Сочинение: Почему Лермонтов назвал Печорина героем своего времени?
(475 слов) Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первое в русской прозе исповедальное произведение. Название романа имеет многозначное прочтение. Во-первых, его можно рассматривать в социально-историческом аспекте. Лермонтов подчеркивает, что стремится создать портрет «современного человека», составленный из пороков целого поколения, типический образ героя времени.
Во-вторых, в трагедии Печорина многие критики увидели отражение драматической судьбы самого Лермонтова. Не только реальные условия России той эпохи, но и вечное противостояние добра и зла в человеческой натуре привлекали автора, тонкого психолога и романиста.
Итак, в истории человеческой души, изложенной Лермонтовым, сочетаются два начала: то, что обусловлено эпохой, и то, что является выражением неповторимой индивидуальности Печорина. В этом значении герой выходит за пределы своей эпохи и выражает общечеловеческие черты личности. Печорин — очень сложный персонаж. С одной стороны, если судить по поступкам, словам героя, то он действительно заслуживает порицания, пугает своим цинизмом, безнравственностью. Говоря о себе, Печорин употребляет словосочетание «палач в руках судьбы». Кажется, что он совершенно не раскаивается в том, что делает. Так, к примеру, герой непосредственно виноват в смерти Бэлы, в душевном потрясении Мери, в страданиях Веры.
В то же время автор дает почувствовать, что Печорин — не просто авантюрист, гоняющийся за жизнью. В его поступках есть то, что заставляет задуматься, как в герое сочетаются жестокость, цинизм и необыкновенно чуткая ранимая душа, способность чувствовать природу, переживать ее гармонию, рыдать в минуты потрясения. Нетрудно заметить, что Печорин глубоко неудовлетворен собой. Осознавая высокое предназначение, данное ему свыше, он, тем не менее, понимает, что не выполнил его, что зря растратил себя ради «страстей пустых и неблагодарных».
Герой говорит, что его душа словно разорвана на две половины: одна из них давно испарилась, высохла, умерла; другая – жила к услугам каждого. Печорин постоянно задумывался над вопросом, почему стал таким. В связи с этим заслуживает внимания разговор его с Мери, который ведется в ироничном ключе, но нельзя не заметить, насколько болезненна для Печорина эта тема. Он говорил, что когда-то любил весь мир, но его никто не понял, тогда Печорин научился ненавидеть. Оказалось, что мир – это маскарад, в котором такие понятия, как честность, преданность, искренность никому не нужны, а потому герой замыкается в себе. Больше всего Печорина угнетает то, что ему не на что растратить свои огромные силы, что жизнь проходит впустую. Ни карьера, ни выгодная женитьба, ни полезные связи не интересуют героя, он страдает оттого, что в жизни не осталось места для подвига.
Печорин ни во что не верит, он привык полагаться только на свои силы. Герой хочет найти хоть какую-нибудь цель. Осознавая, что зло правит жизнью, в глубине души он надеется, что на самом деле все не так. К сожалению, жизнь убеждает героя в обратном. Понимание этого делает жизнь Печорина невыносимой, он бежит от жизни, подсознательно ищет смерти.
Таким образом, судьба главного героя безысходно трагична. Сам Печорин полагает, что над ним тяготеет рок. Ему кажется, что какая-то злая сила обращает все его поступки во зло. Однако дело в другом. Богатство души Печорина, его внутренний мир оказываются не нужны времени.
Автор: Анна Петухова