Психологизм в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(525 слов) «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является одним из первых социально-психологических романов в России. У Лермонтова была цель исследовать человеческую душу на страницах своего произведения, это был новый опыт и непростая задача.
Композиция романа необычна, цикл повестей, которые сами по себе самостоятельны и завершены, сплетены в единый роман – это помогает писателю в исполнении его философской задачи в романе.
В первой части романа дается характеристика главного героя со стороны, но уже во второй части идет внутренне развитие персонажа. Нарушение хронологии автором сделано специально, для более осмысленного и постепенного раскрытия характера. Очень помогает в этом дневник Печорина. Лермонтов ведет читателя путем загадок, но постепенно раскрывает их мотивы и желания. Главная тайна романа — это личность Печорина. Раскрыть ее помогает именно установленный автором порядок повестей: сначала мы видим отрицательные черты героя и последствия его действий, а потом разбираемся в причинах его поступков. Читатель узнает о смерти героя уже в середине романа, тем самым создается напряжение и ощущение разбитости надежд и всех стремлений героя. Отражается особая позиция автора – непредвзятость в оценке обыденности такой утраты, реалистичности ситуации.
Печорин представляет собой личность сформированную и зрелую в психологическом плане. Он не меняется, но раскрываются разные грани его души. Мы видим его жизненные принципы в романе, его переживания, это роман-портрет. Благодаря его дневникам, в которых он честен перед собой, читатель верит ему и пытается сопереживать.
Любопытна также система рассказчиков в романе, которые помогают разгадать загадку Печорина. Объективность оценки Печорина достигается оценками персонажей. Например, Максим Максимыч с его наивной простотой видит те обстоятельства и мотивы, которые ускользают от самого Григория. Особое место в романе занимает именно «диалектика души», а не событийность в целом, что было новаторством для того времени.
Любопытно, что образ героя вбирает в себя все модные и типичные свойства людей 30х годов, это собирательный образ. Пороки поколения, история душ человеческих в едином человеке. В душе героя выжженная земля, он пресытился жизнью, он избалован и попросту устал, ему скучно от удовольствий высшего света – в сердце пустота. Бесчувственность, равнодушие к окружающим и самому себе делает из героя машину для разрушения надежд, «топор судьбы». В исповеди перед Мери Печорин высказывает важную мысль о том, что он «нравственный калека» и высший свет — виновник этому.
«Во мне два человека: один живет в полном смысле слова этого слова, другой живет и судит его…» — так говорит он в беседе с доктором Вернером.
В монологах Лермонтов пытается отобразить мотивировку персонажа, но оставляет место для анализа в дневниках героя.
Столь же важна в романе тема двойничества Печорина, это являет собой дополнительный аспект психологизма в произведении и еще лучше раскрывает главного героя, но уже на фоне других персонажей, в сравнении. Грушницкий, раскидывающий вычурные фразы и являющийся поверхностным романтиком; офицер Вулич и его схожесть с Печориным в азарте и фатализме; доктор Вернер с его мнением о бессмысленности человеческой жизни и скептицизмом в целом. Даже среди женских персонажей, можно проследить двойников главного героя: Бэлла как идеал мечтаний о жизни Печорина, Ундина с ее тягой к приключениям, а также Вера, которая смогла открыть в Печорине его самого и пробудить чувства, которые были в спячке.
Внутренняя борьба, душевные метания, психологические эксперименты над людьми — все это делает из главного героя романа умелого психолога, а автора произведения — мастером психологической прозы, который представил внутреннее раскрытие персонажа со всех возможных сторон.
Автор: Артем Иволга