Сочинение: Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Многомудрый Литрекон рад предложить Вам краткое сочинение-рассуждение по литературе «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души»» в двух вариантах: кратко и подробно. Но если Вам работы не подошли, напишите, пожалуйста, почему?

Вариант 1 (кратко)

(382 слова) Образ Плюшкина в галерее помещиков, которых посещает Чичиков, занимает важное место. Изначально Н. В. Гоголь хотел создать поэму «Мертвые души», опираясь на «Божественную комедию» Данте, которая построена по принципу движения Ад-Чистилище-Рай. У автора была задумка преобразить героев и их нравы к концу произведения. Плюшкин олицетворял тот самый Ад.

Когда Чичиков въехал в поместье Плюшкина, его внимание привлекли выразительные детали: «эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз», «многие крыши сквозили, как решето», «окна в избенках были без стекол».

Ветхость, пустынность и упадок говорили о феноменальной скупости хозяина. Его крестьяне умирали особенно часто, потому что помещик ненавидел их и в каждом видел вора. Однако он был безразличен не только к судьбе крепостных, но и к себе. «Дряхлым инвалидом глядел сей странный замок», — отозвался ни о чьем-нибудь, а о господском доме Чичиков. Барин показывал полное равнодушие к собственному жилью. Задуманное в два этажа, здание местами было одноэтажным; окна, невостребованные, закрылись или оказались заколоченными. Заброшенный сад оставался тем единственным элементом, который несколько оживлял мрачную картину запустения. Все это выдает черты характера Плюшкина: чрезмерная экономность барина, жадность, скупость, подозрительность, корыстолюбие. Но эти пороки имеют обоснование. Степан Плюшкин, в прошлом рачительный хозяин, любил жену и детей, принимал гостей – всё находилось в изобилии, процветало. Но после смерти жены помещик стал подозрительнее, закрылся. Одна из дочерей убежала со штабс-ротмистром, сын вопреки воле отца ушел на службу и, наконец, вторую дочь постигла участь матери – она тоже умерла. Опускаясь все больше и больше, Плюшкин постепенно превратился в «заплатанного», как его называют крестьяне между собой, или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось любви, а в уме – интереса к чему-либо, кроме стяжательства. Старик был настолько жадным, что собирал даже мусор с дорог и прятал у себя. Эта крайняя степень человеческого падения спровоцирована подозрительностью и зацикленностью на материальных благах, которые так осуждает автор.

Плюшкин неслучайно занял место последнего продавца мертвых душ. Это самый отвратительный, безнравственный и пропащий человек, с которым пришлось столкнуться Чичикову, но в то же время он должен был преобразиться в следующих томах поэмы. Считается, что Плюшкин — единственная, еще не умершая душа среди всех остальных помещиков, так как в его глазах мелькает огонек. Неслучайно же читатель видит подробную биографию героя (в отличие от остальных дворян). Кроме того, существует версия: для того чтобы подняться, нужно опуститься на самое дно (куда и стремится Плюшкин), чтобы было проще оттолкнуться и преобразиться.

Вариант 2 (подробно)

(587 слов) Плюшкина по праву можно назвать одним из самых ярких и запоминающихся персонажей известного романа Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Недаром писатель утверждает, что его герой  -«прореха на человечестве». Поведение и образ жизни Плюшкина не может оставить равнодушным читателя. Персонаж вызывает возмущение всем своим поведением: нравственная пустота, ограниченность, равнодушие к детям и маниакальное стяжательство. Чтобы понять замысел знаменитого произведения Гоголя, рассмотрим поподробнее образ одного из главных его героев, Плюшкина.

Читатель знакомится с главным персонажем в тот момент, когда у него происходит ссора с возницей. Чичиков, слыша ссору, принимает Плюшкина за «бабу». Ведь выглядеть и ругаться так может только старуха-ключница. Плюшкин предстаёт перед Чичиковым в дырявой и грязной одежде. Узнав, что на самом деле перед ним стоит хозяин усадьбы, Чичиков долго не может прийти в себя и подобрать нужные слова. У Плюшкина был очень странный внешний вид, такой, который не свойственен мужчине: «платье», выглядывавшее из-под верхней одежды, было похоже на женское, на голове был колпак, а вокруг шеи обмотан какой-то предмет одежды. С иронией писатель описывает глаза главного героя. Они, как две мышки, выглядывали из-под бровей, зорко наблюдая за собеседниками. По мнению Плюшкина, каждый человек, вошедший на территорию его двора, хотел что-то украсть. Именно поэтому взгляд героя всегда казался неприятным и подозрительным. Плюшкин жаден во всем, и это сильно отразилось на его внешности,  здоровье и телосложении: худой, беззубый, сутулый и так далее. Этот герой не вызывает жалости со стороны автора и читателей. Ведь Плюшкин — олицетворение чрезмерной человеческой жадности.

Весьма удивительно, но в прошлом главный герой был абсолютно нормальным человеком. Это был примерный и бережливый хозяин, отец троих детей, заботливый муж. К герою нередко приходили в гости соседи, они уважали хозяина. Супруга Плюшкина — умная и хозяйственная женщина, которая содержала в чистоте и порядке дом, руководя прислугой. Однако, как только жена Плюшкина умерла, герой стал очень жадным и прижимистым. Горе заставило его замкнуться в себе. Сейчас Плюшкина признали бы психически нездоровым человеком. 

После смерти жены Плюшкин стал со многими ругаться, пытаясь сэкономить и увеличить прибыль. В результате, к нему перестали приезжать торговцы, потому что цены были заоблачными. Затем умерла одна из дочерей героя,  другая же решила бежать с офицером. Сын Плюшкина против воли отца решил уехать в другой город, служить в полку. Поэтому Плюшкин перестал оказывать финансовую помощь своим детям: он не любил военных и считал их обузой для общества. А раз его дети связали свои жизни с этим сословием, он перестал их поддерживать. Так герой стал известным на всю губернию скупердяем.

Как читатель может заметить, главный герой не был гостеприимным хозяином. Он лишь ждал, когда гость покинет его дом. И находиться там не очень-то приятно. Герой запустил свой дом, несмотря на большое богатство. Невероятное количество продуктов, тканей, посуды гниет и портится на складе. При этом каждый день герой обвиняет своих дворовых в воровстве, унижая себя и показывая свою глупость, ведь на его крестьян посмотреть страшно: они ходят хуже нищих, к них нет даже обуви. Они умирают, а также и сбегают от него. Даже Чичикову было очень тяжело общаться с героем. Как отвратительно выглядела сцена, когда Плюшкин хотел предложить Чичикову чёрствый пряник и настойку, где уже плавали насекомые! Но Плюшкин не видит в этом проблемы. Целыми днями он бродит по деревне и собирает всякий мусор. «Рыболов вышел на охоту», — именно так отзывались люди о Плюшкине, когда он пытался найти «наживу». Гоголь утверждает, что Плюшкин уже достиг наивысшей степени деградации. 

Николай Васильевич Гоголь в комической манере изобразил один из самых главных русских пороков — неутолимую жадность. Из-за чрезмерного стремления к богатству личность Плюшкина полностью деградировала. По мнению автора, алчность отравляет общество и ведет личность к несчастью. 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector