Анализ романа «Господа Головлевы» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был знаменитым русским писателем и журналистом. Он работал редактором журнала «Отечественные записки» и проложил дорогу многим либеральным авторам. Известно, что будущий сатирик и обличитель дворянства воспитывался в помещичьей среде. Уже в детском возрасте Михаил осознавал, что среди помещиков царит атмосфера лжи, праздности, угасания. Писатель был настолько возмущен этим, что данная тема нашла воплощение в его творчестве. Одним из наиболее известных произведений Михаила Евграфовича является роман «Господа Головлевы». Здесь автор отобразил истинное лицо помещиков. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану. Приятного просвещения!

История создания

История написания произведения «Господа Головлевы» связана с личными впечатлениями писателя о детстве. Будущий писатель родился в семье помещика. Однако его воспитателем был крепостной мужик, к которому ребенок был очень привязан. Видимо, именно эта первая привязанность вызвала в сердце Михаила отзывчивость по отношению к крестьянам. Когда мальчик подрос, он стал лучше понимать мотивы и поступки взрослых. Неприятное открытие поразило его. Среду, в которой он воспитывался, Михаил Евграфович стал называть «подлой».

Образ Арины Петровны — «женщины-кулака» — имеет прототипа из жизни писателя. Мать Михаила была из купеческого рода и не имела никаких благородных порывов в отношении детей (их было 9). Все ее воспитание сводилось к побоям, причем, очень жестоким. Дети недоедали и содержались в ежовых рукавицах. Писатель вспоминал:

«А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше».

Бедность и униженное положение в лицее довершили формирование характера автора. Он понял, что все зло исходит от сословного неравенства в обществе и дремучести, отсталости русских людей, которые становятся жестокими от власти и богатства.

Особый опыт, который помог автору изучить быт и нравы представителей разных сословий, он получил, работая советником Губернского управления в Вятке. Ему пришлось заниматься многими судебными делами и допрашивать разных людей.

Интересно, что история жизни Владимира, сына Порфирия, была очень похожа на биографию самого автора. Он женился против воли деспотичной матери, которая в отместку лишила сына материальной поддержки и объявила его «постылым». Возможно, именно из-за этого периода безденежья и отчаяния он самоотверженно работал, чтобы обеспечить свою семью капиталом и независимостью. Кстати, он преуспел.

Писатель был особенно возмущен борьбой бедных крестьян за свои земли после отмены крепостного права. Произведения знаменитого автора стали пронизывать антикрепостнические настроения. Свой роман Салтыков-Щедрин создавал постепенно, объединяя отдельные произведения общей тематикой. Работу над созданием текста писатель начал в 1875 году, а завершил в 1880. Действие разворачивается еще при крепостном праве и охватывают 60-80-е годы 19 столетия.

Жанр и направление

По жанру произведение «Господа Головлевы» является социально-психологическим романом. Анализируемое произведение является очень объемным, оно включает в себе не одну сюжетную линию. Автор демонстрирует характеры своих персонажей в развитии.

Очевидно, что роман написан в духе реализма, ведь автор показал реальные события, обыденных героев в определённый исторический период. Его персонажи — обыкновенные люди, жизнь которых не идеализирована и не демонизирована.

Композиция

Композиция произведения «Господа Головлевы» имеет свои особенности. Автор нарушает хронологию повествования, периодически возвращаясь назад. Например, пятая глава «Недозволенные семейные радости» является своеобразной подводкой к шестой главе и рассказывает о событиях минувших дней, когда Арина Петровна была еще жива. Эта глава позволяет еще лучше разобраться в характере Порфирия — главного героя романа.

В главы автор порой добавляет лирические отступления (например, о разнице французского и русского лицемерия в 3 главе). Основная роль всех сюжетных и внесюжетных элементов заключается в максимальном раскрытии тематики.

Можно заметить, что писатель несколько нарушил последовательность расположения сюжетных элементов. Роман начинается с завязки, которую составляет эпизод суда над Степаном. Лишь после завязки следует экспозиция.

Суть: о чем роман?

В первой главе автор представляет героев — членов семьи Головлевых. Также он рассказывает об их золотых временах, когда властная, активная и хозяйственная Арина Петровна сколотила капитал и держала детей в узде. Но в погоне за наживой женщина забыла о детях и своим деспотизмом, экономией, жадностью сделала их несчастными, порочными, «поломанными». В этой же главе подводится итог жизни старшего сына Степана. Он пошел в праздного и легкомысленного отца, поэтому прокутил все свое имущество и приехал в Головлево больным, нищим, оборванным. Скаредная мать кормила его объедками, но не выгоняла. От бездеятельности и тоски он спился и умер. Угас в своих покоях и его отец. В этой же главе мы узнаем о том, что дочь Арины Петровны сбежала с офицером, но растратила все деньги и умерла нищей и одинокой с двумя девочками на руках. Их обеспечила Арина Петровна — выделила им усадьбу с доходом, стол, слуг.

Во второй главе рассказывается о крахе Арины Петровны. Она доверилась среднему сыну Порфирию, разделила имения между двумя братьями, а свой капитал, поддаваясь манипуляциям Порфирия, пустила на расширение его владений. Как итог, сын выжил мать из своей усадьбы, окружив непомерными требованиями. Арина Петровна уехала к младшему сыну, но тот быстро спился от праздной жизни и во всем ограничивал мать из-за обиды на ее отношение к нему. Перед смертью Павел не обеспечил ни мать, ни племянниц, поэтому его имущество досталось хитрому Порфирию. Мать уехала в имение внучек вместе с ними.

В третьей главе Арина Петровна понимает, что живет в бедности и должна начать весь свой путь накопления с самого начала, но ни сил, ни цели у нее не осталось. Люба и Анна уезжают из деревни, потому что не видят в ней перспектив. Арина Петровна героически борется с одиночеством и бедностью, но вскоре сдается и мирится с сыном. Теперь она сидит у себя дома приживалкой и кормится от щедрот сына. Но Порфирий вскоре привязался к матери и был рад ее видеть. Здесь мы узнаем о судьбе сыновей Порфирия. Скупость и равнодушие отца довели юношей до смерти. Володя женился против его воли и был оставлен без содержания. Петр проиграл казенные деньги, не получил помощи от отца, был осужден и умер по дороге в тюрьму.

В четвёртой главе от дряхлости умирает Арина Петровна. Перед смертью она не успела завещать свою долю Любе и Анне. К Порфирию приехала Анна, они с Любой стали артистками. Теперь отношение к ним изменилось. Все вокруг считали их продажными женщинами. Однако они не продавали тело, а зарабатывали вполне честно, хоть и не были особенно талантливы. Анна не осталась в родном имении, потому что приставания и докучливые упреки дяди напугали ее. Она предпочла городскую жизнь, где есть свобода и движение. Дядя передал ей опекунские деньги и с трудом, но отпустил в Москву. Но после встречи с ней Евпраксия, экономка и любовница барина, задумалась о своей судьбе и поняла, что Порфирий всю жизнь специально ее тиранил и унижал. Таким же манером он относился к другим людям.

В пятой главе рассказывается о беременности Евпраксии, которая была до этих событий. Тогда Порфирий отказался от ребенка и передал его в воспитательный дом.

В шестой главе Евпраксия взбунтовалась против барина, стала заводить романы с конторщиком и кучером, а Порфирий под градом ее упреков замкнулся в себе и сошел с ума. Вся его жизнь протекала в воображении.

В седьмой главе рассказывается о судьбе Анны и Любы после посещения Головлева. Девушки так и остались в провинциальном театре, но со временем Любу сманила перспектива стать содержанкой и накопить денег. Она помогла богатому купцу завоевать расположение Анны: ей просто не давали работать. Но содержатели девушек растратили казенные деньги, и накопленные богатства к Анны и Любы изъяли. Из-за скандала их уволили из театра. А в другом городе девушек с печальной славой пустили по рукам. Анна начала спиваться и заболела чахоткой. Люба наложила на себя руки, а Анна струсила и уехала в Головлево. Там она запила вместе с дядей. Но после многих ссор племянница и дядя, наконец, поняли и простили друг друга. Порфирий раскаялся в своем поведении и умер по дороге к могиле матери. А Анна лежала в горячке и умирала дома.

Подробнее о сюжете написано в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои романа «Господа Головлевы» представлены в списке:

  1. Главной героиней романа является шестидесятилетняя женщина, которую зовут Арина Петровна Головлева. По своей натуре она очень властная, поэтому никто не смеет ей перечить. Зато она активна, умна, хитра и ответственна: хозяйство при ней в полном порядке, правда, излишнее радение о нем превратилось в скаредность. Арина Петровна является очень серьёзной женщиной, но к своему супругу она проявляет полное равнодушие. Женщина на любила детей, так как, по её мнению, они являются настоящей обузой. Детей Арина Петровна держала впроголодь. Но к старости сердце женщины смягчилось. Обман Порфирия и бедность на многое открыли ей глаза. Перед смертью она даже попыталась помочь внукам и готова была пожертвовать своей сытой жизнью ради помощи Петру.
  2. Супругом Арины Петровны был легкомысленный человек, которого звали Владимир Михайлыч. Отец семейства вел бесцельный и праздный образ жизни. Владимир Михайлыч терпеть не мог свою супругу. Главный персонаж любил выпить и развлекаться с горничными до тех пор, пока он не стал дряхлым стариком.
  3. Старшим сыном в семье был Степан, которого Арина Петровна прозвала Степкой-озорником. По своей натуре мальчик был таким же проказником, как и Владимир Михайлыч. Правда, в зрелости это сходство привело к пьянству и разврату. Он промотал даже доходный дом, заработанный для него матерью. Легкомыслие, безответственность, слабость духа компенсировались только добротой и отходчивостью Степана. Он умер от пьянства и скудного содержания матери, которая подавала ему лишь объедки.
  4. Свою дочь Анну Арина Петровна отправила учиться в высшее учебное заведение для того, чтобы она стала бухгалтером или домашним секретарём. Но девушка решила сбежать с корнетом Улановым. В итоге они венчались без благословения. Выделенное матерью наследство они промотали, офицер бросил жену, и она умерла в нищете, оставив на попечение Арины Петровны двоих дочерей — Любу и Аню.
  5. Порфирий — средний сын. Это расчётливый, подлый, жадный и лицемерный человек. Он обманом присвоил все состояние матери, но сам в хозяйстве ничего не понимал. Его страстью было пустословие. Он настолько равнодушен к детям и жаден, что обоих сыновей довел до смерти своей скаредностью, а третьего отдал в воспитательный дом. При всем ханжестве он завел любовницу и бесконечно подавлял ее своими упреками. Дожил до старости, но повредился в уме и лишь под конец жизни осознал, насколько виноват перед матерью и детьми.
  6. Совсем другим был младший сын Павел. Это был человек, лишенный всяких «поступков «. Павел не проявлял склонностей к играм, общению и учебе. По мере взросления мальчик превратился в загадочную и угрюмую личность. Однако он, в отличие от Порфирия, приютил мать и даже упрекнул брата в том, что тот ее обманул. Умер от алкоголизма.
  7. Анна — внучка Арины Петровны. Впечатлительная, живая и подвижная натура с возвышенными идеалами и целями. Вырвалась из Головлевской пустоши, но ее поглотила пошлость провинциального театрального мира, где девушек на сцене приравнивали к продажным и втаптывали в грязь всеми способами. Из-за влияния среды Анна спилась и впала в распутство, но под конец жизни вернулась в Головлево и убедила дядю признать свою вину за участь родных. Анна — добрая, благодарная и нежная девушка, которая прониклась теплотой даже к бабушке, которая считала ее лишним ртом и поила кислым молоком.
  8. Люба — более рассудительная и холодная девушка, чем сестра. Именно она стала содержанкой и втянула сестру в разврат. Она же уговаривала ее покончить с собой.

Темы

Тематика романа «Господа Головлевы» представлена в списке:

  1. Центральное место в произведении занимает тема распада дворянской семьи. Автор показал, какие законы господствуют в помещичьей среде. Перед читателем предстаёт семья, где царит атмосфера бездуховности и праздности. Здесь очевидно отсутствие таких важных понятий, как любовь и дружба. В такой обстановке нет места интеллектуальной деятельности и творчеству.
  2. Тема любви не менее значима в произведении. В существующей среде этому чувству не находится места. Любовь заменяют похоть и расчет. Отношения в браке или вне его в любом случае перерастают в товарно-денежные. Никто из героев не нашел любви, поэтому их жизнь так уродлива.
  3. Быт и нравы помещиков — тоже значимая тема. Автор описывает, из чего состоят день, неделя, год каждого члена семьи, и мы убеждаемся, что сама суть дворянского образа жизни глубоко порочна и вредна для личности. Праздность, самодурство, невежество приводят людей к деградации.
  4. Семейные отношения тоже занимают важное место в романе. Прискорбно, что родителей и детей связывают только материальные и финансовые узы: ребенок с детства использует мать и отца, ждет только наследства и содержания, а родитель жесток, агрессивен, эгоистичен, потому никаких иных чувств, кроме презрения, не вызывает.

Проблемы

Проблематика в романе «Господа Головлевы» не менее значима для понимания текста. В своем произведении Михаил Евграфович затронул моральные и социальные проблемы, которые тесно переплетаются между собой.

  1. Салтыков-Щедрин раскрыл проблему нравственной гибели дворянства, используя приёмы сатиры. Причиной распада семьи Головлевых вовсе не является бедность. Эта семья погибла вследствие деградации её членов. Моральную проблематику произведения составляет не только физическое, но и духовное разрушение личности.
  2. Не менее важна проблема равнодушия. Из-за него гибнут многие герои романа, оно является движущей силой для саморазрушения тех, кто остался в живых. Безразличие к себе, родным и самой жизни составляет сущность трагедии Головлевых.
  3. Жадность — один из главных пороков семьи. В порыве стяжательства родители готовы погубить детей, довести их до позора и суицида. А дети ради денег лицемерят, лгут, подставляют друг друга.
  4. Безнравственность. Многие герои похотливы и низменны, они готовы растоптать и унизить человека ради удовлетворения насущных потребностей. В таком обществе добродетельную женщину чуть ли не силой делают порочной, а все вокруг травят ее за это, хотя сами участвуют в ее падении.
  5. Лицемерие. Герои лгут себе и другим даже без цели. Автор посвятил лицемерию отдельное лирическое отступление, чтобы пояснить его природу. По его мнению, лицемер в России — это человек невежественный, который выдает желаемое за действительное и ограничивается этой иллюзией. В этом мороке обмана люди сами не замечают, как коверкают свою жизнь.

Если эти разделы не содержат нужной информации, обратитесь к Литрекону в комментариях — он дополнит список.

Основная идея

В чем же заключается смысл романа «Господа Головлевы»? Он состоит в том, что страна рабов и господ обречена на нравственную смерть. Общественная система, основанная на дворянских привилегиях и неравноправии сословий, совсем не эффективна, потому что праздность, неконтролируемая власть и невежество способствуют только деградации людей, что мы и видим на примере семьи Головлевых.

Невозможно идти в светлое будущее, пока на Руси сохраняется целое сословие людей, непригодных к труду, развитию и даже семейной жизни. Главная мысль романа «Господа Головлевы» заключается в том, паразитический образ существования помещиков обрекает их же на трагический финал: разорение, алкоголизм, беспутство. И даже лучшие из них понимают, что живут без цели. Рефреном звучит вопрос Арины Петровны «Для кого!?». Дворянка накопила капитал, жила впроголодь, разоряла и интриговала, но в конце жизни осознала, что все это напрасно. Ведь эти жизненные ценности несостоятельны.

Чему учит роман?

Выдающийся писатель смог передать состояние полной безысходности, царящей в помещичьей среде. Это состояние читатель замечает в характерах главных персонажей, их поведении, речи. Ум героев остается на уровне крестьянского, а богатство и власть лишь портят их характер вседозволенностью. Автор учит нас усмирять такие пороки, как жадность, алчность и жестокость. Ведь они разрушают наши судьбы. Вместо тяги к деньгам нужно развивать в себе стремление у образованию, творчеству и любви.

Роман «Господа Головлевы» заставляет задуматься, насколько быстро исчезают молодость и красота главных персонажей. Читатель видит, как быстро богатые имения становятся запустевшими. Видно, что богатство не делает героев счастливыми. Оно лишь развращает их или загоняет в плен жадности и скопидомства. Недаром когда Степан возвращается в деревню, он называет её постылой. И Анна видит в Головлево источник всех бед семьи.

Свое внимание Михаил Евграфович акцентирует на лицемерии своих персонажей. Это представляет собой конечную ступень в их деградации. В выдуманных мирах они теряют связь с реальностью и сходят с ума.

Критика

Рецензенты много писали о романе Салтыкова-Щедрина. Либерально настроенные журналисты поддержали его, а консерваторы и правительственные издания резко высказались о несостоятельности и предвзятости автора.

«Вся читающая Россия с глубоким интересом прочла это выходящее из ряду вон по своим достоинствам сочинение Щедрина.» (Г. А…, Драм, театр. «Иудушка».— «Южный край», 1880, № 18)

Особенно критики заострили внимание на анализе характера Порфирия, прозванного в семье «Иудушкой».

«Автор с большой художественной проницательностью намечает главнейшие моменты психической жизни героев, постепенные переходы их к сознанию губительности их жизни… Иудушка вышел в жизнь именно с таким запасом практических сентенций, которые и сложились в нем в то, что автор называет пустословием и пустомыслием. Судьба Иудушки должна была, очевидно, сложиться именно так, как показывает нам автор. Оставшись одиноким и видя кругом себя только ненависть, он должен был, в конце концов, прийти к тяжелому сознанию, покаравшему его…» (Арсений И. Введенский, газета «Страна», 1880, № 65)

Особенно часто рецензенты писали о том, что автор все-таки отыскал в героях человеческие черты и показал их характер во всей полноте:

«…в Иудушке и в Арине Петровне, как и в Разумове («Больное место»), г. Салтыков сумел отыскать человеческую черту — и это совершенно согласно с истиной; такая черта хранится во всякой душе — не всякий только способен разглядеть ее сквозь наносный слой, придавивший ее своею тяжестью. <…> Немного найдется страниц более мрачных, чем конец головлевской эпопеи…» (К. К. Арсеньев, «Вестник Eвропы», 1883, № 5)

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *