Итоговое сочинение: 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?

(547 слов) Некоторые люди считают, что муки совести являются достаточным наказанием за преступление. Однако я так не думаю, потому что именно закон, а не нравственные понятия, охраняет интересы общества. Тюремное заключение преследует цель оградить добропорядочных людей от тех, кто им угрожает. Штраф возмещает жертвам убытки. Поэтому обойтись без этих мер никак нельзя. Не совесть же оплатит ремонт испорченного имущества или защитит женщин от серийного насильника. Все это должен сделать закон. Чтобы подтвердить свою точку зрения, приведу литературные примеры.

Вспомним роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Дмитрий Нехлюдов в юности совершил преступление: он совратил воспитанницу своих тетушек — Катерину. После содеянного он бросил девушку и не сделал ей предложения. Он просто отмахнулся от этого инцидента и жил спокойно. Но однажды он встретил Катерину вновь. Она была подсудимой и обвинялась в убийстве купца. Так он узнал, что соблазненная им девушка забеременела и оказалась на улице. «Добрые» тетушки выставили «распутницу» за дверь, даже не разобравшись в ситуации. Судьба Катерины была ужасной: нищенка не могла никуда устроиться, потеряла ребенка и стала торговать собой. У нее не было иного выбора. А обвиняли ее в том, чего она даже не совершала. И все это случилось из-за вероломства и похоти главного героя. Дмитрию было очень стыдно. Он мучился от укора совести, но счел эти терзания недостаточным наказанием за содеянное. Поэтому сделал все, чтобы спасти Катерину, и даже предложил ей брак. Дмитрий хотел обречь себя на такую жертву и искупить вину делом, а не нравственными страданиями. Что толку Катерине от его мучений? Ей нужна была деятельная поддержка, которая компенсировала бы нанесенный ущерб. И Дмитрий был согласен на это. Даже преступник признает, что одного лишь укора совести вовсе не достаточно для исправления последствий его злодеяния.

Не менее яркий пример мы находим в рассказе В. П. Астафьева «Царь-рыба». Главный герой в юности был обижен на свою избранницу: она предпочла ему бравого офицера. Но военный уехал из их глубинки, а Глаша осталась. И старшие товарищи надоумили Зиновия отомстить легкомысленной девушке. Он пригласил ее на прогулку в лес. Там он изнасиловал девушку, а потом бросил в реку. Несчастная еле спаслась. Конечно, после этого Зиновий поостыл и понял, что совершил нечто ужасное. Он пробовал просить прощения у Глаши, но она лишь ответила: «Бог простит». Память об этом поступке осталась у Зиновия на всю жизнь. Он винил себя, но со временем это чувство притупилось. Однако у Бога были свои счеты с героем. Однажды Зиновий оказался на волоске от гибели. Огромная рыба потопила его и тянула на дно. Зиновий терял последние силы и знал, за что были эти муки. Он просил у Глаши прощения, хотя ее не было рядом. И судьба сжалилась над ним, дала ему второй шанс. Зиновий осознал, что все, случившееся в ним эту ночь, было справедливым наказанием за то унижение, что по его вине пережила Глаша. Этот пример убеждает нас в том, что нравственные страдания — это лишь часть наказания для преступника. Злодей должен сам пережить то, чему подверг жертву. Только так он поймет свою неправоту.

Таким образом, нельзя считать муки совести достаточной карой для преступника. Есть закон, который должен оградить добропорядочных людей от тех, кто поднял на них руку. Это необходимая мера безопасности для общества. Кроме того, нужно подумать и о возмещении материального вреда, который нравственная боль злодея точно не устранит. И, наконец, было бы справедливо заставить человека пережить все то, чему он подверг своих жертв. Только так он поймет, что совершил нечто страшное.

Читайте также:

комментария 2

  1. Mateu:

    ужасная точка зрения

    • Самый Зелёный:

      А Вы считаете, что совестью можно оплатить ремонт испорченного автомобиля? Это, не ужасно, конечно, но странно, как минимум)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *