Описание Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)
(454 слова) Татьяна Ларина – главный женский персонаж романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Её образ в известной степени уникален, он занимает особое место в плеяде женских образов как творчества А.С. Пушкина, так и русской литературы в целом. Фёдор Михайлович Достоевский в своё время называл Татьяну Ларину «апофеозом русской женщины», и считал, что А.С. Пушкин был бы прав, если бы назвал свой роман в честь неё, а не в честь Онегина. Облик этой героини интересен своей контрастностью по сравнению с другими ключевыми образами произведения – Ольгой Лариной и, собственно, Евгением Онегиным.
Читатель знакомится с Татьяной во второй главе романа. Автор рисует её портрет после описания Ольги, младшей дочери провинциальных помещиков Лариных. Интересно, что, изображая Татьяну, А.С. Пушкин не указывает её черты внешности и характера напрямую, а описывает их через сопоставление сестёр:
«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…»
Автор акцентирует внимание читателя на внутреннем мире героини, отражающемся на её внешнем облике. Печальная, молчаливая, отчуждённая от всех Татьяна кажется чужой в своей семье и совсем не походит на свою жизнерадостную младшую сестру. Эта несхожесть характеров отразилась и на внешности девушек – по отношению к Татьяне Александр Пушкин регулярно использует эпитеты «холодная», «бледная», в то время как её сестра – румяная красавица, но образ вполне типический и чрезвычайно скучный, посредственный:
«Всё в Ольге!
Но любой роман возьмите
И найдёте верно
Её портрет, он очень мил.
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно».
Облик Татьяны контрастирует и с образом Евгения Онегина. С одной стороны, это очевидное противопоставление столичного лоска провинциальной простоте, с другой – конфликт эгоизма и истинного светлого чувства. Автор приводит полное письмо Татьяны к Онегину, чтобы психологически раскрыть чувства влюблённой героини. Известная сцена объяснения героев, когда Евгений отвергает, как ему кажется, детское и незрелое чувство маленькой провинциалки, становится своеобразной кульминацией, переломным моментом для обоих. Татьяну будто отрезвил отказ Онегина, из меланхоличной доморощенной «книжной девочки», выросшей на романтике романов Руссо и Ричардсона, какой её в первых главах показал автор, она становится самодостаточной личностью, будущей светской дамой. В финале романа Онегин бросается к когда-то отвергнутой им девушке, увидев её в атмосфере столичного лоска женой богатого генерала, и закономерно получает отказ во время второго объяснения героев. В этом ещё одно отличие Татьяны от Евгения и вместе с тем ключевая деталь её образа – она честна и искренна в описании своих чувств, в отличие от Онегина, в совершенстве владеющего «наукой страсти нежной», привыкшего лукавить, лицемерить и обольщать.
Итак, образ Татьяны Лариной уникален как в рамках романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», так и для всей русской литературы в целом с точки зрения своей психологической полноты, детальной проработанности. Чтобы раскрыть характер наиболее полно, автор изображает Татьяну на контрасте с образами Ольги Лариной, её младшей сестры, и Евгения Онегина, главного героя произведения.
Автор: Фаина Пастернак