Анализ стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» (А. Блок)

Александр Блок в своих стихотворениях часто связывает состояние человеческой души с картинами природы. В этом произведении именно весна становится проводником во внутренний мир лирического героя, полный переживаний, сомнений и смиренного принятия всего сущего. Многомудрый Литрекон готов помочь разобраться Вам в темах и идеях стихотворения, а также познакомить с историей его создания.

История создания

Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» было написано в сложный для поэта период – 24 октября 1907 года. В это время он находится на пороге «новой жизни»: его напряженные отношения с женой, Любовью Менделеевой, все больше и больше обостряются, она уже не скрывает свои интриги с Андреем Белым. Именно весной она уходит к лучшему другу поэта.

В течение определенного времени Блок начинает увлекаться актрисой Натальей Волоховой – именно она повлияла на создание нового цикла стихотворений «Заклятие огнем и мраком».

Но несмотря на то, что сердце поэта занято другой женщиной, он все равно возвращается к образу жены, которая его предала. В определенный период его жизни супруга все же вернется, и тогда он будет готов принять ее со всеми прошлыми обидами, что она ему причинила.

В момент написания стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» поэт был в очень тяжелом состоянии – он еле справлялся с одолевавшими его мыслями о плохом. 29 октября, через несколько дней после создания стихотворения, в письме матери он пишет, что его стихи хорошие, но подлинной жизни у него нет, потому что жизнь и профессия несовместимы. Отношения с Любовью Менделеевой налаживаются – он даже знакомит двух женщин, но ни с одной из них не чувствует себя комфортно. Они обе живут полной жизнью, играют в театре, общаются с другими мужчинами. Блок остается одиноким.

Свой цикл стихов позднее, 14 ноября 1907 года, он вышлет В. Брюсову. В сопроводительном письме Блок отметил одну очень важную деталь: заглавия каждого стихотворения соединяются в единый текст, обладающий сквозным для цикла смыслом. В первых словах названий есть своя связь:

«Принимаю – в огне – и во мраке – под пыткой – в снегах – и в дальних залах – и у края бездны – безумием заклинаю – в дикой пляске – и вновь покорный – тебе предаюсь».

Этот метод, по предположениям критиков, может восходить к наследию Ф. Ницше.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» написано трехстопным анапестом с перекрёстной рифмовкой. Такой способ написания рождает настроение восторженности, строки звучат звонко и стремительно. Анапест полон жизнерадостного настроения, рождает состояние принятия, которое так стремился передать Блок. Сочетания мужской и женской рифмовок рождают усечение – урезанные стопы, как в строке «Без конца и без краю мечта!». Так автор стремится к смысловой и интонационной целостности.

Жанр произведения «О, весна, без конца и без краю…» – элегия. Оно проникнуто нотами грусти, размышлениями о прожитой жизни, печалью по неразделенной любви, а также философскими настроениями. Также в стихотворении есть элементы послания: автор обращается к удачам и неудачам, к жизни и, самое главное, к женщине. Все эти вышеперечисленные адресаты сливаются в своем едином назначении. Поэт думает о том, как принять разрушенную любовь.

Александр Блок относился к направлению символизма, которое связано с культом Прекрасной Дамы и с восхищением Средними веками. Даже в этом произведении мы встречаемся с образом щита – он ассоциируется с рыцарскими романами, а также является символом защиты от внешних угроз души лирического героя, а также его стремлением к женской заботе и ласке. Наличие этой детали передает воинственное, решительное отношение автора к изменениям в судьбе, что подчеркивает стихотворный размер.

Смысл названия

Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» не имеет названия, но стоит отметить, что первая строка является риторическим обращением к образу весны. Он становится сквозным, ключевым на протяжении всего текста.

Первое двустишие является акромонограммой – повторением конца предшествующего стиха в начале следующей строки. Этот прием акцентирует внимание читателя на важности весны в изменении его миропонимания.

Образы и символы

Множество различных символов придает произведению «О, весна, без конца и без краю…» особый смысл. Основные из них:

  1. Весна. Символ встречается на протяжении всего произведения и, как уже было отмечено, является ключевым. Весна для автора – время душевных перемен, ведь именно в это время года пробуждается жизнь и появляется любовь. Стоит отметить, что дата написания стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» разнится с этой деталью. Тогда символ весны приобретает новый смысл. Это, помимо всего прочего, еще и личный для поэта период. Именно тогда он испытал самые сильные душевные переживания, наконец-то готов принять их и «обновиться».
  2. Щит. Этот образ соотносится с временами рыцарских романов и с общей тематикой поэзии Блока. Щит приобретает смысл защиты, а также определенной торжественности – лирический герой готов принять изменения в жизни, поприветствовать их, но он все же опасается за гармонию своей души.
  3. Плечи. Именно эту часть тела упоминает лирический герой как самую уязвимую у его возлюбленной. Как он не готов бросить щит, так и она не готова обнажить плечи перед ним. Эта деталь акцентирует наше внимание на том, что плечи для лирического героя были символом опоры, женской любви и поддержки. Теперь те же функции для него стал выполнять щит, которым он «закрывается» от внешнего мира.
  4. Порог. Данная деталь является символом больших перемен в жизни, а также пограничного состояния лирического героя. Встречая свою бывшую возлюбленную именно у порога, автор подчеркивает, что происходит погружение в мир прошлого. От него лирический герой стремится укрыться, защититься щитом, но встреча все же происходит.

В стихотворении «О, весна, без конца и без краю…» также мы встречаемся с женским образом. Он ассоциируется с древнегреческим мифом о Медузе Горгоне, ведь волосы лирической героини так же «змеятся» в порывах ветра. Этот образ наполнен демонизмом, непримиримостью и сомнением – губы женщины сжаты и холодны, они не могут разгадать имени Бога. Встреча наполняется внутренней враждой, ведь лирическому герою очень трудно принять претерпевший изменения образ, который он раньше так боготворил, любил и оберегал от грязи внешнего мира.

Темы

Темы, к которым обращается Блок в своем стихотворении «О, весна, без конца и без краю…», очень разнообразны. Так, в нем можно выделить:

  1. Тема любви. У поэта она интерпретируется по-своему. Любовь в его понимании – это принятие человека со всеми его недостатками, с горестями и обидами, которые он мог причинить. Этот момент ассоциируется у Блока с весной – как деревья замирают на холодные времена, лишаясь листьев, так и он лишается любви на какое-то время. Но потом приходит тепло, природа расцветает, и не любовь, но принятие жизни и всего того, что она готовит, просыпается в душе автора.
  2. Тема принятия всего сущего. Акцентируя внимание на таких деталях, как пустынные селения, города, внутри которых дома стоят колодцами и создают гнетущую атмосферу покинутости, тяжкий труд, а также смех и плач, которые стоят в соседних строфах, Блок передает напряженное состояние в период до встречи с покинувшей его возлюбленной. Но за это время он понимает одну истину – он смиряется с миром, начинает любить все то, с чем раньше он был во вражде. Эта позиция напоминает христианскую модель сознания. Он становится частью этого злого и холодного мира, начинает любить его. А лирическая героиня – центр всего этого.
  3. Тема встречи после расставания. Между лирическими героиней и героем есть вражда, вполне свойственная людям после разлуки. Но все же женщина появляется у его порога, несмотря на все, что между ними случилось. Этот момент наполнен многими эмоциями – недоверием, боязнью новых обид и разочарований, какой-то слепой и почти что «хмельной» надеждой на новый шанс для их любви. С этого момента начинается новый этап их взаимоотношений – дружба и взаимная поддержка, доказанная и подтвержденная временем.

Проблемы

Проблематика стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» изложена в списке:

  1. Во-первых, Блок не зря так ярко рисует нам встречу лирических героев. В ней он воплощает мысль о сложном и мучительном для двух бывших любовников моменте новой встречи. Здесь он интерпретирует проблему прощения после разрыва, проблему начала новых, более сложных и запутанных отношений после того, как все разрушилось.
  2. Во-вторых, проблема отношения человека к своей судьбе является сквозной во всем стихотворении. Лирический герой смиренно принимает жизнь, любит ее. Даже одиночество становится для него испытанием, которое он проходит с честью и достоинством. Именно поэтому судьба вознаграждает лирического героя – он выстоял перед ней.
  3. В-третьих, поэт заставляет задуматься нас о вопросах жизни. Порой в ней возникают трудности, и для некоторых людей очень сложно справиться с ними. Блок показывает, что даже после черной полосы всегда наступает белая, мрак сменяется светом, плохое отступает перед хорошим. Именно поэтому стихотворение хоть и написано в жанре элегии, но способ стихосложения – анапест – рождает оптимистичные ноты, и в конце произведения они только подтверждаются.

Смысл

Основная идея стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» – привлечь внимание человека к тому, что жизнь не заканчивается, когда разрушается любовь. Блок показывает, что его душа даже после таких потрясений смогла переродиться и простить того, кто нанес ей вред.

Поэт подводит нас к главной мысли – жизнь нужно любить, она у человека одна, и только от него зависит то, как он ее проведет. Поэтому нужно учиться смотреть на все в позитивном ключе, не рождать негатив, потому что, влияя на другого человека, он затрагивает и душу того, от кого он исходит.

Чему учит?

Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» учит понимать и принимать все то, что происходит в жизни. Будучи несчастным и одиноким, Блок все равно творил и жил. Неудачи не отворачивали его от любимого дела, он учился быть милосердным и понимающим ко всем ошибкам и промахам других людей и самого себя.

«Не суди и не судим будешь,» — именно на эту мысль наталкивает содержание произведения.

Средства художественной выразительности

Блок использует в стихотворении «О, весна, без конца и без краю…» многие средства художественной выразительности для яркой передачи своих чувств и мыслей:

  1. Эпитеты («В заколдованной области плача», «…бессонные споры», «…воспаленные взоры» «…в завесах темных окна», «С буйным ветром…» и т.д.);
  2. Лексические повторы (слово «принимаю» повторяется в стихотворении 5 раз; слова «весна» и «мечта» повторяются 2 раза);
  3. Метафоры («…колодцы земных городов», «…в змеиных кудрях», «…хмельная мечта» и т.д.);
  4. Антитезы («В… области плача, / В тайне смеха…», «…пустынные веси! / И колодцы пустых городов!»);
  5. Инверсию («Утро в завесах темны окна», «Раздражала, пьянила весна» и т.д.);
  6. Риторические обращения («О, весна…», «Узнаю тебя, жизнь!», «…принимаю тебя!» и т.д.);
  7. Парцелляцию («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! / «И приветствую звоном щита!»);
  8. Градацию («Ненавидя, кляня и любя»).

Автор: Дарья Манько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *