Анализ поэмы «Про это» (В. В. Маяковский)

Чтение Маяковского – это всегда особый опыт. Свежесть и новизна, невероятная динамика ритма и интенсивность чувства делают его лирику неповторимой. Творения поэта не просто остались в веках, они стали символом новой эпохи, ее гимном. Среди наиболее знаменитых произведений автора – «Облако в штанах», «Любовь», «Флейта-позвоночник» – выделяется поэма «Про это», ставшая одной из самых ярких и невероятно личных исповедальных фантазий Маяковского.

История создания

Поэма была написана в особенный период жизни поэта. В отношениях Маяковского и Брик наступил болезненный кризис. Пара решила взять перерыв, и Маяковский оказывается в добровольном заточении в собственной квартире.

В течение 2 месяцев, с 28 декабря 1922 года до 28 февраля 1923 года, работая более чем по 15 часов в сутки, он пишет поэму и дает ей емкую характеристику: «По личным мотивам об общем быте». К сожалению, разлука не помогает Маяковскому и Брик вернуть прежние чувства; вскоре в их отношениях наступает окончательный разлад.

В поэме отразилась и советская реальность начала второго десятилетия. Переход к НЭПу изменил жизнь людей, вернув им прежние радости устроенного быта. Однако реакция Маяковского на изменения экономической политики была далека от одобрительной. В НЭПе поэт видел возвращение к прежним мелкобуржуазным порокам и предательство идей революции. Проблема губительного влияния мещанства становится одной из центральных в поэме. Стоит отметить, что поэма «Про это» сюжетно связана с поэмой «Человек», написанной Маяковским в 1917 году.

Жанр, направление, размер

«Про это» — модернистская поэма, в которой прослеживаются черты футуризма и экспрессионизма. Новые языковые формы, созданные Маяковским, позволяют глубже погрузиться в противоречивый и сложный внутренний мир лирического героя, совершить вместе с ним удивительное путешествие по закоулкам сознания и памяти.

Динамичность и эмоциональность поэме придает полифоничность. Маяковский сочетает множество правильных и неправильных стихотворных размеров; сама перемена ритма становится изобразительным приемом. Поэт не просто выстраивает форму стихотворных строк, он сочиняет мелодию, в которой рифма и размер подчинены авторскому чувству и идее.

Образы и символы

Главный образ поэмы – это, конечно, образ лирического героя, переживаниями и мыслями которого наполнена поэма. Лирический герой, оставленный в одиночестве в своей комнате, погружается в безграничный поток собственного воображения и беспокоящих его мыслей. Очевидно, переживая болезненный кризис в отношениях с любимой, он стремится воссоединиться с ней. Телефон – единственное спасение. Однако и звонок не разрешает сомнений героя. Звериная ревность буквально превращает его в медведя.

Вчера человек –
единым махом
клыками свой размедведил вид я!

С этого момента в поэме начинают появляться различные двойники героя. Стоит отметить, что этот мотив является одним из наиболее популярных в русской литературе. Так, двойников можно встретить, например, в произведениях Достоевского. Маяковский стремится раскрыть разные грани-личности лирического героя. Наличие двойников показывает и внутреннюю разорванность героя, происходящую в нем борьбу.

Среди двойников главного героя поэмы мы найдем и медведя, и Человека на мосту, и юного мальчика-самоубийцу. Каждого из двойников можно рассматривать как отдельный образ, который, в то же время является и символом.

Встречая самого себя в образе Человека на мосту, лирический герой просит прохожих, чтобы те помогли ему, однако никто не понимает его. Только «человек из-за семи лет», также являющийся двойником, находит героя:

должен стоять,
стою за всех,
за всех расплачусь,
за всех расплачусь.

Позже герой оказывается на Колокольне Ивана Великого и, окруженный полными ненависти мещанами и поборниками быта, он встречает свой конец:

Конец ему!
В сердце свинец!
Чтобы не было даже дрожи!
В конце концов –
всему конец.
Дрожи конец тоже.

Наконец, герой освобождается от своего тяжелого иллюзорного сна. Он вновь обращает свои слова, но уже не к любимой, не к своим соратникам и не к советским людям. Последняя речь героя полна горечи, но также полна и надежды. В его финальных словах — неодолимая жажда выйти за пределы повседневности, за пределы самого себя:

Чтоб жить не в жертву дома дырам.
Чтоб мог в родне отныне стать отец
по крайней мере миром,
землей по крайней мере – мать.

Образ возлюбленной в стихотворении «Про это» остается наполовину скрытым от читателя. Мы отчетливо чувствуем, что лирических герой выделяет эту женщину среди прочих людей, он не подвергает ее своей обличительной критике, оставляя ее образ чистым. Однако окружение возлюбленной, ее жестокое равнодушное присутствие, ощущаемое на протяжении всего полумистического путешествия героя вплоть до момента его смерти, заставляет нас критически взглянуть на ее образ. Кажется, что она принадлежит скорее миру быта и внутренне чужда герою.

Образ семьи связан с темой мещанства и проблемой губительного влияния быта на душу человека. Маяковский утверждает: семья перестала быть духовным союзом. Вся любовь вышла в штопку носков и чаепития. Герой покидает семью и следует дальше:

Прощайте! –
Отбросил ступеней последок.
— Какой тому поможет семейство!?
Любовь цыплячья!
Любовишка напоследок.

Однако этот разрыв не дается ему легко, в нем еще есть чувство семейного уюта и тоска по мирному домашнему счастью.

Также стоит обратить внимание на символическое содержание поэмы «Про это». Символы являются ключевыми точками развития сюжета, в них заключена огромная внутренняя динамика.

  • Одним из первых символов, который встречается читателю, становится вода. Водная символика часто используется Маяковским, и почти всегда – как символ всепоглощающей любви (через образы моря и океана). В поэме «Про это» вода как стихия впервые ассоциируется со слезами героя, его обидой и болью. Вода становится разрушительной стихией, сносящей все на своем пути, однако она же и символ очищения, возрождения героя.
  • Медведь, в которого превращается лирический герой, одновременно отсылает нас и к фольклорным мотивам (медведь – один из главных русских национальных символов), и к личному самоощущению героя (медведь как олицетворение неукротимого, звериного в человеке). В первом случае, медведь – это символ яростной борьбы со всем ненавистным для героя – с бытом, холодностью души и человеческой разобщенностью. В то же время, медведь олицетворяет и наличие «темных инстинктов» и внутри самого лирического героя, захваченного ревностью, злостью и другими земными грехами.
  • Медведю, как одному из двойников, противопоставляется Человек на мосту. Осознающий свое бессилие, отчаявшийся и отверженный, он стремится избавиться от всего «медвежьего», вывести свои чувства за рамки личного переживания и стать спасителем. Мост, таким образом, становится мистическим символом внутреннего перехода, трансформации лирического героя.
  • Фактически экзистенциальное значение обретают символы другого берега, ассоциирующегося с началом новой, лучшей жизни, и вершина Ивана Великого, которая перемещает лирического героя из пространства его полусумасшедшего сна в небесное пространство сакральных истин.
  • Образ зоологического сада отсылает нас к библейским сюжетам. Сад становится лучшим местом, где лирический герой надеется однажды встретить свою возлюбленную и, пережив богоборческие муки, обрести с ней истинное счастье.

Темы, проблемы, настроение

Среди основных тем поэмы «Про это» — тема любви, темы семьи и быта, а также тема бессмертия.

  • Тема любви является ведущей, из нее берут начало все другие темы. Лирический герой переживает муки сердечного разрыва, осмысляя не только отношения с возлюбленной, но и весь свой жизненный путь. Именно любовь становится импульсом для внутреннего рассуждения автора, разворачивает множество ассоциаций и ощущений.
  • Тесно связаны между собой темы семьи и быта. Семья – одна из основ быта, ненавистного для Маяковского. Лирический герой поэмы встречается со своей семьей, приходит в родной дом, но не находит понимания и поддержки. Он теряет ощущение духовной связи с близкими и, разочаровываясь, покидает их. Причиной подобной разобщенности становится быт, который убивает живое начало в любых человеческих отношениях. Лирический герой видит смысл своего существования в борьбе со всем «бытным»:

Я снова лбом,
я снова в быт
вбиваюсь слов напором.
Опять
атакую и вкривь и вкось.
Но странно:
слова проходят насквозь.

  • Тема бессмертия звучит ближе к концу поэмы: «Воскреси — свое дожить хочу!». Лирический герой мечтает о том, что ученый тридцатого века может вернуть его к жизни, воскресить его любовь и позволить ему закончить все непрожитое и упущенное, еще раз почувствовать вкус жизни и творчества.
  • Тема бессмертия раскрывается и через образ мальчика-самоубийцы, который напоминает нам образ Христа. Его искупительное страдание призвано спасти не только героя-двойника, но и все человечество. При этом герой не верит в загробный мир и надеется лишь на науку.

Выше обозначенные темы определяют и проблематику поэмы.

  1. Проблема духовного отчуждения в любви связывается автором с губительной атмосферой человеческого существования, со стремлением человека к комфорту и спокойствию, а не к настоящей жизни, полной тягот исполинской любви, творчества и труда. По мнению Маяковского, каждому человеку приходится выбирать между настоящей любовью и стремлением к устроенному быту.
  2. Проблема пагубного влияния мещанства, по мнению поэта, связана со стремлением людей приспосабливаться, а не преобразовывать. Творчество – главный двигатель революции, однако создавать тяжело. Вдохновение и страсть человек заменяет штопаньем носков и чаепитиями. Это приводит к духовному отупению и «озверению» человека.
  3. Проблема ограниченности человека и его смертности ставится в поэме наиболее отчетливо. Лирический герой выходит за границы привычного Я, следует за своим сознанием, стремясь преодолеть внешнюю ограниченность своего существования. Поэт уверен, человек ограничен лишь в материальном мире; в своей душе он создает множество лиц и проживает тысячи жизней. Душа человека и иссеченная из нее искра творчества, плоды человеческих трудов бессмертны, если служат великой идее и великому чувству.

Основная идея

В поэме «Про это» Маяковский смог показать, как непрост путь человека, стремящегося вырваться из оков собственной ограниченности; как сложен человек, как порой внутреннее раздроблен и надломлен жизнью в своем стремлении к обретению душевного покоя и гармонии. Таков смысл поэмы «Про это». Очевидно, для Маяковского сила любви была одним из главных «рупоров» человеческого развития; никто не способен противостоять любви. Однако она может и возвысить человека, укрепить силу его духа, и низвергнуть его в пропасть быта, где мощь чувства превращается в отупение и равнодушие.

Маяковский уверен, быть человеком – значит бороться и страдать, создавать себя в бесконечном сопротивлении силам инерции и собственной слабости. Такова главная мысль поэмы «Про это».

Средства выразительности

Воссоздавая удивительный мир внутренних переживаний, Маяковский выстраивает очень плотный художественный текст. Каковы же тропы в произведении «Про это»?

  1. Текст поэмы буквально перенасыщен метафорами: «Я кружил поэтической белкой», «и калека с бумаги срывается в клекоте», «под записочной рябью себя погребя». Это лишь немногие примеры из первой части поэмы «Про что – про это?».
  2. Среди метафор преобладают развернутые, индивидуально-авторские. При этом образность у Маяковского столь сложна и многослойна, что порой не имеет смысла разделять между собой метафоры и скрытые сравнения или олицетворения. Эпитеты также становятся неотъемлемой частью метафоры, в которую они вписаны.
  3. Маяковский не только использует все существующее языковое богатство русского языка, но и создает свои собственные слова: «кисти раскистены», огонь « знаменя», «звоночище» хлопал, «точка глаз иголит» и многие другие. Создавая новые языковые единицы, Маяковский достигал неповторимой точности передаваемого свойства.

Активно используется инверсия, благодаря которой акцентный стих становится еще ярче:

С час закат смотрел, глаза уставя,
за мальчишкой легшую кайму.

В тексте поэмы встречаются анафоры:

И снова
в тостах стаканы исчоканы,
и сыплют стеклянные искры из щек они.
И снова пьяное:
«Ну интересно!
Так, говорите, пополам и треснул?»

Часто Маяковский использует парцелляцию, которая, как и анафоры, углубляет эмоциональность текста, помогает выделять смысловые акценты:

— Под красное знамя!
Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!

Можно привести множество примеров риторических вопросов и восклицаний:

От нэпа ослеп!?
Для чего глаза выпряжены!?
Эй, ты!

Литературный шедевр Маяковского невозможно разобрать на отдельные слова и строчки и сказать, в чем именно секрет удивительной силы его поэтического слова. Уникальное мироощущение, острое восприятие и богатый, искусный, по-настоящему творческий и созидающий язык Маяковского, его многогранный гений, сделали возможным создание удивительной поэмы-впечатления, поэмы-метафоры, поэмы-манифеста и исповеди, которая без сомнения останется в веках.

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *