Подготовка к ОГЭ по русскому 2020: анализ всех заданий и разбор изменений

Многомудрый Литрекон заявляет со всей откровенностью, что итоговый экзамен по русскому языку – мероприятие важное, невеселое, но не самое страшное. Особенно если говорить о 9 классе. Необходимо только точно понимать, что от Вас требуют, какие изменения в ОГЭ по русскому внесли в 2020 году? На эти вопросы и ответит анализ всех заданий.

Если проводить краткий разбор ОГЭ по русскому языку 2019-2020, то поменялось максимальное количество баллов (33 вместо прошлогодних 39), а еще в этом году школьникам дается два текста в тестовом задании, а не один, как в 2019. Изложение и сочинение остались прежними (что не может не радовать, с такими заданиями сложнее перестроиться), однако полетела нумерация — из 15.1-15.3 они превратились в 9.1-9.3. Не изменится и содержание собеседования, что тоже является большим плюсом, ведь преподаватели имеют опыт подготовки ко всем типам работ, а новых форматов нет.

Устный этап 

В чем суть задания?

Собеседование на ОГЭ – это своеобразный допуск к экзамену, который должен получить каждый девятиклассник. В этом году основная дата проведения – 12 февраля. Те, кто не смог справиться или не явился (по документально подтвержденной уважительной причине), могут сдать устную часть по русскому языку 11 марта или 18 мая. Ничего хорошего в этом формате нет, его по-прежнему критикуют, но с понимающими учителями и должной подготовкой справиться можно.

Устная часть на ОГЭ по русскому языку включает в себя четыре задания.

  • выразительное чтение текста (здесь главное не переживать, выразительному чтению больше всего мешает дрожащий голос; в целом же стоит помнить, что на знаках препинания нужно делать небольшие паузы, и все получится).
  • пересказ прочитанного текста (у Вас есть поле для заметок, которое рекомендуется использовать для составления плана; самый легкий способ его составить – выделять из каждого абзаца главное и делать это одним из пунктов). На подготовку дается две минуты.
  • монолог (есть три направления тем: описание фотографии, рассказ из жизни, рассуждение по вопросу в задании; не переживайте: говорить полчаса не придется, максимум три минуты, а под каждой темой есть уточняющие вопросы, которые помогут при подготовке). На подготовку выделяется одна минута.
  • диалог (экзаменатор задает вопросы по выбранной теме, вопросы эти не по содержанию рассказа, они заготовлены заранее, отвечать на личные вопросы не придется). На подготовку дается одна минута.

Как подготовиться?

Все типы работ по отдельности Вы уже делали и не раз на уроках литературы и русского языка. В качестве тренировки упражняйтесь дома на податливых слушателях: выбирайте текст и старайтесь выразительно прочитать его, а затем и пересказать. В качестве жертв Вашего усердия и рвения подойдут друзья и одноклассники. Только такие тренировки позволят не растеряться в роковую минуту. 

С двумя другими заданиями поможет управиться любимая социальная сеть — Тик-ток или Инстраграм. Записывайте видео с рассказами из жизни на темы, которые Вас волнуют. Комментарии помогут понять «косяки», а само видео будет главным жюри. Рассматривая себя со стороны, Вы сможете исправить ошибки и недочеты в речи, понять, над чем стоит поработать, чтобы произвести правильное впечатление. А может быть, и подписчиков наберете, и деньги начнете зарабатывать, и удивите учителей своими успехами.

Письменный этап 

КИМ включает в себя задания с кратким ответом, изложение и сочинение. Для начала рассмотрим первую группу. 

Задания с коротким ответом

Основа для заданий 2-8 – небольшой текст.

Суть задания 2 – найти грамматическую основу одного из предложений (подлежащее всегда в именительном падеже, а сказуемое показывает, что это подлежащее делало).

Пример: Синтаксический анализ. Прочитайте текст: (1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Источник таится (предложение 1)
  2. Куст раскинул сучья (предложение 2)
  3. Колыхаясь (предложение 3)
  4. Час проходит (предложение 4)
  5. Стало жарко (предложение 5)

Ответ: 1 и 5

Суть задания 3 – расставить знаки препинания (лучше всего – выделить все грамматические основы, причастные и деепричастные обороты, определить границы простых предложений в составе сложного).

Пример: Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. «За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса».

Ответ: 14567

Суть задания 4 – заменить словосочетание синонимичным с другой подчинительной связью (чаще всего, согласование на управление).

Пример: Синтаксический анализ. Замените словосочетание «стеклянная рамка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: рамка из стекла

Суть задания 5 – выбрать верное объяснение написание слова (тут придется вспомнить правила, ничего не поделать).

Пример: Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
  2. (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
  3. КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
  4. (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
  5. (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.

Ответ: 35

Основа для заданий 6-9 – еще один, но уже длинный текст. Например, «Шла Великая Отечественная война» (По С.П. Алексееву).

Суть задания 6 – выбрать ответы, отражающие содержание текста (достаточно внимательно прочитать).

Пример: Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Дети радовались, потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.
  2. Праздничный обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.
  3. Миша Кашкин заранее знал, что суп будет из сурепки.
  4. Блокада продолжалась девятьсот дней.
  5. Блокадные дети хорошо знали, что такое праздничный обед.

Ответ: 234

Суть задания 7 – отметить высказывания, содержащие определенный троп (эпитет, метафора, сравнение).

Пример: Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

«Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…»

  1. И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
  2. Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.
  3. Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, — шептал Кашкин.
  4. Назывались такие супы из трав по-особенному — супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам — такой же суп.

Ответ: 13

Суть задания 8 – найти и выписать из текста синоним (реже антоним) к выделенному слову.

Пример: Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову БЛОКИРОВАЛИ (предложение 2). Напишите этот синоним. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

Ответ: окружили

Как подготовиться ко всем заданиям с коротким ответом? Ответ очевиден: натаскать себя на определенные типы заданий. Просто садитесь и делайте все, что подвернется под руку. Как правило, все упражнения однотипны, и даже самый нерадивый ученик начнет выдавать правильные ответы по аналогии, а не по знаниям. Но для этого нужна практика, которую из учебника не выжмешь и в книжном магазине не купишь. Демоверсии ОГЭ по русскому языку традиционно находятся на сайте ФИПИ.

Сочинения 9.1-9.3

Темы сочинений ОГЭ по русскому вытекают из текста для заданий 6-9. Школьнику предлагается три темы на выбор, написать надо больше 70 слов.

Сочинение 9.1 – предлагается высказывание на тему русского языка, которое нужно проиллюстрировать с помощью двух примеров из текста. Здесь не нужно приводить аргументы из книг или жизни.

Пример: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».

Сочинение 9.2 – дается фрагмент текста, смысл которого нужно объяснить и привести в пример два аргумента из приведенного текста.

Пример: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. Пришла в Ленинград победа!»

Сочинение 9.3 – предлагается объяснить значение какого-то понятия (смелость, доброта, жизненные ценности, драгоценные книги — полный список здесь) и проиллюстрировать свои рассуждения одним примером из текста, а другим – из жизненного опыта.

Пример: Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение

Подготовка к написанию сочинений 9.1-9.3 тоже достигается опытным путем. Многомудрый Литрекон регулярно выставляет сочинения на ОГЭ по русскому языку и аргументы к ним в помощь своим читателям. Так что ловите и сохраняйте за собой полезные ссылки на примеры из жизни и литературы:

Это только самые известные темы, но если Вам нужны какие-то другие, более специфические, то напишите в комментариях Многомудрому Литрекону — он напишет для Вас подборку.

Изложение 

Сжатое изложение предполагает не только прослушивание и пересказ текста, но и его сокращение. Причем оставить нужно только важную информацию. Чтобы все прошло успешно, есть несколько советов:

  1. Не начинайте сразу судорожно записывать, текст читают дважды;
  2. Во время первого прочтения текста мысленно выделите важное из каждого абзаца (их будет три). Это «важное» надо оставить обязательно. Запишите этот план, оставив место для записей, которое сделаете во время второго чтения.
  3. Во время второго чтения запишите всю важную информацию, которую боитесь забыть под соответствующими пунктами плана.
  4. Не забудьте перечитать после написания. Желательно вслух.

Баллы: сколько можно получить? 

Таблица баллов ОГЭ по русскому языку помогает провести перевод баллов. Максимальное их количество – 33, но как они переводятся в оценки?

Баллы на ОГЭ по русскому языку распределяются как 7 за изложение, 7 за тесты и 19 за сочинение.

Оценивание ОГЭ по русскому примерно выглядит так:

  • 0-14 баллов – оценка «2»
  • 15-22 балла – оценка «3»
  • 23-28 баллов – оценка «4»
  • 29-33 балла – оценка «5»

Подробная таблица оценивания сочинения и изложения представлена тут.

Автор: Мария Блинова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector