Сочинение: Кто счастлив на Руси? (по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»)
(505 слов) Русский поэт Н.А. Некрасов даже после отмены крепостного права продолжал задаваться вопросом: счастливы ли на Руси простые люди? Так, в стихотворении «Элегия» он пишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Именно этот вопрос и лежит в основе другого его произведения, поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Первым человеком, степень счастья которого пытаются выяснить главные герои (семеро временнообязанных мужиков), становится поп. Священник сразу же указывает им на то, что такие признаки счастья, как «покой, богатство, честь», в его жизни отсутствуют. Герои понимают, что поп и в самом деле не похож на человека, проводящего свою жизнь в увеселениях. Но затем они встречают помещика Гаврилу Афанасьевича Оболт-Оболдуева, жалобы на жизнь которого носят явно лицемерный характер. Его печалит исчезновение прежнего быта, когда можно было ничего не делать, но мы видим, что в его жизни это обстоятельство играет роль не особенно важную: он изображен, как «румяненький, осанистый, присадистый» человек, не испытывающий тягот. Хотя семеро мужиков и сочувствуют ему, совершенно очевидно, что их позиция не совпадает с точкой зрения автора, который в облике Оболт-Оболдуева видит человека, не понимающего, насколько легко ему живется. При этом мы все-таки не можем утверждать, что он счастлив: помещик предстает внутренне пустым и не развитым духовно человеком.
Становится ясно, что ни эти два персонажа, ни парад нищих, готовых предстать «счастливцами» ради ведра водки, людьми подлинно счастливыми не являются. Тогда автор провозглашает в поэме новое, народное представление о счастье.
Ермил Гирин – один из тех, чье имя в произведении связывается с народной любовью. Заслужить признательность простого люда Ермил сумел с помощью честности. Однажды ему приходится просить у народа деньги для того, чтобы отстоять в борьбе с купцом Алтынниковым право на собственную мельницу. Замечательно то, что, победив, он возвращает практически все, что одолжил. Исключением становится единственный рубль, хозяин которого не объявляется.
Другой претендент на счастье в поэме – Павлуша Веретенников. Он является собирателем фольклора, одним из многих, странствовавших тогда по Руси. Крестьянам нравится то, что Павлуша «складно поет русские песни» и проявляет внимание к обыкновенным людям, поэтому они называют его «милягой». Вдобавок ко всему, Веретенников – не просто наблюдатель, он участник происходящего: Павлуша покупает козловые башмачки внучке деда Вавилы, который жалеет, что потратил деньги на выпивку.
Образ Якима Нагого также ассоциируется в поэме с мотивом счастья. Во время пожара, случившегося в его избе, Яким вместе со своей женой заботится в первую очередь о сохранении картинок и икон, а не «целковых». На примере этого поступка своего персонажа автор подчеркивает важность духовной составляющей в его жизни: именно это отличает Нагого от таких героев, как, например, помещик Оболт-Оболдуев.
Наконец, главный счастливец поэмы Некрасова – Гриша Добросклонов. Этот персонаж чувствует красоту жизни в моменты творчества, когда он находит способ выразить то, что у него на душе, и излить свои переживания на бумаге. Более того, Гриша в столь юные годы уже имеет представление о том, в чем заключается счастье народа: в «свете и свободе».
Николай Алексеевич Некрасов замыкает цепь счастливцев в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Гришей Добросклоновым. Можно сделать вывод о том, что таким образом писатель, часто воспринимаемый как «герой уныния», после своей смерти желает оставить образ молодого поэта, своего счастливого наследника, за которым – будущее.
Автор: Ромазан Самодинов