Сочинение: Княжна Мери в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(433 слова) Образ княжны Мери раскрывается Лермонтовым в одноименной главе, посвященных взаимоотношениям Печорина с представителями «водяного общества». Эта юная девушка испытала на себе всю силу первого разочарования в любви, которым ее наградил эгоистичный герой своего времени.

Княжна Мэри – горделивая, но наивная русская дворянка, еще совсем юная, не развращенная светом. Она неопытна, сердце у нее пылкое, только расцветшее в ожидании любви. Но в скучном городе у княжны не находится предметов, достойных ее робкой невинной страсти, поэтому появление Печорина меняет все. Для самого героя встреча с Мэри также становится поворотной. Считая происходящее игрой, Печорин сам не замечает, как увлекается юной красавицей, с волнением и удовольствием думая о ее влюбленности.

О Мэри Лиговской мы узнаем из дневника главного героя, от него самого, что позволяет нам лучше понять его чувства, его мысли и переживания. Так, описание юной княжны Мэри Лиговской дается самим Григорием Печориным на протяжении всей главы, что делает ее образ более живым и в то же время дополняет облик девушки, исходя из тех чувств, которые испытывает герой. Мэри – это «хорошенькая женщина», «молоденькая, стройная», идущая «легкой, благородной» походкой. Со временем герой отмечает ее «нежный, мягкий стан», особую грацию и, особенно, большие, «магнетические»», «бархатные» глаза. Его искренне забавляет то негодование, которое он возбуждает в барышне своим пренебрежением. Сама же героиня легко попадается на удочку светского обольстителя и действительно обижается, что он ее не заметил. Юная девушка воспитана на французских романах и ищет в мужчинах ту же книжную романтичность, поэтому ее вниманием какое-то время пользуется позер Грушницкий. Он интуитивно подмечает в Мери жажду драмы, сильного чувства, необычной судьбы, подчеркнутой карандашом в любимой книге. Это и получает юная княжна от Печорина — несчастную любовь, доводящую до болезни.

Однако несмотря на легковерность и восторженность героини, автор подмечает, что она очень образована для своей среды. Она «читала Байрона по-английски», знала алгебру и даже собственной матери внушала почтение своей ученостью. В разговоре барышня Лиговская была остроумна, непосредственна, а иногда даже демонстрировала глубокие познания. И все же общество наложило на нее, такую молодую и образованную, свой отпечаток. Мери любила рисоваться и играть на чувствах своих поклонников. Собственная красота внушала ей непомерную гордость, которая так разозлила Григория. Княжна, как и он, училась носить маски:

«…княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается…»

Таким образом, Лермонтов создал противоречивый и настоящий женский образ, который хорош и дурен одновременно. Натура Мери, без сомнений, одарена умом, талантом и добродетелью, но влияние среды делает из нее фальшивую и манерную женщину, будущее которой так точно определил Печорин: 

«…она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке…»  

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *