Анализ поэмы «Пугачев» (С.А. Есенин)

Многие люди знают творчество С.А. Есенина по стихам, посвященным любви или русской природе. Однако оно не ограничивалось этим репертуаром. Автор успел затронуть и более серьезные «взрослые» темы. Среди его поэтического наследия можно найти исторические произведения и даже политические. Одним из них является поэма «Пугачев». Анализ по плану представляет Многомудрый Литрекон.

История создания 

Поэма С. А. Есенина «Пугачев» написана в 1920 году, навеяна она Гражданской войной в России. После революции поэт поддержал перемены, которые должны были облегчить народные страдания, однако далеко не все лозунги были выполнены. В 1919 году по России прокатились крестьянские волнения. 

С. А. Есенин стремился сам осмыслить революцию, причем не с глобальной, а с личной точки зрения. Вот почему он создал лирическую драму, в которой восстание Емельяна Пугачева раскрывается не с фактологической, а художественной стороны. Можно найти сходство с изображенным поэтом бунтом Пугачева и Октябрьской революцией: начали за здравие, а кончили за упокой. Идеологи революции, которые желали счастья всему народу и положили жизнь за его свободу, были преданы и повязаны своими же соратниками, более ушлыми и корыстными. Именно такой исход Есенин приписал Пугачеву, намекая на окружающую его действительность.

Можно найти и биографическое основание для создания образа Пугачева. Финальная речь Емельяна вторит стихотворениям самого поэта об осени жизни. И разочарование Пугачева в окружении — это чувства, которые испытывал сам Есенин в тот период. Мрачное ощущение предательства, молот рока над буйной головой — все это тяготило поэта и передалось его герою.

Жанр, направление, размер

Жанр поэмы «Пугачев» — эпическая поэма. В центре находится исторический герой, который отмечен властью и известен подвигами. Автор изображает его героический путь в рамках своего повествования, опираясь на исторические источники. Стихотворная форма и большой объем — это тоже характерные жанровые признаки.

Направление поэмы «Пугачев» — реализм. Все события укладываются в рамки возможного и типичного, герои вполне естественны, их поведение логично и обоснованно. Однако нельзя не упомянуть о характерных признаках имажинизма. Каждую строку усеивают яркие и метафоричные образы.

Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить всё едиными наименованиями. При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина лёгкий.

Композиция

Поэма представляет собой набор эпизодов, в которых отражаются наиболее важные вехи восстания: появление Пугачева, бегство калмыков, обсуждение будущего мятежа, решение Пугачева представляться Петром III, присоединение к бунтовщикам Хлопуши, неудачи разных отрядов Пугачева, предательство лидера восстания соратниками. 

Поэма состоит из 8 глав, каждая из которых подобна действию в пьесе. Реплики распределены между персонажами, как в пьесе. В книге есть закольцованность: в начале Пугачев беседует сам с собой, он одинок и еле оторвался от погони, а в финале он снова говорит сам с собой, снова одинок, но на этот раз преследователи настигли его.

Суть

В поэме рассказывается о причинах бунта – усталости простого народа от гнета властей и готовности поверить кому угодно, лишь бы жизнь хоть как-то улучшилась. Этим «кем угодно» стал казак Емельян Пугачев, который представился убитым императором Петром III, собрал союзников и стал захватывать населенные пункты. Многим людям был нужен «добрый царь», вот с чем связаны успехи Пугачева на ранних этапах. 

Однако профессиональные правительственные войска смогли победить разношерстные отряды восставших, а бывшие соратники предали своего лидера. 

Главные герои и их характеристика

Об исторических событиях С. А. Есенин рассказывает живо, интересно, эмоционально. Характеристика героев в поэме «Пугачев» позволяет глубже понять авторский замысел.

  1. Пугачев предстает человеком, пусть и не во всем правым, но сильным духом, готовым помочь народу, частью которого является и он сам. Это решительный, смелый и отчаянный человек, который готов на риск ради цели. Он искренне верит в свои идеалы и идет на бунт не ради выгоды, а ради правого дела. Вера в лучшее его не покидает, он борется до конца. Даже в последние минуты он думает о том, что страна погибает, а силы оставили его, и больше он ничем не может помочь ей. Пугачев умен, но доверчив. И его удивляет предательство. Он доверял соратникам. Даже когда его вяжут руки изменников, он называет их дорогими и хорошими, как бы не веря и не понимая, что произошло между ними? Как вышло, что теперь они стреляют друг в друга? 
  2. Также заметен образ Хлопуши. Это определенно преступник, но тоже личность достаточно сильная, его заинтересовали идеи Пугачева, и Хлопуша готов присоединиться к его войску. Как и многие искренние последователи Пугачева, он погибает в финале, ведь борется за своего вожака до последней капли крови.
  3. Другие соратники Емельяна не описываются подробно, так как они преследуют личные интересы и присоединились к бунтовщикам в надежде получить выгоду, поэтому после неудач легко предают своего лидера, надеясь получить помилование. Это трусливые и алчные люди.
  4. Можно сказать, что иногда С. А. Есенин соотносит себя с главным героем. Поэт, поддержавший революцию, с течением времени осознал, что она ведет не туда, но ничего уже нельзя сделать, а его собственное творчество оказывается в жестких рамках. Пугачев говорит в конце поэмы: «Неужели пришла пора? Неужель под душой так же падаешь, как под ношей? А казалось… казалось еще вчера… Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…». В этих словах могут выражаться и воззрения самого автора, который «еще вчера» думал о том, что перемены исправят Россию, а оказалось, что все идет не так гуманно и успешно.

Темы

Тематика поэмы Есенина «Пугачев» будет расширена, если Вам чего-либо не хватило, а об этом стоит сказать в комментариях.

  1. Русский бунт — основная тема поэмы «Пугачев». Автор детально описывает мятеж и его мотивы, опираясь на исторические факты и воссоздавая настрой народа в то переломное время. Автор с уважением пишет об этой стихии освобождения: «Гнев рабов — не кобылий фырк…».
  2. Судьба. Пугачев ведом злым роком, он возвышает и опускает его по свей прихоти. Емельян не властен над своей судьбой и подчиняется ей. В главные моменты своего бунта он пассивен, и само течение событий решает исход дня.
  3. Осень. С осенью Пугачев постоянно ассоциирует смерть. Она лейтмотивом преследует его, как напоминание о скоротечности жизни. Он сравнивает ее со старым оборванным монахом и старухой-смертью. Да и самого Пугачева люди считают мертвецом даже на гребне успеха. «Мертвую тень императора ведет на российскую ширь» — так о нем говорят.

Проблемы

Проблематика поэмы «Пугачев» тоже может быть дополнена, если Вы сочтете нужным написать комментарий и сказать, чего не хватило в списке.

  1. Месть. Главный мотив людей — не установление справедливой власти, а месть уже имеющейся императрице. То есть во главе всего не созидательный, а разрушительный порыв. Возможно, именно поэтому бунт не приводит ни к чему хорошему.
  2. Социальная несправедливость. Угнетенное положение народа стало причиной волны насилия. Люди вконец загнаны и обессилены барским ярмом, у них нет сил терпеть это обращение дальше. Даже смерть нравится им куда больше, чем перспектива послужить помещикам еще год-другой. Пугачев впервые признает право простого народа на защиту своих законных свобод: «Кто же скажет, что это свирепствуют Бродяги и отщепенцы? Это буйствуют россияне!».
  3. Притворство. Пугачеву не хочется притворяться Петром, он не желает обманывать народ, но понимает, что у него просто нет иного выбора, ведь иначе за ним никто не пойдет, его никто не убоится. Люди слишком напуганы властью, их сознание сковано предрассудками. Но сам Пугачев с трудом принимает эту роль и этот крест: «Больно, больно мне быть Петром, Когда кровь и душа Емельянова. Человек в этом мире не бревенчатый дом, Не всегда перестроишь наново…»

Основная идея

Поэма «Пугачев» захватывает читателя, с ее помощью можно не просто узнать об исторических событиях, но и почувствовать их, понять их внутренний мотив. Для С. А. Есенина Пугачев как герой – отражение народной стихии. И автор, как и читатели, сочувствует народу, который мечется в череде событий, ошибается, но продолжает верить в лучшее до конца. Смысл поэмы «Пугачев» заключается в том, что бунт с самого начала обречен на поражение, что он не имеет смысла, но он же неизбежен и необходим для народа, который задыхается от несправедливости и гонений. Историческая логика событий, безжалостная и неумолимая, привела к этому кровавому мятежу.

Главная мысль поэмы «Пугачев» состоит и в том, что герой, предназначенный для воплощения мстительного порыва народа, обречен на поражение, но это не страшит его. Пугачев идет против судьбы, против власти, против целой армии, а за ним идут люди, и это шествие ведет к плахе, и многие это понимают, но не останавливаются. Почему? Потому что их положение настолько безысходное, что даже такое чудовищное самоубийство не кажется таким уж плохим вариантом. В своем стремлении к свободе, справедливости и счастью люди забывают обо всем и ставят на карту все, потому что этого всего у них не так уж и много. И автор восхищается сильной и смелой народной стихией, которая восстала против своих мнимых укротителей. Разве можно владеть такою силой и попирать ее? Нет. Русский народ в минуты грозы способен сбросить любую упряжь, и в этом его историческое право.

Средства художественной выразительности

С. А. Есенин – поэт, язык которого отличается красотой и образностью, что бы он ни описывал. Здесь много эпитетов («синь ночная», «мягкая гарь», «каменные облака», «желтые полчища» и другие), метафор («медь степей», «цедит молоко соломенное ржи» и другие), сравнения («луна как желтый медведь», «голова словно яблоко тяжелое» и другие), олицетворений («сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать», «даже рощи — и те повстанцами подымают хоругви рябин», «голос их ветер хмарью съел» и другие). 

Автор сочетает бытовую, просторечную и высокую лексику. Часто эта особенность выражается в речи Пугачева. Этот человек умеет ярко и эмоционально говорить, что подчеркивается разными стилями в речи: «Послушай, да ведь это ж позор, чтоб мы этим поганым харям не смогли отомстить до сих пор? <…> Протягивала солдат, как пальцы, Непокорную чернь умерщвлять!».

Синтаксические средства выразительности также активно используются. Здесь есть повторы («Что случилось? Что случилось? Что случилось?», «О смешной, о смешной, о смешной Емельян!»), риторические вопросы («Как же смерть?», «Неужели пришла пора?») и восклицания («О Азия, Азия!», «Друг!..»), инверсия («Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»). Ритм, стихотворный размер и размер строф постоянно меняются, что придает произведению динамичность. Это также демонстрирует тот вихрь событий, которым захвачены все герои произведения. 

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector