереживает войску и уверяет его в том, что их сражения на Дону войдут в историю и будут увековечены в памяти «внуков».

Главными темами поэзии Марины Ивановны Цветаевой в сборнике «Лебединый стан» однозначно является патриотизм, героизм и воспевание этих качеств. Во всех трёх стихотворениях цикла «Дон» поэт широко использует книжную лексику («рать», «воспрянет», «снесть», «весть»…), которая словно подчёркивает важность и значимость белой гвардии, рисует образ подвига белых во имя отечества. Перед нами гражданская лирика.

Перекрёстная и парная мужская и женская рифмы, использованные в стихотворении, создают ощущение марша. Читатель словно слышит, как ровно и быстро движутся к Дону белогвардейцы, отчеканивая каждый свой шаг.

Первое и третье стихотворение цикла написаны трёхстопным и четырёхстопным дактилем. Кажется, такой стихотворный размер Марина Ивановна Цветаева выбрала специально. По словам Н.С. Гумилёва, «дактиль мощен и торжественен», он говорит о стихиях и деяниях Богов. Поэт считала белогвардейцев божьими посланниками: «Божье да белое твоё дело». Дактиль словно подчёркивает и усиливает созданный Цветаевой образ Белой армии. Он также помогает читателю увидеть могучую реку Дон, где и происходят сражения во время гражданской войны.

Второе стихотворение написано пяти- и шестистопным ямбом, который, согласно Гумилёву, «свободен, ясен, твёрд». Именно таким характером обладают белогвардейцы, описанные Цветаевой. Они принимают «муки» с честью и достоинством, не боятся умереть за своё дело, готовы стоять до последнего человека в строю.

Смысл названия

Название – сильная часть произведения. Именно в ней заключается тема всего стихотворения. Марина Ивановна Цветаева озаглавила цикл названием реки – Дон – ведь на ней происходит решающее противостояние белых и красных, описанное поэтом. Название стихотворения не характеризуется эпитетом, однако носит символический характер. В понятие Дон М.И. Цветаева включает целую систему образов: «муки», «долг», «Божье дело», смерть… Благодаря этим образам неопределённое «Дон» приобретает конкретное значение – гражданская война.

Нельзя не отметить и то, что Дон в данном стихотворении становится символом памяти. Ведь вода – это движение сквозь время, вода – это вечность, которая хранит в себе историю.

Образы и символы

Центральным образом цикла произведений является белая гвардия. Для создания облика белогвардейцев поэт вводит несколько систем других образов. Так, в трёх стихотворениях образные системы можно условно разделить на три части: сама белая гвардия («лебедей стая», «божье дело», «белая стая»), её ценности («долг», «хаты», «храм», «внуки») и жертва («муки», «дети», «жёны»).

Сравнение белой гвардии со стаей лебедей, как и в названии сборника «Лебединый стан», несёт символическое значение. Чистые, белые, посланные богом воины верны своей родине, своим идеалам и принципам. Они встают на защиту родных «хат», покидая собственные семьи, ради спокойного и мирного будущего потомков. В этом они видят свой гражданский долг, в этом заключается их «высокий путь», о котором говорит поэт. Белогвардейцы «погибают», «тонут», однако смерть не пугает их, ведь они выполняют святую миссию – защита родного края.

Нельзя не отметить, что М.И. Цветаева в цикле стихотворений не упоминает красных, несмотря это, читатель понимает, что именно от них терпят «муки» белогвардейцы. Это игнорирование — тоже средство художественной выразительности. Автор презирает большевистскую армию, не находит нужным увековечивать ее позор.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Дон» — подвиг доблестной белой гвардии, в силы и цели которой искренне верит сама Марина Ивановна Цветаева. В каждой строке, в каждом слове читатель видит отношение поэта к происходящему в стране в начале ХХ века.

Главной проблемой стихотворения «Дон» является трагическая смерть белогвардейской рати, о которой нам становится известно из последней части цикла. Однако умерли белогвардейцы лишь физически. Память об их подвиге, память о событиях гражданской войны будет запечатлена в веках, о чём говорит сама Марина Ивановна Цветаева.

Интересен в произведении мотив обреченности. Цветаева называет героев «последним сном старого мира». Финал их борьбы был предопределен историей, но это отчаяние не помешало людям исполнить свой долг. Поэтесса пишет:

«Кто уцелел — умрет, кто мертв — воспрянет»

В этой строке она показывает, что героическая смерть в бою была единственной дорогой к вечной жизни, полной славы и уважения к себе. А вот попытка выжить и подстроиться под законы врага означала духовную смерть. Тема мучительного нравственного выбора не менее важна в произведении.

Тема памяти тоже затронута автором. Потомки будут вспоминать подвиг предков и гордиться ими, ведь имя павших сохранит история. Их жертва была за великое дело.

Настроение стихотворения «Дон» трагическое, но не упадническое. В последних строках читатель ощущает удаль бойцов, которые не боялись умирать ради того, во что верили.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Дон» состоит в том, что подвиг белой гвардии не будет забыт, ведь идеи, ради которых погибали бойцы, никогда не утратят своей святости. Их дело — святое, «белое». Белый цвет в культуре ассоциировался с невинностью и нравственной чистотой.

Будет помнить «белую стаю» и великий Дон, на чьих берегах происходили сражения. Как уже было сказано выше, вода – это символ времени, символ вечности. Смысл стихотворения «Дон» – вечная память.

Средства художественной выразительности

Марина Ивановна Цветаева в разбираемом цикле стихотворений мастерски использует звукопись, которая передаёт патриотическое настроение произведения и погружает в атмосферу событий 1918 года:

  • В аллитерации на [л], [м] («белая», «дулу», «видением», «волны», «молодость»…) читатель может услышать плавное течение реки Дон, которая стала свидетелем описанных в стихотворении событий.
  • Ассонансы на [о], [а] («гвардия», «твой», «высок», «святая», «сон»…) придают стихотворению торжественность, характерную для поэтического жанра оды.

Широко используются в стихотворении и эпитеты, характеризующие белогвардейскую рать:

  • «Божье дело»
  • «белым видением»
  • «рать святая»
  • «донская глыба»
  • «белою стаей»

В стихотворении употребляются глаголы прошедшего («принимали», «умирали», «проломилась»…), настоящего («тает», «доверяем», «погибаем», «тонем»…), будущего времени («напишут», «грянет», «воспрянет»…), которые вместе составляют вневременную канву, канву вечности. Это работает на идею произведения.

Часто используются в цикле «Дон» восклицательные предложения, отражающую уверенность Марины Ивановны Цветаевой в силе белой гвардии.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *