Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

(573 слова) Островский уделяет особое внимание явлению женского несчастья внутри патриархальной системы, сложившейся в современной ему России. Особенно остро данная проблема отражена и в бесприданнице — трагедии о женщине, социальный статус которой вынуждает ее быть комедийным персонажем на тщеславном маскараде светского общества.

Лариса Дмитриевна Огудалова — главная красавица светского (по своей сути, псевдосветского) общества Волжского города Бряхимов. Казалось бы, судьба такой очаровательной девушки, как она, имеющей, к тому же способности к музыке и выдающийся по нежности голос, должна устраиваться сама собой: самые привлекательные руки и сердца, самые роскошные ткани и кисеи, из которых шьются многочисленные наряды. Так, на самом деле, и было. Но Лариса пребывала в ужасном для своего времени положении — не имела за душой приданного, что было сродни клейму для дворянки, желающей счастливого брака с достойным человеком. Статус “бесприданницы” обрекал Ларису быть марионеткой в руках множества кавалеров, бравирующих между собой статусами, званием и, конечно же, состоянием. Мужчин, желающих связаться с “бесприданницами”, было отнюдь не мало: все понимали, что бедные девушки, не имеющие средств, чтобы быть самодостаточными, не так строптивы и своенравны и вынуждены терпеть любые невзгоды в отношениях, ведь одиночество для такой девушки означало нищету, потерю лоска и роскоши, от которых легко стать зависимой, пребывая долгое время в кутерьме балов и богатых женихов.

Так и Лариса своим блеском привлекала в дом Огудаловых множество богатых женихов, для которых главным препятствием на пути к её сердцу были вовсе не девичьи нравы и сердечные расположенности, а капиталы конкурентов, так же желающих брака с завидной красавицей. Так, пока велись алчные и пошлые торги за сердце Ларисы, она и ее мать — Харита Игнатьевна, могли не беспокоиться о своем материальном положении, однако чем дольше лот по имени Лариса Огудалова не сходил с аукциона, насквозь пропитанного мужланством и хищничеством, тем больше он воспринимался как реальный лот, потенциально антикварное украшение чьего-то безразмерного дома, купленного на состояние, нежели живая женщина, имеющая чувства и желания о соответствии не чьей-то хозяйской воле, а собственному представлению о девичьем благоденствии.

Нам не может быть не жаль нашу героиню. Так, в финале трагедии сочувствие зрителя к Ларисе достигает своего апофеоза: она, окончательно униженная и обесцененная, умирает и благодарит убийцу. Теперь уже она торжествует над крахом амбиций окружающих: они суетятся, сожалеют, плачут, а она смеется в лицо их чувствам, абсолютно ничего не стоящим в момент, когда ничего уже нельзя исправить, и отрицает то, что всем вдруг стало ясным как день — ее несчастье. Несчастье, от которого она так внезапно и так сладостно для себя избавилась.

Лариса всегда жила в окружении людей, не умеющих быть счастливыми: они разбрасывались деньгами, лгали, подхалимствовали — не хотели сберечь в себе человека. Всю свою жизнь она видела, как глупые мужчины пребывают в перманентной погоне за лучшим, жертвуют последним, чтобы получить излишнее; эта модель поведения была единственной известной ей. Именно по этой причине она так легко и отреклась от всего того, что могла иметь с Карандышевым, променяв его и материнское спокойствие на неоднозначные перспективы с Паратовым — беспринципным донжуаном, человеком с большими усами и маленьким сердцем. И именно по этой причине она обречена на безучастное наблюдение за своей жизнью, которую алчные люди будут стараться украсить или подпортить, что будет ей, правда, абсолютно безразлично. Получая пулю в грудь, Лариса, как-то не парадоксально, исцеляется от боли, которой она была подвержена всю жизнь: наконец-то что-то сложилось именно так, как она хотела.

Таким образом, судьба Ларисы служит подтверждением того, что женское несчастье начинается там, где заканчивается мужская честь. Та честь, которая понимает чужое “нет” и не доверяется слепо и спешно неуверенному “да”. Та честь, которая допускает возможность быть бедным, лишь бы не быть дешёвым.

Автор: Иван Шарков

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *