Анализ стихотворения «По вечерам» (Н.М. Рубцов)
Образ вечера в русской поэзии очень сложный и многогранный. Он встречается в стихотворениях И.А. Бунина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева… Для каждого поэта вечер – особенное время. Например, у Бунина в одном из его стихотворений – это символ счастья, для Фета вечер – время философии и разговоров о жизни, у Тютчева – увядание и успокоение. Многомудрый Литрекон предлагает узнать, что есть вечер для Николая Михайловича Рубцова, проанализировав его стихотворение «По вечерам». Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Дата написания лирического произведения «По вечерам» доподлинно неизвестна. По некоторым источникам, стихотворение было написано через 10 лет после окончания войны, по другим, – в 1964 году, третьи и вовсе отсылают к 1970 году. Эта определённая мистичность датирования поэтических строк делает стихотворение ещё более привлекательным. Ведь одним из мотивов «По вечерам» является желание обратить время вспять, о чём мы поговорим ниже.
Несмотря на путаницу с датой, можно точно ответить на вопрос, почему появилось на свет анализируемое стихотворение. Николай Михайлович Рубцов хоть и не был набожным и глубоко верующим человеком, настаивал на том, что вера в Бога – краеугольный камень, на котором стоят история, характер и менталитет русского человека, русского народа. Идеология СССР лишила людей веры, были уничтожены соборы и церкви, ведь правительство выбрало путь прогрессивного индустриального общества. Николай Рубцов не мог замалчивать проблему, не мог забыть «былой Руси». И эти переживания превратились в прекрасное стихотворение «По вечерам».
Жанр, направление, размер
Литературное произведение Николая Рубцова можно отнести сразу к двум видам лирики: философской и пейзажной. Поэт, словно художник, рисует с помощью образов живописную картину: «дорога», «гора», «развалины собора», тёплый и ясный вечер. Этот пейзаж становится местом действия стихотворения, где лирический герой предаётся воспоминаниям о прошлом, проводит его сравнение с настоящим, рефлексирует…Философские рассуждения лирического героя, за обликом которого прослеживается сам Николай Михайлович Рубцов, отсылают читателя к такому лирическому жанру, как элегия.
Творчество Николая Рубцова можно охарактеризовать течением «тихой лирики». Оно берёт своё начало в 1960-х и заканчивается в 1970-х. Продолжая традиции С.А. Есенина, которые заключаются в воспевании русского края и характера, Рубцов пишет о природе и деревнях. Главное для поэта – гармония и традиции. Стихотворение «По вечерам» также относится к «тихой лирике». Здесь есть зарисовки природы («мост», «дорога», «гора», «перевал») и поднимаются проблемы, мешающие советскому человеку быть русским.
Лирическое произведение «По вечерам» написано четырёхстопным ямбом, который, по словам Н.С. Гумилёва, «свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь». Этот размер был выбран Николаем Рубцовым потому, что создает доверительную атмосферу беседе с читателями. Он хотел, чтобы они ему поверили, услышали его переживания, задумались над тем, о чём поведает автор.
Смысл названия
Название – сильная часть стихотворения. Ведь именно здесь автор отражает тему лирического произведения. Вечер в русской литературе – многогранный образ. С одной стороны, это время суток, которое является художественным временем стихотворения. По вечерам приходит лирический герой на «мост», где предаётся ностальгии по «былой Руси», по вечерам он и понимает, что атмосфера старого времени ещё не исчезла окончательно.
С другой стороны, вечер – это символ угасания, старения, завершения чего-либо. Угасает в стихотворении «былая Русь». Она, как и вечернее небо, темнеет, темнеет, пока совсем не станет чёрной, то есть не исчезнет из памяти людей.
Образы и символы
Стихотворение «По вечерам» состоит из четырёх катренов, которые условно можно разделить на три части. Такое композиционное деление подсказывает система образов в лирическом произведении.
- Первая часть стихотворения (первый катрен) – суровое настоящее. В этом настоящем читатель вместе с лирическим героем встречает «мост», «дорогу в гору», «развалины храма» … Руины являются центральным образом первой части. Они обозначают проблему стихотворения, о которой мы поговорим ниже. «Развалины храма» — это символ утраченной веры, разрушения краеугольного камня Руси. Суровая реальность заставляет лирического героя погрузиться в приятное прошлое.
- Вторая часть (второй катрен) – прошлое. Образная система здесь состоит из двух центральных образов – «былая Русь» и «свобода». Раньше русский народ желал стать свободным, они жили этой мыслью каждый Божий день. Образ «свободы» отсылает читателя к историческим событиям на рубеже XIX и XX веков – к революциям. Однако с получением освобождения от царизма и крепостного права русский народ утратил веру в Бога. В этом заключается драматизм истории Руси, согласно Н.М. Рубцову.
- Третья часть (третья и четвёртая строфы) – отголоски прошлого в настоящем. Образная система в этих четверостишиях представлена парнями, стременами и вечером. Два первых образа – это знак того, что не всё потеряно. Работа со стременами – эхо недавнего прошлого и деревенских работ, по которым тоскует лирический герой. Увидеть только это для Рубцова достаточно, чтобы понять: Русь ещё жива. Вечер неожиданно становится тёплым и ясным, «как в те былые времена» …
Темы, проблемы, настроение
Символичное название сразу определяет основную тему всего стихотворения «По вечерам» – угасание «русскости» в умах и душах людей. Николай Рубцов через стихотворение пытается напомнить людям о том, что есть их истоки, которые ни в коем случае нельзя потерять; о том, что есть Русь в целом.
Как уже говорилось выше, проблему стихотворения заявляет образ «развалин собора». Собор, храм или церковь – это не просто постройки, золотые купола и иконы. Это символ религии, символ христианства. Когда этот символ разрушен, погибает и само понятие веры.
Возможно, здание пострадало во время войны, тогда нет ничего сложного в том, чтобы восстановить его позже. Однако власти не готовы заниматься этим. Что показывает их соучастие в разрушении характера русского человека.
Настроение лирического произведения «По вечерам» пропитано ностальгией и тихой грустью по былому великолепию Руси. Поэт вспоминает те времена, когда соборы, храмы и церкви были целы, когда русский человек был един с природой и не гнался за успехом или славой. Русскому народу тогда нужны были вера и «свобода». Сейчас, когда второе было достигнуто, исчезла из жизни советского человека религия – неотъемлемая часть русской культуры.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «По вечерам» – это авторское решение его проблемы. Если храм не будет восстановлен, это ещё не значит смерть «былой Руси». Именно об этом говорит Николай Михайлович Рубцов. Пока люди помнят о прошлом, пока они возвращаются в него в воспоминаниях, пока живы традиционные ремёсла и маленькие деревушки, «былая Русь» будет оставаться живой!
Рубцов и сам родился, вырос, получил воспитание в маленькой деревушке, где культура Руси ощущалась наиболее остро. Смысл стихотворения «По вечерам» заключается в необходимости сохранить этот культурный пласт и защитить наследие страны для потомков.
Средства художественной выразительности
Николай Рубцов использует различные средства художественной выразительности для создания точной картины происходящего в стихотворении.
Например, в первой части (первой строфе) можно заметить инверсию: «идёт дорога», «лежат развалины собора», «спит былая Русь». Этот художественный приём создаёт мотив желания обратить время вспять, заглянуть в прошлое, где было хорошо и спокойно.
- В первой части нельзя не отметить и аллитерацию на [р] («дорога», «гору», «развалины», «собора»). Она словно создаёт образ агрессивного, «рычащего» настоящего, которое заточено на прогресс и модернизацию производства.
- В третьей части (третий, четвёртый катрены) поэт использует ассонанс на [а] и [э] («какая», «отошла», «веет», «здесь» …). Он, словно эхо прошлого, которое пытается пробиться в суровое настоящее и рассказать о том, что не всё ещё потеряно.
- В стихотворении преобладают восклицательные предложения, которые показывают отношение автора к проблеме, его переживание над потерей связи с прошлым.
- Есть в лирическом произведении и сравнение («как будто у груди»). Оно отсылает нас к мотиву матери и ребёнка, их крепкой, нерушимой связи. Поэт хотел подчеркнуть значимость веры в жизни русского человека, для этого и был использован данный приём.
Единственным эпитетом в стихотворении является «былая Русь». Кажется, поэт намеренно украшает именно этот образ, ведь он для него является самым главным.
Автор: Дарья Барановская