Анализ стихотворения «По вечерам» (Н.М. Рубцов)

Образ вечера в русской поэзии очень сложный и многогранный. Он встречается в стихотворениях И.А. Бунина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева… Для каждого поэта вечер – особенное время. Например, у Бунина в одном из его стихотворений – это символ счастья, для Фета вечер – время философии и разговоров о жизни, у Тютчева – увядание и успокоение. Многомудрый Литрекон предлагает узнать, что есть вечер для Николая Михайловича Рубцова, проанализировав его стихотворение «По вечерам». Приятного просвещения!

История создания

Дата написания лирического произведения «По вечерам» доподлинно неизвестна. По некоторым источникам, стихотворение было написано через 10 лет после окончания войны, по другим, – в 1964 году, третьи и вовсе отсылают к 1970 году. Эта определённая мистичность датирования поэтических строк делает стихотворение ещё более привлекательным. Ведь одним из мотивов «По вечерам» является желание обратить время вспять, о чём мы поговорим ниже.

Несмотря на путаницу с датой, можно точно ответить на вопрос, почему появилось на свет анализируемое стихотворение. Николай Михайлович Рубцов хоть и не был набожным и глубоко верующим человеком, настаивал на том, что вера в Бога – краеугольный камень, на котором стоят история, характер и менталитет русского человека, русского народа. Идеология СССР лишила людей веры, были уничтожены соборы и церкви, ведь правительство выбрало путь прогрессивного индустриального общества. Николай Рубцов не мог замалчивать проблему, не мог забыть «былой Руси». И эти переживания превратились в прекрасное стихотворение «По вечерам».

Жанр, направление, размер

Литературное произведение Николая Рубцова можно отнести сразу к двум видам лирики: философской и пейзажной. Поэт, словно художник, рисует с помощью образов живописную картину: «дорога», «гора», «развалины собора», тёплый и ясный вечер. Этот пейзаж становится местом действия стихотворения, где лирический герой предаётся воспоминаниям о прошлом, проводит его сравнение с настоящим, рефлексирует…Философские рассуждения лирического героя, за обликом которого прослеживается сам Николай Михайлович Рубцов, отсылают читателя к такому лирическому жанру, как элегия.

Творчество Николая Рубцова можно охарактеризовать течением «тихой лирики». Оно берёт своё начало в 1960-х и заканчивается в 1970-х. Продолжая традиции С.А. Есенина, которые заключаются в воспевании русского края и характера, Рубцов пишет о природе и деревнях. Главное для поэта – гармония и традиции. Стихотворение «По вечерам» также относится к «тихой лирике». Здесь есть зарисовки природы («мост», «дорога», «гора», «перевал») и поднимаются проблемы, мешающие советскому человеку быть русским.

Лирическое произведение «По вечерам» написано четырёхстопным ямбом, который, по словам Н.С. Гумилёва, «свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь». Этот размер был выбран Николаем Рубцовым потому, что создает доверительную атмосферу беседе с читателями. Он хотел, чтобы они ему поверили, услышали его переживания, задумались над тем, о чём поведает автор.

Смысл названия

Название – сильная часть стихотворения. Ведь именно здесь автор отражает тему лирического произведения. Вечер в русской литературе – многогранный образ. С одной стороны, это время суток, которое является художественным временем стихотворения. По вечерам приходит лирический герой на «мост», где предаётся ностальгии по «былой Руси», по вечерам он и понимает, что атмосфера старого времени ещё не исчезла окончательно.

С другой стороны, вечер – это символ угасания, старения, завершения чего-либо. Угасает в стихотворении «былая Русь». Она, как и вечернее небо, темнеет, темнеет, пока совсем не станет чёрной, то есть не исчезнет из памяти людей.

Образы и символы

Стихотворение «По вечерам» состоит из четырёх катренов, которые условно можно разделить на три части. Такое композиционное деление подсказывает система образов в лирическом произведении.

  1. Первая часть стихотворения (первый катрен) – суровое настоящее. В этом настоящем читатель вместе с лирическим героем встречает «мост», «дорогу в гору», «развалины храма» … Руины являются центральным образом первой части. Они обозначают проблему стихотворения, о которой мы поговорим ниже. «Развалины храма» — это символ утраченной веры, разрушения краеугольного камня Руси. Суровая реальность заставляет лирического героя погрузиться в приятное прошлое.
  2. Вторая часть (второй катрен) – прошлое. Образная система здесь состоит из двух центральных образов – «былая Русь» и «свобода». Раньше русский народ желал стать свободным, они жили этой мыслью каждый Божий день. Образ «свободы» отсылает читателя к историческим событиям на рубеже XIX и XX веков – к революциям. Однако с получением освобождения от царизма и крепостного права русский народ утратил веру в Бога. В этом заключается драматизм истории Руси, согласно Н.М. Рубцову.
  3. Третья часть (третья и четвёртая строфы) – отголоски прошлого в настоящем. Образная система в этих четверостишиях представлена парнями, стременами и вечером. Два первых образа – это знак того, что не всё потеряно. Работа со стременами – эхо недавнего прошлого и деревенских работ, по которым тоскует лирический герой. Увидеть только это для Рубцова достаточно, чтобы понять: Русь ещё жива. Вечер неожиданно становится тёплым и ясным, «как в те былые времена» …

Темы, проблемы, настроение

Символичное название сразу определяет основную тему всего стихотворения «По вечерам» – угасание «русскости» в умах и душах людей. Николай Рубцов через стихотворение пытается напомнить людям о том, что есть их истоки, которые ни в коем случае нельзя потерять; о том, что есть Русь в целом.

Как уже говорилось выше, проблему стихотворения заявляет образ «развалин собора». Собор, храм или церковь – это не просто постройки, золотые купола и иконы. Это символ религии, символ христианства. Когда этот символ разрушен, погибает и само понятие веры.

Возможно, здание пострадало во время войны, тогда нет ничего сложного в том, чтобы восстановить его позже. Однако власти не готовы заниматься этим. Что показывает их соучастие в разрушении характера русского человека.

Настроение лирического произведения «По вечерам» пропитано ностальгией и тихой грустью по былому великолепию Руси. Поэт вспоминает те времена, когда соборы, храмы и церкви были целы, когда русский человек был един с природой и не гнался за успехом или славой. Русскому народу тогда нужны были вера и «свобода». Сейчас, когда второе было достигнуто, исчезла из жизни советского человека религия – неотъемлемая часть русской культуры.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «По вечерам» – это авторское решение его проблемы. Если храм не будет восстановлен, это ещё не значит смерть «былой Руси». Именно об этом говорит Николай Михайлович Рубцов. Пока люди помнят о прошлом, пока они возвращаются в него в воспоминаниях, пока живы традиционные ремёсла и маленькие деревушки, «былая Русь» будет оставаться живой!

Рубцов и сам родился, вырос, получил воспитание в маленькой деревушке, где культура Руси ощущалась наиболее остро. Смысл стихотворения «По вечерам» заключается в необходимости сохранить этот культурный пласт и защитить наследие страны для потомков.

Средства художественной выразительности

Николай Рубцов использует различные средства художественной выразительности для создания точной картины происходящего в стихотворении.

Например, в первой части (первой строфе) можно заметить инверсию: «идёт дорога», «лежат развалины собора», «спит былая Русь». Этот художественный приём создаёт мотив желания обратить время вспять, заглянуть в прошлое, где было хорошо и спокойно.

  1. В первой части нельзя не отметить и аллитерацию на [р] («дорога», «гору», «развалины», «собора»). Она словно создаёт образ агрессивного, «рычащего» настоящего, которое заточено на прогресс и модернизацию производства.
  2. В третьей части (третий, четвёртый катрены) поэт использует ассонанс на [а] и [э] («какая», «отошла», «веет», «здесь» …). Он, словно эхо прошлого, которое пытается пробиться в суровое настоящее и рассказать о том, что не всё ещё потеряно.
  3. В стихотворении преобладают восклицательные предложения, которые показывают отношение автора к проблеме, его переживание над потерей связи с прошлым.
  4. Есть в лирическом произведении и сравнение («как будто у груди»). Оно отсылает нас к мотиву матери и ребёнка, их крепкой, нерушимой связи. Поэт хотел подчеркнуть значимость веры в жизни русского человека, для этого и был использован данный приём.

Единственным эпитетом в стихотворении является «былая Русь». Кажется, поэт намеренно украшает именно этот образ, ведь он для него является самым главным.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *