Анализ стихотворения «Осень» (Б.Л. Пастернак)

Борис Пастернак был российским поэтом и писателем, известным своим творчеством. Автор был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 году за свой роман «Доктор Живаго». Однако из-за давления советских властей он вынужден был отказаться от награды. Травля в СМИ и давление чиновников превратили жизнь автора в череду тревог, потерь и унижений. Из-за этого его поздняя лирика проникнута мотивами тоски, разочарования и грусти. Анализ стихотворения Пастернака «Осень» по плану поможет лучше разобраться в этом периоде биографии поэта.

История создания

«Осень» в биографии поэта была скорее знойной, чем холодной. За последние десять лет, предшествующие написанию стихотворения, Пастернак пережил два серьезных романа, которые определили один из главных конфликтов его жизни: он выбирал между двумя женщинами и никак не мог определиться, мучая и себя, и своих избранниц. 

Зинаида Пастернак была его законной женой. Ради него она бросила семью и налаженный быт, рискнула многим. Теперь она занималась детьми и домом, полностью растворившись в этих отношениях. Как порядочный человек, Борис Леонидович не мог бросить ее, да и взаимные чувства все еще были живы. Но новое увлечение стремительно перерастало в настоящую любовь. Журналистка Ольга Ивинская, с которой поэт познакомился в 1940-х, была близка Пастернаку духовно и идейно: они могли говорить часами, у них было так много общих тем и интересов. Однако Ольга не спешила сближаться с Борисом, так как он состоял в официальном браке и не собирался покидать супругу.

И без того накаленные, болезненные отношения осложнило преследование властей. За Пастернаком следили, его хотели наказать, но как? К писателю с мировым именем было приковано внимание иностранной прессы, репрессии против него лично стали бы отличным инфоповодом для недоброжелателей советского режима. Но свято место пусто не бывает: в тюрьме оказалась Ивинская. Ее заподозрили в подготовке побега Пастернака за границу. Она должна была сломаться и на допросе подтвердить, что сам автор является агентом туманного Альбиона. Обвинение было смехотворным, зато допросы — настоящими. Беременная женщина была замучена в застенках, из-за чего потеряла ребенка. За свое упорное нежелание сотрудничать Ольга три с половиной года провела в местах не столь отдаленных. Но нужные показания не дала, выдержала.

Борис Пастернак чувствовал свою вину перед Ольгой и помогает ее семье, несмотря на опалу и фактический бойкот издательств:

«Ее посадили из-за меня, как самого близкого мне человека, чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться от нее достаточных оснований для моего судебного преследования. Ее геройству и выдержке я обязан своею жизнью и тому, что меня в те годы не трогали» — писал автор.

Одиночество, внутренние конфликты, самобичевание – вот основные мотивы произведения. Каждая строка соотносится с пережитыми событиями и тесно переплетается с биографией поэта. «Осень» напоминает письмо с воспоминаниями для заключенной.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Осень» — философская лирика с элементами пейзажной. Описания природы служат фоном для грустных размышлений о жизни. 

Поэт пишет о глубоко личных переживаниях и событиях. В каждой строке содержится отсылка к его непростой биографии. Поэтому в данном тексте читатель может найти черты реализма. 

Стихотворный размер произведения «Осень» — четырехстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Смысл названия

Осенняя пора отражает состояние внутреннего мира автора: одиночество царит «в сердце и природе». Пейзажи перекликаются с печальными мыслями лирического героя. Воспоминания навевают ностальгию, которая традиционно ассоциируется с осенью в русской культуре.

Именно природе поэт мог излить все переживания и горькие думы, ведь в тяжелые времена опалы он больше не мог доверяться людям, приближать их к себе, так как это было опасно для них же. Наедине с собой, безлюдном и пустынном лесу, лирический герой отдается во власть воспоминаний о счастье, которое безнадежно далеко.

Образы и символы

Наиболее важным является образ лирического героя. Он предстает одиноким, тоскует по былым, спокойным временам, полным любви и умиротворения. Образ транслирует внутренний мир поэта. Осенняя пора наводит его на мысли о возлюбленной. В воспоминаниях он упоминает биографические подробности. Пастернак обнажает свои сердечные раны, не стесняясь, приоткрывает завесу памяти, где хранятся драгоценные дни. Например:

«Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью».

Интенсивность боли нарастает с каждой строкой. Лирический герой ищет утешения в природе. Он просит осень смягчить удар, чтобы тоска перевесила горе.

Образ осени не менее значим. Он, конечно же, женского рода и дублирует внешние и внутренние черты возлюбленной. «Пышные» и «бесшабашные» листья ассоциируются с волосами женщины, в них хочется зарыться, безлюдный и пустынный лес — со спокойным и ровным характером. Автор напрямую сравнивает избранницу с рощей. Шелест подменяет шепот. Описания осени перемешаны с воспоминаниями о Ней, мозаичный образ дополняется новыми деталями, расплывчатыми и косвенными. Этот эффект отражает рваный и нелинейный ход мыслей человека, оставшегося наедине с собой. В финальной строфе поэт подчеркивает духовное родство осени и женщины: «Ты — благо гибельного шага». Пора увядания — это ведь тоже благо гибельного шага, красота на грани смерти.

Образ возлюбленной намечен широкими мазками самых важных ее качеств: «Корень красоты — отвага». Женщина отличается смелостью, не боится погибели и даже рвется к ней, как прекрасная, но сжигающая сама себя осень. Поэтому сентябрьский шум, такой родственный и близкий, может растворить в себе влюбленных, спрятать их в карнавале увядания. Мотив сокрытия, бегства, спасительной тайны объединяет все строфы: «замри», «заройся», «я здесь с тобой в сторожке».

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Осень» доминируют три основные темы: самопожертвование ради любви, одиночество и осень.

  • Тематика самопожертвования ради любви раскрыта в последних строках. «Гибельный шаг» — это красноречивое указание на положение Пастернака и Ивинской, их роман балансировал на грани гибели и это не красивые слова. Отважная женщина пожертвовала собой ради избранника, а Пастернак мужественно терпел травлю, делая все возможное ради спасения любимой. Эта смелость для борьбы их объединяет.  
  • Тема одиночества раскрыта в употреблении глаголов прошедшего времени: все сцены из счастливой совместной жизни остались в прошлом. Теперь герой идет в безлюдный и опустевший осенний лес, он «дал разъехаться домашним«, чтобы остаться наедине со своими мыслями, грустными, но такими сладостными, ведь только в них он может набрести на путь к Ней.
  • Осень приобретает черты возлюбленной, будто зеркало души героя. И она, и ее человеческие воплощения «гибнут откровенно», в этой отваге на краю гибели их красота и сила. Осенняя пора, как добрый друг, скрывает его и ее от враждебного мира: «Дорожки заросли наполовину», «Рассеемся в сентябрьском шуме!», «Заройся вся в осенний шелест!«.

Проблематика стихотворения «Осень» представлена в списке:

  • Мучительность одиночества. Герой оказался наедине с собой не по своей воле. Мысли о былом счастье проникнуты сожалением, автор скучает по возлюбленной и даже в пейзаже видит ее черты. Лишь воспоминания дают ему силы для нового дня. Осенний лес становится приютом, где можно спрятать свою любовь, растворить боль и сохранить самое дорогое.
  • Страх. Герой все время бежит от чего-то, скрывается и желает уберечь возлюбленную. Мир за пределами волшебной осени в лесу враждебен ему и его чувствам, от него исходит угроза, о которой автор даже избегает говорить.
  • Красивая, но все же смерть. Автор дважды упоминает гибель, как будто уже не надеется на счастливый финал. Видимо, только в небытие его любовь обретет искомый покой.

Настроение стихотворения «Осень» печальное. В красоте увядания и гибели ощущается боль, а в желании скрыться — страх за будущее.

Смысл

Основная идея стихотворения «Осень» заключается в том, что герой не собирается бороться со своей болью от разлуки, он капитулировал в объятия осеннего сплина, хочет испить горькую чашу тоски до дна. В безлюдном лесу и за бревенчатыми стенами находится лишь один человек — это герой. Но в каждом шелесте листвы, в каждом листопаде он создает образ возлюбленной, реконструирует воспоминания. Лихорадка любви поглощает его целиком, он намеренно выбирает одиночество и позволяет домашним разъехаться. Болезнь, хандра — это и есть его настоящая личность, а богатое любовью прошлое подменяет осиротевшее настоящее. «Когда житье тошней недуга», гибельный шаг (запойное одиночество с мыслями о ней) — это благо. Потому что сам герой давно растворился в своем чувстве.

Осень выступает лучшим медиумом воспоминаний, сквозь нее проступают черты любимой женщины. Пейзаж в сонном мареве памяти воплощает то, что уже никогда не повторится наяву. Пора увядания задает атмосферу жизни в разлуке, где настоящее обесценено и превращено в алтарь прошлого. Таков смысл стихотворения Пастернака «Осень».

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Осень» богато средствами художественной выразительности, которые отражают главную идею произведения и подчеркивают самобытность авторского стиля:

  1. Метафоры: «…одиночеством всегдашним / Полно всё в сердце и природе», «глядят бревенчатые стены», «чаша горечи», «заройся в осенний шелест».

  2. Эпитеты: «одиночеством всегдашним», «безлюдно и пустынно», «бревенчатые стены», «пышней и бесшабашней», «осенний шелест», «шелковою кистью», «гибельного шага».

  3. Сравнения: «Как в песне, стежки и дорожки / Позаросли наполовину», «Ты так же сбрасываешь платье, / Как роща сбрасывает листья».

  4. Олицетворение: «Глядят бревенчатые стены».

  5. Аллюзия: «Как в песне, стежки и дорожки Позаросли наполовину».

Автор: Айнур Алиева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *