Анализ сказки «Лягушка-путешественница» (В. М. Гаршин)
Литературный персонаж «лягушка» во многих произведениях оказывается положительным. Вспомним хотя бы сказку «Царевна-Лягушка», где главная героиня скрывается за этим неказистым обличием. Но в сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-Путешественница» образ этой героини показан неоднозначно. Автор писал свои произведения для детей, но и взрослым читателям есть над чем задуматься. Сказку о лягушке родителям полезно перечитать наедине, чтобы взглянуть на историю по-новому.
Содержание:
История создания
Впервые произведение «Лягушка-Путешественница» было напечатано в детском журнале «Родник» в 1887 году и стало последним сочинением автора. Вскоре после публикации Всеволод Михайлович трагически погибает. У Гаршина обнаружилось психическое расстройство, в последние месяцы жизни он почти не спал и страдал от приступов. Накануне оздоровительной поездки на Кавказ он не вынес мук и бросился с лестничного пролета. Несмотря на ужасное самочувствие, автор работал до самого последнего дня. Удивительно, что у него хватило мужества работать над жанром сказок и выразить нечто светлое, жизнеутверждающее.
В произведении автор тайным шифром передал будущему поколению личный взгляд на мироустройство, своё отношение к жизни. Он сделал это так, чтобы читатели смогли понять и принять его образ мыслей. Вот что о сказках Гаршина писал критик Глеб Успенский:
…в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках.
Жанр, направление
Произведение относится к жанру авторской сказки, потому что у нее есть определенный автор, в отличие от русских народных сказок.
Несмотря на сказочный сюжет, герои и окружающая их обстановка вполне реалистичные. Они включают в себя описание русской природы: осенних лесов, пожелтевших полей. Можно сказать, что Гаршин прибегнул к магическому реализму, совместив художественное допущение и обстоятельность, детальность, смысловую глубину реалистического направления.
Композиция и конфликт
В сказке действует линейный принцип композиции. Это традиционная схема для многих литературных произведений.
- Завязка: описание жизни лягушки на болоте, прилет на пруд уток, их разговор, из которого квакушка узнает о прекрасном юге, предложение лягушки взять ее с собой.
- Развитие сюжета: Квакушка принимает похвалы уток за удачную выдумку способа перелета, подъем стаи в небо вместе с путешественницей, чувства лягушки: страх, наслаждение полетом, гордость собой.
- Кульминация: Тщеславная путешественница просит уток лететь пониже, чтобы люди видели ее с земли, бесславное падение — желание хвалиться пересилило необходимость молчать в полете.
В сказке «Лягушка-Путешественница» суть конфликта заключается в противоборстве заветной мечты и самолюбования, мешающего одним увидеть мир вокруг, а другим — включить изобретательность ума и покинуть, наконец, свое «болото».
Главная героиня тоже испытала внутренний конфликт, летя на палочке с закрытым ртом на высоте. Ей невыносимо хотелось крикнуть об изобретенном ею способе полета без крыльев, и тщеславие перебороло разум.
Смысл названия
Автор задает с самого начала сказки понятное развитие сюжета, который захватывает читателя. Гаршину не нужно было в название вкладывать тайный смысл произведения.
Назвав сказку незамысловато «Лягушка-путешественница», автор раскрывает перед читателем главное действующее лицо. Чаще всего это положительно влияет на выбор произведения для детского чтения.
Суть: о чем?
Обыкновенная лягушка захотела жить в теплых краях, наслушавшись утиных рассказов, решила улететь вместе с ними. Она даже придумала, как утки смогут ее перенести на палочке, если она возьмется за нее ртом. Только из этой идеи ничего не вышло, потому что квакша упала по дороге.
Попав в новое болото, она и там рассказывала тщеславные истории о своих приключениях. Новые соседки смотрели на нее с уважением и удивлением.
Главные герои и их характеристика
Главные герои сказки «Лягушка-Путешественница» имеют свою характеристику:
Персонаж сказки | Характеристика |
Лягушка |
Смекалка – сумела изобрести хороший способ передвижения на утках
Любознательность — ей интересны знания о новых местах на земле Храбростью – не впадает в панику от страха, старается успокоиться в минуты опасности Хвастливостью – любит удивить своими достижениями Тщеславием – ожидает ответной похвалы от окружающих за демонстрацию достоинств |
Стая уток | Добрые, отзывчивые, доверчивые
Готовы помочь лягушке Печалятся, когда она упала, считая ее погибшей |
Темы
Тематика сказки «Лягушка-Путешественница» кратко изложена в списке:
- Путешествия и приключения. Сказка посвящена попытке лягушки переехать в теплые края.
- Различия взглядов. Утки видят мир совсем не так, как лягушки, а ведь и те, и другие правы. Все зависит от точки зрения.
- Работа над характером. Лягушке пришлось превозмочь себя, чтобы добиться желаемого.
- Хвастовство – почти воровство, только себя обкрадывать.
Проблемы
При внимательном прочтении можно выделить в сказке несколько проблем:
- Легкомыслие. Легкомысленный поступок лягушки, решившей лететь на юг, хотя в своём болоте ей жилось неплохо. Непродуманное путешествие и шквал новых эмоций захватили бедную квакушку.
- Желание заявить о себе и своих возможностях нарушило предел безопасности. Автор затронул проблему тщеславия, которое ведет к поражению.
Смысл
У главной героини произведения, несомненно, был талант к изобретению, и в этом ее можно похвалить. Но основная идея сказки «Лягушка-Путешественница» заключается в том, что тщеславие умаляет достоинства и достижения. Даже имея таланты, нельзя похваляться ими.
Основная ошибка горе-путешественницы сказки Гаршина в том, что она не смогла справиться с собственным тщеславием. Нельзя покинуть болото, не изменив свое отношение к миру и себе. Поэтому героиня вернула все на круги своя, так и не добравшись до заветного юга. Такова главная мысль сказки «Лягушка-Путешественница».
Чему учит?
Произведение «Лягушка-Путешественница» показало, как глупо может закончиться хорошо начатое дело. А виной всему – хвастовство. Главная мысль «Лягушки-путешественницы» – скромность и сдержанность гораздо полезнее, чем безмерная похвала. Тщеславие вовсе не способствует достижению цели, а, напротив, ему препятствует.
Иногда стоит тактично промолчать, чем трубить о своих достижениях всем вокруг. Хвастовство служит во зло, ведь в поисках чужого одобрения мы отклоняемся от цели и не добиваемся результата. Вот о чем заставляет задуматься сказка «Лягушка-Путешественница».
Критика
Литературовед Григорий Абрамович Бялый говорил о сказке «Лягушка-путешественница»:
«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение — как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
Писатель Алексей Максимович Горький сказал о личности Всеволода Гаршина проницательные слова:
«Лицо почти героическое, изумительной искренности, великой любви сосуд живой».
Автор: Анна Сухарева