Сочинение: Роль ремарки в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

(454 слова) Одна из самых знаменитых пьес А.П. Чехова была написана им незадолго до смерти. Автор был рад, что успел закончить её, и сам определил жанр – комедия, несмотря на то, что сюжет в пьесе можно назвать трагическим. По крайней мере, чувства героев в ней часто противоречивы, многие из них ощущают себя несчастными.

Текст пьесы, как и положено форме, состоит в основном из диалогов героев. Главные и второстепенные персонажи переговариваются между собой, из чего мы заключаем о происходящих событиях. Но есть в пьесе и особый текст, как бы вынесенный за рамки диалогов. Это ремарки. Сквозь них мы, читатели, видим проглядывающее лицо автора, который оставляет нам подсказки о том, что чувствуют, делают и как делают его герои в этот момент.

Ремарка – это внесюжетный элемент, который использует автор, чтобы облегчить понимание текста, добавить детали. А иногда, чтобы заменить собой часть сюжета или даже построить параллельный сюжет. Чтобы разобраться, с какой целью Чехов использует ремарки в тексте, нужно посмотреть на диалоги его героев. Если мы внимательно прочтём текст «Вишнёвого сада», то непременно заметим, что его герои очень странно разговаривают друг с другом. Порой создаётся ощущение, что это «разговор глухих» – настолько они безразличны к репликам друг друга. Так, Гаев постоянно упоминает термины и описания партий в бильярд в разговоре на другую тему. Раневская пускается в воспоминания, в то время как Лопахин упорно пытается донести до неё идею своего проекта по спасению имения. Этот гул голосов призван создать ощущение хаоса, беспорядка брошенных реплик, которые так и не доходят до собеседника. Такой приём нужен Чехову для того, чтобы показать, насколько герои не понимают друг друга. 

Они пребывают в своём внутреннем процессе, своём мире, из которого не способны услышать других. И именно для того, чтобы лучше понять логику их внутреннего мира, их настоящие чувства Чехов оставляет ремарки.

Анна (радостно) восклицает: «Петя!». Если бы Чехов написал: Анна восклицает: «Петя!» – мы бы не знали, какая именно эмоция прячется за её восклицанием. Может быть она удивлена? А может быть, наоборот – расстроена? Ремарки помогают нам «дорисовать» для себя образ героев. Понять, какие они? Что они чувствуют? Как герои смотрят друг на друга, как поднимают глаза, стоят на месте или переминаются с ноги на ногу, достают часы и убирают их обратно – всё это помогает нам увидеть «живую» картинку описываемых событий. Например, Анна, разговаривая с Варей о свадьбе, обнимает её, говорит тихо – всё это мы узнаём из ремарок. Тон Вари меняется, когда она меняет тему разговора, желая прекратить предыдущую. Про изменение тона мы также узнаём из ремарки. 

В прозаическом тексте есть полотно – это описание. Из него можно понять, как герой выглядит, что чувствует. В пьесе задача художника – передать всё это не словами, а диалогами героев. Но при этом передать так, чтобы не только читателю было всё понятно, но и актёру, которому предстоит это сыграть. Для этого он и использует ремарки. 

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector