Сочинение: Автор и герой в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение на тему «Автор и главный герой романа «Евгений Онегин»» по литературе для 9 класса в двух вариантах. Он поможет Вам сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения)

Вариант 1

(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».

Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.

Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.

Вариант 2

(589 слов) Читая знаменитое произведение А.С. Пушкина, каждый из нас невольно задавался вопросом: «Как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»?». Все просто: рассказчик связывает реальность с вымыслом, переносясь на страницы собственного произведения и уравнивая себя с героем книги. По словам автора, он был хорошо знаком с Евгением, а общались они в Санкт-Петербурге. Об этих обстоятельствах и о жизни самого рассказчика мы узнаем из лирических отступлений, которые являются порталом из действительности в фантазию. Автор постоянно делает отсылки на свою биографию и вплетает ее в контекст. С помощью отступлений он выражает свое отношение к происходящему и к своим героям. Больше всего внимания уделяется Евгению, которого Пушкин именует своим «добрым приятелем».

Действительно, автор и его герой могли бы быть друзьями и встречаться в столице. Онегин родился «на брегах Невы» и всю юность провел в Санкт-Петербурге. Там же часто бывал и Пушкин. У них одни и те же жизненные обстоятельства: происхождение, воспитание, образование: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Бурная молодость повес происходила по одному сценарию, который Пушкин так иронично описал. Сон до вечера, письма и записки, прогулка по Невскому, шикарный завтрак в ресторане, театры, балы, званые вечера и так до утра, а там и сон. Судя по поразительной осведомленности рассказчика, он и сам нередко бывал в ресторане француза Пьера Талона на Невском проспекте — одном из самых фешенебельных ресторанов эпохи. Там он, как и Онегин, кушал «трюфли, роскошь юных лет». «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» — откровенно признается Пушкин. Этот период сближает его с Онегиным. И оба они не смогли удовлетвориться такой жизнью и светской моралью, где главными качествами были лицемерие и цинизм. И автор, и герой разочаровались в высшем обществе, поэтому рассказчик повествует о столичной жизни своего «доброго приятеля» с оттенком иронии и снисхождения. Чувство горечи и тоски сделало их обоих изгнанниками и беглецами:

Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Поэтому герой и автор быстро нашли общий язык. Рассказчик высоко ценил «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум» Евгения. И все же их разделял подход к проблеме. Если автор был активен и жаждал перемен, то Онегин смирился с судьбой и полюбил свои страдания: «Я был озлоблен, он угрюм». Злоба в данном случае обозначает жар сердца, который рассказчик все же сохранил. А вот угрюмость — это симптом атрофии души. У Евгения не было даже злости, он воспринял разочарование как данность. Почему? Автор проводит резкую грань между своим мироощущением — русским, сближающим его с народом — и восприятием реальности, свойственным Онегину. Евгений — романтический герой европейского склада, он далек от всего национального. Поэтому он равнодушен к русской природе, к семейным традициям и даже к семье как таковой. Весьма показательно его отношение к родному дяде:

И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

Евгений циничен, его сердце холодно, поэтому он не колеблется и предлагает Татьяне не руку и сердце, а измену. Для него семейные устои ничего не значат, а вот автор глубоко уважает русскую культуру, поэтому восхищается Татьяной и ее решением отвергнуть недостойное предложение. Любит рассказчик и природу:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Поэтому между автором и героем в романе «Евгений Онегин» нельзя ставить знак равенства. Это разные люди, воспитанные в одной среде, но усвоившие неодинаковые ценности. Рассказчик впитал все лучшее, что есть и было в русской культуре, в русском менталитете, а Онегин лишь заимствовал западные образцы, поэтому результат получился таким фальшивым. Евгений — лишний человек, потому что оторвался от своих корней и перенял чужие взгляды на мир.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector