Сочинение: Москва сатирическая в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(734 слова) М. Булгаков был одним из многих писателей, написавших роман о Москве. Он создавал эту книгу как историю своих современников, и многие московские сцены основаны на его наблюдениях. О том, что автор знает Москву, говорит очень точное описание города. Основные действия происходят в старой части Москвы: Арбат, Патриаршие пруды, Остоженка, Большая садовая, Тверской бульвар. Писатель очень точно и тщательно обрисовал обстановку, место действий, город, вплоть до мельчайших деталей. Также точно описаны и москвичи – от элиты и чиновников до простых служащих. Им особенно досталось от язвительного автора, ведь в «московской» части сосредоточилась вся сатира романа.

Первое впечатление, которое складывается о жителях города – они не свободны, их ограничивают инструкции и постановления, их мысли запрограммированы. Мы видим Москву глазами Воланда. Сатана принимает образ зарубежного артиста. Он приезжает в столицу и отмечает произошедшие за последние десятилетия изменения: появился общественный транспорт, одежда уже совсем другая. В центре его внимания люди. Конечно, для Воланда в первую очередь интересны недостатки и пороки человека. Он удивительным образом быстро сходится с людьми и заглядывает в их души очень глубоко. Позже он, оценив поступки человека, сам или при помощи своих слуг определяет наказание или награду. В таком вот разоблачении недостатков отдельного человека и общества в целом и заключена сатира произведения. Москва уже кажется не величественной, а скорее смешной, москвичи изображены совершенно не героическими – скорее нелепыми и карикатурными.

Главный порок москвичей – жадность и жажда наживы. Воланд организовывает показательный сеанс черной магии, и во время представления он начинает подшучивать над зрителями. Он не собирается всерьез наказывать тех, кто всего лишь «любит деньги», ведь этот недостаток есть практически у всех. Пусть шутки у него и не очень добрые – подаренные вещи исчезли, а деньги превратились в бумагу, но для тех, чьи аппетиты излишне велики, у Воланда особое наказание. Например, Никанор Иванович Босой, который за взятку прописал неизвестно откуда взявшегося иностранца в квартире, и в качестве наказания за свою жадность оказался в сумасшедшем доме, после того как был уличен в хранении валюты. Даже уголовное преследование не останавливало людей, и валюту они не сдавали. Арестован Босой был не без помощи Коровьева, который его обманул и вызвал милицию. Наказание сложно назвать незаслуженным. Учитывая, что в то время попасть за границу могли лишь немногие, возникает вопрос, зачем этим людям нужна валюта? Ответ дают Бегемот и Коровьев – они идут в валютный магазин. В Москве у иностранцев было больше возможностей купить качественные вещи, чем у жителей столицы. Это автор подметил в насмешку над «равенством и братством» — лозунгом большевиков.

Наравне с алчностью людей, Воланда интересовал и квартирный вопрос, очень важный для жителей столицы. Московская прописка и жилье были достаточным поводом для обмана и более худших поступков. Даже две комнатки в подвале, принадлежавшие Мастеру, оказались лакомым кусочком для злоумышленников. Алоизий Могарыч притворялся другом Мастера, при этом писал доносы, в надежде завладеть его имуществом. Или, к примеру, Поплавский, дядя трагически погибшего Берлиоза, спешит на похороны племянника, и радуется скорому получению наследства в виде московской квартиры. Квартирный вопрос, по словам Воланда, испортил москвичей.

Не меньше сатану интересовала жизнь столичных учреждений и организаций, в которых также работают люди. Или пытаются работать. Так, в городском зрелищном филиале сотрудники страдают от слишком инициативного начальника. Тот оказался любителем организовывать кружки по интересам, в которых должны состоять все сотрудники, независимо от их желания. Причем, не в свободное от работы время, а вместо обеденного перерыва. Для чего ему это нужно? Чтобы выслужиться перед вышестоящим начальством. И конечно, в свите Воланда нашлись желающие подшутить и над начальником, и над его сотрудниками.

Конечно, люди в Москве сильно изменились. Даже работники культуры отличаются ужасным воспитанием: обманывают, хамят по телефону, при подборе актрис на роли руководствуются похотью. Московский общепит удивил Воланда не меньше, чем работники культуры. В ресторан с качественной едой попасть может не каждый – туда пускают только избранных. В противовес ресторанам выступает буфет с продуктами второй свежести. И только способности Воланда помогли ему убедить буфетчицу, что у продуктов может быть только «первая, она же последняя» свежесть. Взглянув на Москву и москвичей глазами Воланда, понимаешь, что обычным, честным людям жить там тяжело. Легко только тем, кто ценой подлости может увеличить жилплощадь. Они с легкостью устраиваются в жизни, подстраиваются под любые обстоятельства.

Именно такой мы видим Москву в романе «Мастер и Маргарита». И кажется, что автор не любит этот город и его жителей. Но это не так, что явствует из слов Воланда. Ведь москвичи — это самые обычные люди, не смотря на их статус, недостатки и пороки. Им точно также присущи сострадание и милосердие, и не так уж и сильно они отличаются от тех, что жили в столице пару десятилетий назад.

Автор: Светлана Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *