Сочинение: Герои-антиподы в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(535 слов) Комедия «Горе от ума» — уникальное произведение не только XIX века, но и всей русской литературы. В его основе лежит конфликт главных героев пьесы – Александра Андреевича Чацкого и Павла Афанасьевича Фамусова. Первый является представителем вольнолюбивой дворянской молодежи, второй – реакционером-крепостником. На стороне Павла Афанасьевича оказывается все московское общество, собравшееся в его доме, на стороне Чацкого – лишь несколько внесценических персонажей.

Читатель видит разные взгляды героев по отношению к службе. На предложение Фамусова «пойти послужить» Чацкий отвечает четко: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для героя характерны честность, справедливость и чувство долга – он готов служить «делу, а не лицам». Однако фамусовское общество воспринимает службу совершенно по-другому. Фамусов с восторгом рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который, «сгибался вперегиб», когда надо было «подслужиться» при дворе. Полковник Скалозуб, уважаемый член фамусовского общества, мечтающий о генеральском чине, уверен: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы». Кроме того, среди людей фамусовского круга распространены протекционизм («Как не подсобить родному человечку») и формализм («Подписано – так с плеч долой»), а сам Фамусов стремится быть «век при дворе».

Герои также противопоставлены друг другу как сторонники разных мнений об отношении к образованию. У Чацкого – «ум, алчущий познаний», желание развиваться, открывать что-то новое. Фамусов и его приближенные в свою очередь считают, что ученость – это вольнодумство. Скалозуб радуется тому, что в школах «будут учить по-нашему: раз, два», ведь в знании чего-то большего нет необходимости. Московское общество яростно выступает против наук, учебных заведений, книг и просвещения в целом, ведь «в чтенье прок-то не велик».

Отношение Чацкого к женщинам, семье и браку очевидно: на предложение Молчалина поехать к Татьяне Юрьевне он отвечает: «Я езжу к женщинам, да только не за этим», — подразумевая желание Алексея Степановича построить успешную карьеру за счет богатой женщины со связями. Сам Чацкий влюблен в Софью уже давно, но жениться не торопится, потому что, по его мнению, сначала нужно определиться с более важной вещью – найти свое гражданское назначение. Брак, по мнению фамусовского круга, — это продолжение карьеры. Не случайно Фамусов положительно отзывается о Кузьме Петровиче, который «богат и на богатой был женат». Женщины играют важную роль в оценке членов московского общества, поэтому образы «мужа-слуги» можно найти во многих дворянских семьях. В финале произведения упоминается княгиня Марья Алексеевна, от мнения которой зависит все общество.

Александр Андреевич осуждает «глупое, пустое подражанье» европейской моде, противопоставляет европеизированное дворянство, забывшее о своих корнях, «бодрому, умному народу». Он говорит о «французике из Бордо» как о полном ничтожестве, чувствующим себя «царьком в России». Ирония героя явно видна в его реплике: «Смешение языков французского с нижегородским». Взгляды Фамусова совсем иные: он может ворчать по поводу дороговизны модных изысков, но, по сути, вполне лоялен. Московские дамы увлечены не только европейскими нарядами, но и любовниками-французами, что считается вполне приемлемым в фамусовском обществе.

Также Чацкий обличает самоуправство помещиков, распродающих маленьких артистов балета по одиночке, меняющих преданных слуг на борзых собак. Фамусов и его приближенные такой позиции не понимают и не принимают. Не случайна метаморфоза Фамусова из доброго барина, заигрывающего с горничной, в грозного реакционера, готового за неосмотрительность сослать слуг в деревню. Старуха Хлестова, придерживающаяся взглядов, подобных фамусовским, не видит разницы между шпицем и арапкой-девкой, приобретенной у Загорецкого.

Таким образом, герои-антиподы в пьесе «Горе от ума» демонстрируют столкновение эпох, поколений и мировоззрений. Их реплики и поступки демонстрируют конфликт, назревающий в обществе, где уже появляются люди будущего, не готовые мириться с пороками прошлого и настоящего.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *