Сочинение: Суть произведения «Медный всадник» (А.С. Пушкин)
(468 слов) Поэма Пушкина «Медный всадник» – одна из самых известных в наследии поэта. Это трагическая история из жизни обычного человека, главную роль в которой сыграл образ Медного всадника — воплощения антигуманной власти, разрушающей судьбы подданных.
Сюжет поэмы прост: в пустынных болотных дебрях, «из тьмы лесов, из топи блат» возносится «пышно, горделиво» юный город. Он красив, величественен и важен для развития государства – «ногою твёрдой» он стоит при море, собирая к себе посланцев из многих стран. Вместо всей непроглядной дикой местности, где «прежде финский рыболов один бросал в неведомые воды свой ветхий невод», ныне «по оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен». Новый город – полное великолепие, тонкая красота, изящество и так же ощутимое могущество. И всё это сделано по желанию и повелению Петра – основателя Санкт-Петербурга, правителя России того времени, великого реформатора, чья статуя в величественном порыве застыла на одном из гранитных берегов.
Конечно же, в этом городе живут обыкновенные люди – со всеми известными человеческими нуждами, устремлениями и чувствами. Один из них, Евгений, главный герой поэмы, – служащий молодой человек, небогатый, влюблённый – словом, живущий своей жизнью и желающий достигнуть в ней семейного счастья и уюта. Однажды случается страшное бедствие: Нева, «как зверь остервенясь» хлынула из берегов на улицы города. Наводнение смывает целые дома. Евгений волнуется за возлюбленную и спешит к ней сквозь всю бурю. Это удаётся не сразу. Некоторое время он пережидает, взгромоздившись на статую льва, – вокруг бешеных волн. Рядом с этим местом «над возмущённою Невою» стоит «кумир на бронзовом коне». Здесь возникает центральный образ всей поэмы, загадочный – Медный Всадник. Но прежде, чем дойти до его подробного описания, нужно договорить сюжет: Евгений добирается до места, где живёт любимая – но весь её дом смыла вода. От осознания горя и потери он – увы – сходит с ума. И с тех пор неприкаянно, бездомно бродит по всему городу. Однажды он оказывается снова на том месте, где пережидал бурю и видел медного истукана: «Ужасен он в окрестной мгле!». Высоко вздымаясь, статуя предстаёт мощной и грозной, даже – разящей, непоколебимо и жестоко, не оглядываясь на простую жизнь обычного человека, на его горести. Она изображает человека, который «над самой бездной уздой железной Россию поднял на дыбы». Ненависть вскипает в Евгении – он грозит Петру – за всё, что случилось в городе, за то, что погибла его жизнь. Но тут же – ему кажется, что недвижная статуя «грозного царя» приходит в движение, и – бедный Евгений бежит прочь, слыша за собой «как будто грома громыханья» тяжёлый топот преследующего его Медного Всадника.
Образ грозного Медного Всадника, подминающего под себя в страх и трепет жизнь несчастного человека, – весьма неоднозначен. Как кажется, здесь автор сталкивает две разные правды, неравные, разные совершенно. Первая – это правда железной непоколебимой узды в руке Петра, который – строит великий град, борется со всей природой, изменяет весь мир. Вторая – правда простого человека. Жизнь его – не в рамках всего государства, а лично для самого этого человека – так же велика и значима. И загадочно, негаданно оказывается так неизмеримо трагична.
Автор: Степан Самарин