Сочинение: Семьи в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)
(568 слов) Толстой в романе «Война и мир» изображает не только исторические события, но и старинные дворянские семьи. Все главные герои изображены в лоне своих семейств, описания и характеристики которых взяты из жизни. Известно, что прототипами Болконских и Ростовых стали родственники самого писателя. Другие люди тоже не придуманы литератором: за каждым образом скрывается реальный человек. Именно поэтому интересно анализировать семьи героев, зная, что каждая из них восстановлена из крупиц исторической правды, изложенной в мемуарах и письмах.
Первая семья, с которой знакомится читатель — Курагины. В неё входят князь Василий и его дети: Ипполит, Элен и Анатоль. Отец семейства производит отталкивающее впечатление и открыто жалуется на то, что дети — его наказание. Одного сына он называет «спокойным дураком», а другого — «беспокойным». Несмотря на цинизм его речей, с ним сложно не согласиться: Ипполит и правда ведёт себя как слабоумный, смеётся невпопад и волочится за чужой женой. Анатоль и того хуже: его выходки позорят семью, а неразумные траты разоряют отца. Элен тоже не оправдывает надежд: ее поведение в статусе графини Безуховой дает справедливые поводы для пересудов и сплетен. Но читатель понимает, что пороки детей — наследство отцов. Курагин был безнравственным и эгоистичным родителем, его дети не могли быть иными.
Следующее семейство — Друбецкие. Анна Михайловна — вдова, у которой остался один смысл жизни — сын Борис. Ради него героиня идёт на любое унижение: устраивает сцену князю Василию, жалуется на судьбу перед Ростовыми, вырывает завещание у родственницы графа Безухова. Однако сам молодой человек под воздействием света становится беспринципным карьеристом и привыкает ко всему тому, что делает для него мать. Бьющая через край материнская любовь слишком избаловала Бориса, поэтому данный пример семьи нельзя назвать удачным.
Другая крайность воплощена в семье Болконских, состоящей из князя Николая и его детей: Марьи и Андрея. Старый князь слишком строг к дочери и сыну, например, заставляет Марью учить геометрию, при этом злится и называет ее «дурой». Все в доме Болконского подчинено его строгому порядку, никто не смеет вносить в него изменения: даже когда Андрей приехал проститься, отец не прервал обычного хода своих занятий. По мере развития сюжета его характер становится все более невыносимым, поэтому княжна (и без того замкнутая и робкая девушка) страдает от домашней тирании и от колких насмешек старика. Похожий характер унаследовал и князь Андрей: он холоден и высокомерен в своей семье, и его жена страдает от равнодушия и отдаленности мужа. При всех добродетелях Болконских им, по мнению автора, не хватает теплоты и близости семейных взаимоотношений. Они слишком строги и далеки друг от друга.
Идеал крепкой и дружной семьи Л.Н. Толстой показал в Ростовых. Щедрые и добрые родители положительно влияют на веселых и великодушных детей. Исключением становится лишь Вера, и то автор сообщает, что ее воспитание было слишком строгим и «светским», потому что мать ещё не обладала должным опытом. Остальные молодые Ростовы вырастают высоконравственными людьми: Наташа жертвует достоянием семьи ради раненых и лично ухаживает за умирающим Болконским, а в финале становится преданной женой графа Безухова; Николай преодолевает страх, убирает из характера мотовство и превращается в смелого и верного родине офицера, а в финале женится на Марье; Петр героически погибает на войне; Софья, воспитанница Ростовых, отпускает Николая, жертвуя любовью ради блага семьи. Так, хорошее влияние родителей позволяет детям стать достойными людьми и поддержать Россию в трудный период.
Таким образом, Л. Н. Толстой в нескольких семьях изобразил не только историю своего рода, но и портрет всего русского дворянства в эпоху наполеоновских войн. Он реалистично и честно описал людей, которые в то время были властелинами судеб народа. Этот портрет имеет не только литературное, но и историческое значение.