Сочинение: Характеристика Плюшкина в поэме «Мёртвые души» (+ таблица)

Многомудрый Литрекон советует Вам дополнить свои познания о герое, прочитав не только краткое сочинение-рассуждение по литературе, но и таблицу с цитатной характеристикой Плюшкина. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(366 слов) Чичиков, главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», стремясь совершить выгодную для него сделку, по очереди навещает помещиков губернского города N. Завершает этот список Плюшкин. По мнению автора, этот герой находится на вершине душевного омертвления, он полностью утратил человеческий облик (поэтому Чичиков его навещает последним).

Важно обратить внимание на портрет Плюшкина. При его описании автор использует приём гиперболизации. Когда Чичиков впервые увидел хозяина дома, он долго пытался понять пол стоящего перед ним существа. Однако важно обратить внимание на такую деталь портрета, как глаза, которые «ещё не потухнули». Подытожив описание фигуры, рассказчик отметил, что если бы Чичиков встретил героя у церкви, то «вероятно, дал бы ему медный грош». Это подчеркивает его жалкий вид, нищету, в которой он обитает.

В имении помещика царит убогость, всё хозяйство находится в давно заброшенном состоянии. Везде можно увидеть отпечаток гнилости, упадка: зубочистка, «совершенно пожелтевшая», два пера, «запачканные чернилами». На полу в одной из комнат Плюшкин сваливает в кучу весь хлам, который считает ценными вещами. Хозяйство его пропадает: все труды крестьян он не использует, а убирает продукты туда, где они сгниют в конечном итоге.

Характер Плюшкина имеет важное значение в поэме. Только этот герой (и Чичиков) имеет предысторию. В произведении показан тяжелый путь персонажа, который привёл его к такому безжизненному состоянию. Много лет назад хозяйство Плюшкина процветало, он был примерным семьянином, «бережливым хозяином». Однако со смертью любимой жены все изменилось. Помещик стал одинок, дети от него отвернулись. Он потерял всякий интерес к жизни, стал скупым, равнодушным ко всему, что происходит вокруг. Трагедия в семье привела к тому, что Плюшкин снизошел до «такой ничтожности, мелочности, гадости» и, наконец, превратился в «прореху на человечестве».

Предыстория объясняет значение детали портрета – глазки, которые «не потухнули». Неслучайно образ помещика дан в развитии. Несмотря на то, что Плюшкин стал воплощением деградации личности, он все ещё может прийти к возрождению, снова обрести счастье в жизни (возможно, это произошло бы во втором томе «Мёртвых душ»).

Однако в первом томе его образ используется как предупреждение для подрастающего поколения. Автор говорит о Плюшкине как о пределе падения человека, о полном отмирании личности, души. Обращаясь к молодежи, рассказчик призывает её брать из юношеских лет «ожесточающее мужество», «все человеческие движения», все искренние порывы сердца. К сожалению, их легко можно потерять на пути, а потом не найти.

Вариант 2: Подробнее

(385 слов) Степан Плюшкин – последний в галерее истинных мёртвых душ – помещиков, у которых поочерёдно гостит Чичиков, проворачивая свою аферу. Его образ можно назвать ключевым в поэме Н.В. Гоголя, поскольку не кто иной, как Плюшкин является своеобразным отражением, двойником Чичикова.

С одной стороны, что весьма интересно, из всех персонажей поэмы автор наделил полноценной биографией только Плюшкина и самого Чичикова. В их внешней характеристике даже есть неприметное поначалу сходство – как Чичиков не может, увидев Плюшкина, сходу определить ни пол, ни возраст своего нового знакомого и вовсе сначала принимает его за старуху-ключницу, так и в авторском описании самого Павла Ивановича нельзя найти конкретные черты: он ни стар, ни молод; ни толст, ни тонок – по этой характеристике сложно составить чёткий портрет. Что касается характеристики непосредственно Степана Плюшкина, в его портрете Николай Гоголь отражает общий уровень деградации персонажа. Это седое беззубое нечесаное существо, лишь отдалённо напоминающее человека. Он озлоблен, груб, скуп до безобразия и жадности, отчуждён и холоден со всеми. Предложение Чичикова Плюшкин воспринимает со свойственным ему желанием нажиться за чужой счёт и к сделке подходит очень серьёзно. Фамилия Плюшкина давно стала нарицательным обозначением патологического накопительства на грани безумия.

Интересно, что имение Степана Плюшкина находится лишь в пяти вёрстах от владений Собакевича, но Чичиков приезжает к нему в последнюю очередь. Если верить трактовке А.И. Герцена, помещики расположены автором «по мере убывания человеческого в человеке». Так, последним на пути Павла Ивановича встречается именно Плюшкин, потерявший не только душу, но и человеческий облик.

С другой стороны, и это не менее важно, полная биография Плюшкина дана читателям не случайно. Подробно описывая жизненный путь персонажа, Николай Васильевич Гоголь показывает путь души, сломленной обстоятельствами. Когда-то Степан Плюшкин был рачительным хозяином, в меру бережливым, и очень богатым. Его имение процветало, крестьяне жили и работали в достатке, а сам он был счастливым мужем и отцом, образованным интеллигентным дворянином. Однако смерть жены подкосила его, тупая злоба отдалила от дочери и внуков. Образ Плюшкина глубоко трагичен именно с точки зрения постепенной деградации, отмирания души. Его судьба вызывает сочувствие, в отличие, например, от жизненного пути Чичикова, который проявлял себя как плут, хитрец и обманщик с самого детства.

Итак, образ Степана Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя можно назвать апофеозом отмирания души, трагическим примером изломанной горестями жизни. Его ранняя биография ярко контрастирует с тем, во что помещик в итоге превратился, однако именно в прошлом Плюшкина сокрыта причина его трагедии.

Таблица: Черты характера Плюшкина

Качества Цитаты
скупость и скопидомство

В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.

подозрительность и недоверие

Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее.

равнодушие и апатия ко всему, кроме материальных ценностей

Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине.

болезненная жадность, доходящая до сумасшествия

Все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве.

своеобразное и лицемерное гостеприимство

Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов

умение искренне радоваться

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства

Автор: Анастасия Сметанова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *