Деталь в литературе: что это такое?
Микеланджело Буонарроти считал, что «внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». Людям искусства свойственно уделять внимание деталям. Одно слово или один объект на портрете может многое рассказать об изображённом человеке. Многомудрый Литрекон предлагает Вам узнать, что есть деталь в литературе и для чего она используется поэтами и писателями. Приятного просвещения!
Определение
Художественная деталь – это выразительная подробность. С её помощью создается определённый образ, нужный автору. Деталь помогает читателю представить персонажа, его речь, образ жизни и душу, помогает понять его поступки.
Художественная деталь может относиться ко внешности, особенностям одежды и окружающему миру героя.
Главной ролью художественной детали в литературе является краткий и емкий рассказ о персонаже или событии, заменяющий подробное описание на несколько страниц.
Виды художественной детали
Деталь в литературе может быль словесной, портретной, предметной, психологической и пейзажной.
- Словесная деталь – это слова-маркеры, иллюстрирующие особенности речи героев.
- Портретная деталь – это черты лица или тела, уточняющие внешность персонажа и иногда его характер.
- Предметная деталь – это объекты интерьера и быта литературного персонажа, которые могут рассказать о его привычках или образе жизни.
- Психологическая деталь – черта характера, объясняющая поступки и поведение литературного героя.
- Пейзажная деталь – особенность окружающего мира, влияющая на настроение или состояние души персонажа.
Функции
В литературе художественная деталь:
- Указывает на психологическое и душевное состояние героя.
- Характеризует персонажа как личность и раскрывает особенности его внутреннего мира.
- Создаёт у читателя задуманное автором впечатление и настроение от того или иного персонажа.
- Подчеркивает особенность эпохи и передаёт дух времени.
- Способствует раскрытию образной системы произведения.
Примеры
Примеры детали в литературе помогут разобраться в сущности этого явления:
- Знаменит своей любовью к художественным деталям Антон Павлович Чехов. Например, в произведении «Человек в футляре» для описания внешности главного героя, учителя греческого языка, живущего замкнуто и отстранённо от других людей, Чехов использует следующие детали: «очки в чехле», «зонт в чехле», «поднятый, как футляр, воротник»… Так автор подчёркивает «футлярную» жизнь главного героя, что даёт возможность читателю лучше понять поведение и поступки Беликова.
- В рассказе «Дама с собачкой» деталь используется Чеховым для того, чтобы создать нежный и женственный образ Анны Сергеевны: «опустила глаза», «спрятала лицо на груди», «крепко сжала в руках веер»…
- В романе Гончарова «Обломов» есть две детали, проходящие красной нитью через всё произведение: «халат из персидской материи» и «мягкие домашние туфли». Эти предметы одежды акцентируют внимание читателя на образе жизни героя. Обломов — домашний и ленный человек. Он не любит выходить в свет, не любит в принципе выходить из своей квартиры на Гороховой улице. У него мягкая и безвольная натура.
- Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина наполнен деталями, характеризующими главных героев. Особое внимание отведено интерьеру комнаты, в которой жил Евгений:
«…Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом».
На столе Онегина стоит портрет поэта-романтика Байрона. Эта деталь говорит читателю: Евгений, хоть и «повеса», на самом деле очень тонко чувствующая, романтическая и мятежная натура.
При описании Татьяны Пушкин вводит такие детали, как романы Ричардсона и Руссо. Именно эти книги читала Татьяна Ларина. Такая деталь характеризует девушку как мечтательную и романтичную натуру, ведь произведения Ричардсона и Руссо – это тексты о глубоких чувствах.
- В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» подробно описаны дома помещиков. Так, например, в комнате Манилова лежала «книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице». Герой читал её уже 2 года. Такая деталь характеризует Манилова как человека, не любящего читать, но старательно создающего ложное впечатление о себе. Книга лежала на столе для придания некоторой важности хозяину дома. Действительно, заходишь в кабинет, а там книга, значит, человек умный. Только вот закладка не перекладывалась уже как 2 года.
- При описании Печорина в «Герое нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов также обращается к деталям: «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё», «широкие плечи» и «бальзакова тридцатилетняя кокетка»… Такие контрастирующие детали при описании героя подсказывают читателю, что и Печорин — неоднозначный и даже противоречивый персонаж.
- В рассказе «После бала» Льва Николаевича Толстого есть такая деталь, как «домодельные сапоги» генерала. Эту деталь отмечает рассказчик и сам же поясняет её для читателя. Генерал одевается просто, не по моде, чтобы выводить в свет и красиво одевать свою дочь. Использованная Толстым деталь раскрывает генерала как любящего и заботливого отца.
- В «Преступлении и наказании» Фёдор Михайлович Достоевский использует художественную деталь при описании Сони Мармеладовой. Автор говорит о её «голубых глазах». Несмотря на то что Соня была падшей женщиной в глазах общества, её глаза говорили о том, что душа девушки по-прежнему чиста и невинна, что было правдой. Любопытно, что Соне совсем не шла яркая одежда для ее ремесла. Это психологическая деталь в литературе, которая подчеркивает несоответствие героини и ее положения.
- В повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» автор вводит следующую деталь: «статуя печальной мадонны под одиноким ясенем». Так Тургенев намекает читателю, что история любви, описанная в произведении, не закончится хорошо. Статуя печальной мадонны – символ неразделимости любви и страданий.
- При описании Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаил Афанасьевич Булгаков использует такую деталь, как «трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя». Она отсылает читателя к произведению Гёте «Фауст», где Мефистофель является учёному в облике чёрного пуделя. Таким образом, эта деталь в «Мастере и Маргарите» в самом начале произведения настраивает читателя на атмосферу мистики и чёрных сил, а также расширяет художественное время романа.
Таким образом, роль детали в литературе — источник знаний о литературном герое и его судьбе. Благодаря художественной детали можно понять персонажа лучше, узнать чем он живёт и как. Если понять персонажа, понятны будут и его поступки, а с ними и идея всего произведения. Иногда прием «художественная деталь» также может служить предсказанием судьбы героев, что помогает читателю настроиться на нужный лад.