Сочинение: Крестьяне в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)
(353 слова) Н.В. Гоголь определил жанр произведения «Мёртвые души» как поэма. Поэтому для более глубокого понимания замысла произведения необходимо обращать внимание на оба начала – лирическое и поэтическое. Так, в лирических отступлениях автор затрагивает важные социальные темы. Судьба крестьянства – одна из них.
В образе крестьянства проявляется неоднозначность авторской позиции. С одной стороны, Гоголь пишет о трудолюбии, доброте народа, а с другой, о его необразованности, пристрастии к пьянству, рабской натуре.
В седьмой главе Чичиков, склонившись над списком купленных душ, начинает размышлять о жизни крепостных крестьян. Вдруг умершие герои становится живее помещиков, которым они когда-то принадлежали. Читатель узнает о плотнике Степане, «трезвости примерной». Автор пишет о его богатырской силе, любви к труду. Однако Гоголь сатирически выражает вероятную смерть персонажа: «шлепнулся оземь» с перекладины. Узнает о Петре Савельеве Неуважай-Корыто, принадлежавшем Коробочке. С сожалением автор рассуждает о его смерти: в «кабаке ли» или «среди дороги» переехал обоз. Крестьяне предстают перед читателями сформировавшимися личностями с определенными чертами характера.
В эпическом начале поэмы «Мёртвые души» изображены страдания русского народа. Совершая визиты помещикам, главный герой — Чичиков становится свидетелем жестокого обращения господ со своими слугами. Так, из-за своей скупости Плюшкин «выжимал все соки» из крепостных крестьян. Он хотел заполнить все амбары хлебом, который впоследствии гнил. Плюшкин часто бранил своих слуг, и, по словам Собакевича, даже морил их голодом. Нищая, тяжелая жизнь крепостных крестьян вызывает сострадание у автора.
Однако Н.В.Гоголь также показывает отрицательные черты характера русского народа. Кучер Чичикова, Селифан, как многие мужики, любит выпить («Ты пьян, как сапожник!»). Герой невнимательно следит за дорогой, даже иногда пропускает нужные повороты (в итоге даже приходится изменять маршрут, заезжать к другим помещикам). В образе Селифана воплощается рабская покорность: он терпит все оскорбления, считает необходимым наказывать мужика за проступки – «порядок нужно наблюдать». К сожалению, в этом и состоит трагедия русского народа – в неспособности изменить своё нелёгкое положение, в готовности постоянно нести свою тяжелую ношу.
Несмотря на противоречивое отношение автора к крестьянам, образ народа вводится на контрасте. По мнению Н.В.Гоголя, «мертвые души» — не крепостные, которых скупает Чичиков, а светское общество губернского города N, чиновники, помещики. Образ народа становится воплощением трудолюбия, добра, правды. Неслучайно в конце поэмы появляется символ птицы-тройки, стремящейся вдаль. Автор верит в преображение народа, в его духовное воскресение.
Автор: Анастасия Сметанова