Как правильно написать сочинение к ОГЭ: советы учителя

ОГЭ по русскому языку — та еще школа жизни. Для многих этот экзамен становится определяющим событием в судьбе: либо все нормально, и можно продолжать обучение на более высоком уровне, либо… Мы не будем рассматривать второй вариант, ведь выдержать проверку на прочность сможет каждый, пользуясь советами и подсказками от Многомудрого Литрекона.  

Основные характеристики эссе просты: объем от 70 слов, примеры из приведенного текста (в некоторых случаях еще и из жизни). Остальные критерии оценивания сочинений на ОГЭ мы кратко описали тут.

15.3

Задание 15.3 можно назвать «любимым» учениками, потому что при написании сочинения в большинстве случаев выбирают именно его. Это задание, где нужно раскрыть понятие: это может быть черта характера (доброта, трусость), моральное понятие (предательство), чувство (любовь) и так далее. Вам необходимо дать определение данному понятию, а также привести примеры, доказывающие Вашу точку зрения. 

Итак, если на экзамене вы выбрали задание 15.3, то вам стоит знать, что объем сочинения должен быль не менее 70 слов. Также нужно строго следовать структуре сочинения 15.3: 

  1. Вступление (2-3 предложения). Сюда входит определение понятие, а также несколько слов о данном качестве, явлении.
  1. Основная часть 
    1. 2.1.Пример из текста (найти пример в предложенном тексте) 
    2. 2.2.Пример из жизни (пример из литературы или жизненная ситуация)
  2. Заключение

В сочинении может быть 3-4 абзаца. В заключении должны быть использованы вводные слова (таким образом, итак и т.д.). 

Пример сочинения 15.3: Что такое благородство?

(142 слова) Благородство – это качество в характере человека, связанное в высокой нравственностью, готовностью жертвовать собой и своими интересами. Благородный человек никогда не будет обманывать ради достижения своих целей, он всегда встанет на сторону добра и правы, всегда поможет в трудной ситуации. 

Так, героиня текста М.Гончаровой наблюдает непростительно неблагородное поведение со стороны руководства клуба. Она понимает, что нельзя принимать так театральную труппу. Также она видит развязное поведение музыкантов и ужасную игру актеров. Это люди, которые неуважительно относятся к другим и своей работе. А одна из главных составляющих благородства – уважение. 

Также пример проявления благородства можно найти в произведении М. Горького «Старуха Изергиль». Герой Данко жертвует собой, спасая людей. Он не ждет от них награды и признания, терпит упреки и оскорбления, но все же выводит племя из леса. Это ли не благородство? 

Таким образом, благородный человек уважает других и готов помочь тем, кто в этом нуждается. 

Другие примеры Вы найдете тут.

15.2

Задание 15.2 – это сочинение-рассуждение по заданной цитате из текста, обычно нужно объяснить смысл финала. Здесь объем также не должен быть меньше 70 слов. 

Структура сочинения: 

  1. Вступление (цитата, данная в задании + тезис, свое мнение о данной цитате)
  2. Основная часть 
    1. 2.1.Пример-аргумент из прочитанного текста
    2. 2.2.Пример-аргумент из прочитанного текста (каждый пример должен подтверждать тезис, данный во вступлении) 
  3. Заключение (можно выразить собственное отношение к теме) 

Пример сочинения 15.2

Объясните, как Вы понимаете смысл финала данного текста: «Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше». (по тексту М.И. Веллера) 

(139 слов) Текст М.И Веллера заканчивается фразой: «Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше». Это о тех людях, которые завидуют, не верят или как-то принижают других, а потом «кусают локти». В тексте герой переживает, что поступил плохо в детстве, он сожалеет. Но его друг не обижается и прощает. Это возвышает главного героя. 

Марик признается главному герою, что из зависти уронил коробки, но потом его долго мучала совесть из-за этого поступка. Друг ценит то, что Марик все-таки рассказал ему о случившемся. Об этом мы можем прочитать в предложениях 32-43. Потом можно заметить (предложения 48-51), что рассказчик даже благодарен Марику за признание, потому что вынес из ситуации ценный урок. 

Таким образом, мы понимаем, что рассказчик остается выше этой ситуации, он прощает и отпускает прошлое. Нужно стараться делать хорошие поступки, за которые потом не будет стыдно. 

Другие примеры доступны по ссылке.

15.1

Задание 15.1- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Для его написания вы должны разбираться в лингвистических (языковых) понятиях, которые изучаются в школе. Объем сочинения не менее 70 слов. 

Структура:

  1. Вступление (цитата + тезис, объяснение цитаты) 
  2. Основная часть
    1. 2.1. Пример-аргумент из текста + комментарий
    2. 2.2. Пример-аргумент из текста + комментарий
  3. Заключение

Это наиболее сложный тип работы, его не стоит брать тем, кто не разбирается в терминах великого и могучего. Если Вы все же взяли сочинение 15.1, не забывайте комментировать примеры из текста, чтобы связать их со своей темой.

Пример сочинения 15.1: 

К.Г.Паустовский : “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”

(125 слов) Однажды К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Правда, русский язык настолько богат, что нет ничего, что нельзя было бы передать с его помощью.

Это можно доказать на примере данного текста. Так, в предложении 44 можно увидеть использование синонимов «горечь и обида» для описания чувств героини Анны Федотовны. Это помогает намного ярче передать эмоции и состоянии персонажа. А еще можно заметить, что с самого начала произведения героиню Таню автор называет «Танечка» (предложение 1). Тут мы видим уменьшительно-ласкательный суффикс -ечк-, который указывает на особое отношение к героине и симпатию. 

Таким образом, можно говорить о правоте К.Г. Паустовского. Действительно, русский язык богат словами и выражениями и может передать все, что нужно человеку. 

Автор: Екатерина Костерина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *