Сочинение: Портрет эпохи в повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

(620 слов) Свою известную повесть «Собачье сердце» выдающийся русский писатель Михаил Булгаков создавал в непростое для России время. Это был период НЭПа, в 1925 году. Эта самобытная эпоха, конечно же, не могла не отразиться на событиях, которые разворачиваются в известном произведении. Михаил Булгаков демонстрирует читателю основные черты послереволюционной жизни. Чтобы лучше понять замысел данного произведения, рассмотрим их поподробнее. 

В своем произведении писатель показывает то время, когда закончилась эпоха революционных романтиков, и наступил период бюрократов — тех, кто поспешил воспользоваться чужими завоеваниями и поскорее занять все социальные лифты. Это было время, когда люди благодаря своей лояльности к режиму приобретали власть. Михаил Булгаков показал всю суть революционной эпохи глазами своих персонажей, которые имеют разные убеждения и взгляды на действительность. По мнению профессора Преображенского, данная ситуация представляет собой фарс, ведь его участники настолько невежественны, что их распоряжения вызывают у него лишь смех. Учёный не желает признавать нуждаемость единственным критерием человеческой значимости. Иными словами, он не собирается отдавать нажитые трудом материальные блага тем, кто их не заслужил, но отчаянно в них нуждается. Профессор Преображенский не любит пролетариат, и на то у него есть свои причины. Ведь профессору не дают нормально работать: в доме постоянно проводятся массовые мероприятия, а те, кто должен убирать подъезды и следить за порядком, теперь поют песни, отгоняя разруху только на словах. Зато эти лентяи и певцы охотно требуют у единственного работающего человека отдать им все, что он заработал. Главный герой возмущен этой наглостью и несправедливостью. Профессор ненавидит пролетариат и за отсутствие у него культурных, нравственных и интеллектуальных способностей. У представителей новой эпохи отсутствуют элементарные понятия о культуре и моральных принципах. Именно в этом, по мнению профессора Преображенского, состоит истинная причина разрухи: 

«Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!».

Именно поэтому учёный считает, что скоро наступит конец калабуховскому дому, в котором он проживает.

А вот люди, которые придерживаются новой политики, не разделяют взглядов профессора Преображенского. Они одержимы великой социальной идеей, гарантирующей всеобщее равенство и справедливость: «Все поделить!». Это объясняет их приход к профессору Преображенскому с заявлением о намерении «уплотнения» квартиры учёного. Ведь в столице наблюдается жилищный кризис. Также герои собирают денежные средства для детей Германии, веря, что им необходима помощь, но не видя, что родные дети нуждаются гораздо больше. Делегацию этих просителей возглавляет Швондер. В его образе писатель показал человека, который занят общественный деятельностью, но ничем конкретным в особенности. Он делает что угодно, только не то, что должен. Ведь в его доме грязь, воровство и бедность, которые контрастируют с дореволюционным изобилием и порядком. Весьма не удивительно, что как только в доме профессора Преображенского появляется новый жилец — Шариков, управдом сразу же берет его под свою опеку. Швондер всячески старается воспитать Шарикова в нужном для него направлении. Автор показывает, как Швондер помогает новому жильцу выбрать имя, решить вопрос с пропиской, а также снабжает его книгами.

Также автор не обошел самую гадкую черту того времени — доносительство. Швондер занимается тем, что пишет обличительные статьи в газетах и доносы. Смотря на Швондера, Шариков тоже пишет донос на Преображенского, обвиняя его в том, что он говорит «контрреволюционные речи». А Зину персонаж называет «социал-прислужницей». Именно такой вульгарно-социальный подход к жизни наблюдался в двадцатые годы. Тогда классовое происхождение становилось выше личных качеств, а доносы превращались в средство шантажа и мести.

В своем произведении Михаил Булгаков показывает читателю ещё одну очень важную черту, характерную для того времени- усиление бюрократизма в учреждениях. Так, Шариков, став заведующим подотделом очистки, начинает шантажировать машинистку тем, что он сократит штат в случае, если она не будет с ним жить. А бесцеремонный визит милиционеров в дом профессора Преображенского с ордером на обыск предвещает в будущем события, когда ночные аресты и массовые репрессии станут привычным явлением для Советской России.

Михаил Булгаков, создав сатирический портрет Советской России, заставил читателя задуматься о том, как важно не потерять здравый смысл в погоне за светлым будущим. 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector