Анализ сказки «Лягушка-путешественница» (В. М. Гаршин)

Литературный персонаж «лягушка» во многих произведениях оказывается положительным. Вспомним хотя бы сказку «Царевна-Лягушка», где главная героиня скрывается за этим неказистым обличием. Но в сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-Путешественница» образ этой героини показан неоднозначно. Автор писал свои произведения для детей, но и взрослым читателям есть над чем задуматься. Сказку о лягушке родителям полезно перечитать наедине, чтобы взглянуть на историю по-новому. 

История создания

Впервые произведение «Лягушка-Путешественница» было напечатано в детском журнале «Родник» в 1887 году и стало последним сочинением автора. Вскоре после публикации Всеволод Михайлович трагически погибает. У Гаршина обнаружилось психическое расстройство, в последние месяцы жизни он почти не спал и страдал от приступов. Накануне оздоровительной поездки на Кавказ он не вынес мук и бросился с лестничного пролета. Несмотря на ужасное самочувствие, автор работал до самого последнего дня. Удивительно, что у него хватило мужества работать над жанром сказок и выразить нечто светлое, жизнеутверждающее.

В произведении автор тайным шифром передал будущему поколению личный взгляд на мироустройство, своё отношение к жизни. Он сделал это так, чтобы читатели смогли понять и принять его образ мыслей. Вот что о сказках Гаршина писал критик Глеб Успенский:

…в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках.

Жанр, направление

Произведение относится к жанру авторской сказки, потому что у нее есть определенный автор, в отличие от русских народных сказок.  

Несмотря на сказочный сюжет, герои и окружающая их обстановка вполне реалистичные. Они включают в себя описание русской природы: осенних лесов, пожелтевших полей. Можно сказать, что Гаршин прибегнул к магическому реализму, совместив художественное допущение и обстоятельность, детальность, смысловую глубину реалистического направления. 

Композиция и конфликт

В сказке действует линейный принцип композиции. Это традиционная схема для многих литературных произведений.

  1. Завязка: описание жизни лягушки на болоте, прилет на пруд уток, их разговор, из которого квакушка узнает о прекрасном юге, предложение лягушки взять ее с собой.
  2. Развитие сюжета: Квакушка принимает похвалы уток за удачную выдумку способа перелета, подъем стаи в небо вместе с путешественницей, чувства лягушки: страх, наслаждение полетом, гордость собой.
  3. Кульминация: Тщеславная путешественница просит уток лететь пониже, чтобы люди видели ее с земли, бесславное падение — желание хвалиться пересилило необходимость молчать в полете.

В сказке «Лягушка-Путешественница» суть конфликта заключается в противоборстве заветной мечты и самолюбования, мешающего одним увидеть мир вокруг, а другим — включить изобретательность ума и покинуть, наконец, свое «болото».

Главная героиня тоже испытала внутренний конфликт, летя на палочке с закрытым ртом на высоте. Ей невыносимо хотелось крикнуть об изобретенном ею способе полета без крыльев, и тщеславие перебороло разум. 

Смысл названия

Автор задает с самого начала сказки понятное развитие сюжета, который захватывает читателя. Гаршину не нужно было в название вкладывать тайный смысл произведения. 

Назвав сказку незамысловато «Лягушка-путешественница», автор раскрывает перед читателем главное действующее лицо. Чаще всего это положительно влияет на выбор произведения для детского чтения. 

Суть: о чем?

Обыкновенная лягушка захотела жить в теплых краях, наслушавшись утиных рассказов, решила улететь вместе с ними. Она даже придумала, как утки смогут ее перенести на палочке, если она возьмется за нее ртом. Только из этой идеи ничего не вышло, потому что квакша упала по дороге.

Попав в новое болото, она и там рассказывала тщеславные истории о своих приключениях. Новые соседки смотрели на нее с уважением и удивлением. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои сказки «Лягушка-Путешественница» имеют свою характеристику:

Персонаж сказки Характеристика

Лягушка

Смекалка – сумела изобрести хороший способ передвижения на утках

Любознательность — ей интересны знания о новых местах на земле

Храбростью – не впадает в панику от страха, старается успокоиться в минуты опасности

Хвастливостью – любит удивить своими достижениями

Тщеславием – ожидает ответной похвалы от окружающих за демонстрацию достоинств

Стая уток Добрые, отзывчивые, доверчивые

Готовы помочь лягушке

Печалятся, когда она упала, считая ее погибшей

Темы 

Тематика сказки «Лягушка-Путешественница» кратко изложена в списке:

  1. Путешествия и приключения. Сказка посвящена попытке лягушки переехать в теплые края.
  2. Различия взглядов. Утки видят мир совсем не так, как лягушки, а ведь и те, и другие правы. Все зависит от точки зрения.
  3. Работа над характером. Лягушке пришлось превозмочь себя, чтобы добиться желаемого.
  4. Хвастовство – почти воровство, только себя обкрадывать.

Проблемы 

При внимательном прочтении можно выделить в сказке несколько проблем:

  1. Легкомыслие. Легкомысленный поступок лягушки, решившей лететь на юг, хотя в своём болоте ей жилось неплохо. Непродуманное путешествие и шквал новых эмоций захватили бедную квакушку.
  2. Желание заявить о себе и своих возможностях нарушило предел безопасности. Автор затронул проблему тщеславия, которое ведет к поражению.

Смысл

У главной героини произведения, несомненно, был талант к изобретению, и в этом ее можно похвалить. Но основная идея сказки «Лягушка-Путешественница» заключается в том, что тщеславие умаляет достоинства и достижения. Даже имея таланты, нельзя похваляться ими. 

Основная ошибка горе-путешественницы сказки Гаршина в том, что она не смогла справиться с собственным тщеславием. Нельзя покинуть болото, не изменив свое отношение к миру и себе. Поэтому героиня вернула все на круги своя, так и не добравшись до заветного юга. Такова главная мысль сказки «Лягушка-Путешественница».

Чему учит?

Произведение «Лягушка-Путешественница» показало, как глупо может закончиться хорошо начатое дело. А виной всему – хвастовство. Главная мысль «Лягушки-путешественницы» – скромность и сдержанность гораздо полезнее, чем безмерная похвала. Тщеславие вовсе не способствует достижению цели, а, напротив, ему препятствует.

Иногда стоит тактично промолчать, чем трубить о своих достижениях всем вокруг. Хвастовство служит во зло, ведь в поисках чужого одобрения мы отклоняемся от цели и не добиваемся результата. Вот о чем заставляет задуматься сказка «Лягушка-Путешественница».

Критика

Литературовед Григорий Абрамович Бялый говорил о сказке «Лягушка-путешественница»:

«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение — как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».

Писатель Алексей Максимович Горький сказал о личности Всеволода Гаршина проницательные слова:

«Лицо почти героическое, изумительной искренности, великой любви сосуд живой».

Автор: Анна Сухарева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *