Сочинение: Характеристика Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» (+ таблица с цитатами)

Многомудрый Литрекон составил краткое сочинение-рассуждение по литературе, посвященное цитатной характеристике Иешуа в романе «Мастер и Маргарита». Два варианта эссе и таблица раскроют тему всесторонне. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(423 слова) Знаменитый мистический роман «Мастер и Маргарита» по праву считается лучшим творением Михаила Булгакова. Он создавался целых 13 лет и еще дольше ждал выхода в свет. Через год после публикации книга породила множество споров и завоевала любовь читателей благодаря захватывающему сюжету, глубоким темам, философским подтекстам, символизму, и, конечно, интересным персонажам.

Иешуа Га-Ноцри — один из центральных героев Ершалаимских глав, написанных якобы самим Мастером. Впервые на страницах романа он появляется в роли арестанта, задержанного за попытку разрушить местный храм. Как выясняется далее, подобных действий Иешуа не совершал, возникло досадное недоразумение.

«Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…» — терпеливо объясняет он ситуацию прокуратору Понтию Пилату, который должен вынести приговор несправедливо заключенному.

Настоящая причина ареста раскрывается позднее. Оказывается, что Иешуа слишком резко отзывался о представителях власти, уверяя, что скоро потребность в них исчезнет навсегда.

«…всякая власть является насилием над людьми и <…> настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти…»

Вопреки дерзкому (по мнению окружающих) характеру, Иешуа все же постепенно заслуживает уважение грозного прокуратора. Не последнюю роль в становлении их взаимоотношений играют мудрые высказывания Иешуа, нашедшие отклик в душе наместника, и доброжелательность. Так, например, Га-Ноцри с легкостью избавляет Пилата от ужасной головной боли без использования лекарств.

Невольную симпатию вызывает и независимость арестанта. Он свободно рассуждает на различные темы, не боясь осуждения или наказания, безо всякого стеснения обращается к вышестоящим. Главное для него — оставаться максимально честным как с людьми, так и с самим собой.

Удивительно, но, несмотря на печальную судьбу, Иешуа никого не проклинает и не критикует. Напротив, он относится ко всем без исключения с искренним пониманием. Даже Пилата, обрекшего его, по сути, на смерть, он в конечном итоге милостиво прощает.

«Злых людей нет на свете», — произносит Га-Ноцри, и в этой фразе заключается его основной жизненный принцип.

Также Иешуа является очень образованным человеком: он знает несколько языков и умеет красиво говорить, словно самый настоящий оратор. Поэтому неудивительно, что жители Ершалаима ходят за ним по пятам, чтобы послушать вдохновляющие речи. Здесь стоит отметить, что популярность не делает героя высокомерным, напротив, он остается очень скромным и сострадательным.

Данные черты помогают отыскать сходства с одной известной библейской (и, как полагают многие, исторической) личностью. Не секрет, что булгаковского Иешуа часто сравнивают с Иисусом Христом, заявляя о том, что Сын Божий стал своеобразным прототипом для героя «Мастера и Маргариты». Их образы открыто противопоставлены представителям Тьмы — в них много светлого, доброго и чистого. Но все же, невзирая на некоторые очевидные совпадения, персонаж произведения показан более приземленным и близким к обычным людям, хоть и со своими загадочными способностями.

Вариант 2: Подробнее

(483 слова) Иешуа Га-Ноцри является одним из ключевых персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его истории и линии взаимоотношений с римской властью (в частности, с Понтием Пилатом) автор уделяет особое внимание. Многие исследователи-литературоведы смело проводят параллель между Иешуа и Мастером как отражением одной и той же личности и её взаимоотношений с сильными мира сего через призму времени. Однако популярна и другая точка зрения: Иешуа есть никто иной как Иисус Христос, и вся связанная с ним часть романа – своеобразное переложение христианской истории. Так или иначе, образ Иешуа Га-Ноцри уникален, и требует особого внимания и анализа.

С одной стороны, его сравнение с Мастером напрашивается само собой, так как сходство этих персонажей в рамках произведения вполне очевидно. Иешуа называют бродячим философом – его идеи свежи, как сама жизнь, однако не поняты и не приняты властью. О его происхождении практически ничего не известно; своих родителей молодой человек не помнит и знает о том, кем они были, лишь понаслышке. В его характере практически отсутствуют какие-либо отрицательные черты – он бесконечно добр, честен, искренен, милосерден, при этом чрезвычайно проницателен, решителен и смел, практически бесстрашен. Он был предан Иудой из Кириафа и отдал жизнь за свои гуманистические идеи. Практически то же самое можно сказать и о Мастере – черты их характеров практически совпадают; о происхождении этого человека читателю также ничего не известно, зато автор в деталях описывает неприятие творчества Мастера властью, предательство Алоизия Могарыча и попадание автора романа о Пилате в сумасшедший дом. Фактически Мастер тоже отдал жизнь за собственные идеи, не принятые власть предержащими, правда сделал это, в отличие от Иешуа, не благородно приняв смерть, а отдав душу Сатане.

Таким образом, несмотря на некоторые различающиеся детали, судьба Иешуа Га-Ноцри чрезвычайно похожа на судьбу Мастера: можно согласиться с тем, что Михаил Афанасьевич Булгаков изобразил двух свободных художников, задавленных властью, через призму времени. Их сюжетные линии то параллельны друг другу, то тесно переплетены, что ещё больше сближает эти два образа.

С другой стороны, характерно сравнение Иешуа Га-Ноцри с Иисусом из Назарета. Автор изменяет традиционное русское произношение имён, известных по христианской истории, сохраняя их еврейское звучание. Казалось бы, история совпадает с библейской один в один – Иисус также был осуждён властью и казнён через распятие на кресте. Он также был предан Иудой – одним из своих учеников. Однако о его происхождении как Сына Божия христианская история даёт весьма подробную справку. Кроме того, у него, как известно, было двенадцать апостолов-учеников, в то время как за Иешуа записывал, причем неверно, лишь сборщик податей Левий Матвей. Различались и их идеи – Иешуа настаивал на всеобщей человеческой доброте, однако Иисус допускал существование злых людей. Эти и некоторые другие детали судеб Иешуа Га-Ноцри и Иисуса Христа не позволяют утверждать, что булгаковский Иешуа есть Иисус.

Итак, образ Иешуа Га-Ноцри основан на христианской чистоте его характера, самопожертвовании ради вечных гуманистических идей и сложных взаимоотношениях с властью. Его судьба и характер позволяют сопоставить героя с Мастером и Иисусом Христом, однако при всей их схожести персонаж Иешуа остаётся уникальным.

Таблица: Черты характера Иешуа

Черты характера Иешуа Цитаты
Ум и ораторское мастерство

Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что…

Наблюдательность и прозорливость

Это очень просто, – ответил арестант по‑латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы…

Доброта и милосердие

Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла…

Скромность и кротость

…застенчиво ответил арестант…

Смелость

…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га‑Ноцри…»

Мечтательность и оторванность от реальности

спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!..

Великодушие

…Он сказал, <…> что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь…

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *