Сочинение: Композиция в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(408 слов) «Один из героев нашего века» – по замыслу Лермонтова роман должен был называться именно так. Да и романом он не должен был быть. В 1839 году в «Отечественных записках» печатаются главы «Бэла», «Фаталист», следом «Тамань». И только затем выходит «Герой нашего времени» в двух томах. Изначальные повести, объединённые в одну, становятся первым философско-психологическим романом в России.

Роман Лермонтова перенасыщен действием. «Бэла», «Тамань» и «Фаталист» – опасностью и приключениями, «Княжна Мэри» – любовными перипетиями. Но наличие действия и сюжетность каждой главы и приближают «Героя нашего времени» к традиционному роману. Несмотря на обилие происшествий, сами по себе они не ценны, они раскрывают характер героя, объясняют его судьбу.

Композиционная перестановка служит той же цели – создать психологический портрет личности. Каждая повесть имеет свой сюжет и представлена в романе в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Хронология нарушена, и мы уже в середине узнаем о смерти героя, что интригует нас, и мы начинаем размышлять о загадке Печорина.

Главы в романе выстроены так, что откровенно плохие поступки Печорина идут по нисходящей. Чем глубже в книгу, тем сильнее мы оправдываем Григория. Не потому что персонаж развивается по ходу повествования, а потому что мы лучше его узнаем. Это существенное отличие «Героя нашего времени» от традиционных романов, и в этом, пожалуй, главная прелесть композиционной перестановки.

Смена повествователей так же позволяет нам взглянуть на Печорина с разных сторон. Максим Максимыч, честный и недалекий служака, не способен глубоко анализировать личность товарища, не может передавать его чувств и переживаний — он излагает внешние события. Например, похищение Бэлы, Максим Максимыч не способен понять причин, он может лишь пожалеть бедную девушку. Зато старик преисполнен сочувствия к Печорину, он знает его лично. Рассказчик, которому в руки попали рукописи Григория, понимает гораздо больше старого служаки, но зато лишён чувств к Печорину – он лишь рад, что может издать повесть. И, наконец, сам Григорий. Он без прикрас анализирует свои чувства и переживания. Помечает, где и как он поступил. Однако сказать, что он лучше других понимает себя, нельзя. Он на то и Печорин, что постоянно бьется, пытается, а все ему скучно.

Композиция в романе кольцевая – начинается в крепости и заканчивается в крепости. Это создаёт мотив узника, часто встречающийся в поэзии Лермонтова, достаточно вспомнить Мцыри.

Последнее, что важно отметить, каким герой прощается с читателем. Глава «Фаталист» не несёт в себе никакого логического завершения. Но вот, что важно: из «героя нашего времени» Григорий превращается в настоящего героя, «офицеры ему хлопали». Таким героем он должен был запомниться читателю, таким героем он мог бы стать, если бы не «синдром лишнего человека».


Многомудрый Литрекон постарался изложить все интересные факты о композиции «Героя нашего времени» в кратком сочинении-рассуждении, но если Вам не подошла работа, напишите, почему?

Автор: Анастасия Чернышева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *