Что такое идея в литературе?
В литературоведении термин “идея” означает образно выраженные авторские мысли об объекте изображения. Идея текста неразрывно связана с его темой. Что же такое идея в литературе? На этот вопрос ответит Многомудрый Литрекон. Приятного просвещения!
Содержание:
Определение
Идея в литературе в переводе с греческого означает образ, представление. Главная мысль, обозначающая смысл всего художественного произведения. Идея выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его компонентов, передает суть текста, содержание образов, мир эмоций героев, изображенных в тексте.
Понятие «идея» не стоит путать с темой. Если тема отвечает на вопрос «О чем текст?», то идея — «Каков главный посыл текста?». Например, тема стихотворения «Бородино» — историческое сражение русских и французских войск. А вот идея заключается в том, что участники битвы совершили настоящий подвиг, который не под силу новому поколению людей.
Формирование идеи — сложный процесс, на него влияют опыт, мировоззрение автора. Писатель представлен здесь носителем определенной мировоззренческой позиции. Персонажи, образы, сюжетные линии, детали необходимы для полного выражения главной идеи произведения.
Художественная идея — понятие отвлеченное, она не может быть выражена в определенной словесной формуле, как, например, вывод в научной статье. Художественная идея реализуется через всю систему образов и далеко не всегда лежит на поверхности. Ее нужно уметь извлекать и формулировать. Некоторые авторы выражают идею напрямую, например, как в лирическом стихотворении М.И. Цветаевой «Попытка ревности». А вот установить идею стихотворения О.Э. Мандельштама «Силентиум» значительно сложнее, она не так уж очевидна.
Прежде всего, идея выявляется в том, как автор отвечает на поставленные вопросы и разрешает проблемы.
Основные черты
Как отличить идею от темы и всего остального? Поможет перечисление ее основных характеристик:
- Идейный смысл — это решение всех проблем: главных и второстепенных или возможные пути их решения.
- Идея отражает суть всего произведения и косвенно отвечает на вопрос, зачем была написана книга?
- Идейный мир — это авторская позиция по отношению к миру, система ценностей.
Художественное произведение без идеи ничего в себе не несет, это описание ради описания. Читатель не понимает, что хотел автор этим сказать, какова его мысль, что хотел донести до читателя.
Существует два основных способа подачи идея в произведении:
- с помощью художественных средств, деталей, подтекста;
- с помощью речи персонажа или прямым авторским текстом.
Мысль в произведении не только образна, но и эмоционально окрашена. Повествование насквозь пропитано авторской позицией, авторским отношением к происходящему.
Говоря об идейном содержании произведения, можно добавить, что оно создается не только автором, но и читатель вносит свои коррективы. Наша трактовка прочитанного дополняет смысловую палитру текста и формирует новый уровень восприятия книги.
Примеры
В русской литературе 19 века
Чтобы понять основные идеи литературы 19 века, нужно проанализировать книги соответствующих авторов. Например, главная идея Ф. М. Достоевского в романе “Преступление и наказание” в том, что нельзя прийти к благу через преступление. Достоевский был против насилия и показал, насколько ошибочен и ужасен поступок Раскольникова. Роман «Преступление и наказание» создавался в эпоху, когда старые устои отвергались, а новые еще не были выработаны. Главная идея романа: нельзя прийти к счастью через преступление. Она же развивается в романе «Бесы»: революционно настроенные герои делают жизнь России только хуже, а личный бунт Ставрогина против морали завершается поражением.
Новое воплощение идея получает в романе «Братья Карамазовы». «Все за всех виноваты» — вот авторская позиция. По мере расследования убийства Федора Карамазова становится ясно, что в его гибели виновато все его болезненное окружение, в том числе и он сам. Все герои, идущие к счастью по пути порока, оказываются жертвами своих страстей.
А вот что Ф. М. Достоевский писал об идее романа “Идиот”:
«Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека».
Действительно, автор показал трагическую участь князя Мышкина в мире, где все «положительно прекрасное» оказывается отвергнуто.
Наконец, роман «Подросток» становится своеобразным продолжением уже озвученной идеи. Через отношения отца и сына автор показывает нездоровую природу общественных институтов и связей, порождающую порочный мир, где нет места прекрасному и доброму, где социальное расслоение порождает озлобленность и вражду. Круг замыкается. Сама среда нашего формирования толкает нас на ошибочный путь, ведущий к трагедии. Разорвать этот круг может только тот, кто духовно совершенствуется, как лучшие герои романов Достоевского.
В древнегреческой литеруре
Есть и другие примеры идей. В мифах Древней Греции идею воплощала яркая образность произведения. Все античные авторы даже самые глубокие мысли выражали посредством художественных образов. Герои мифологии изображались как совершенные люди, наделенные всевозможными способностями. Посыл их биографий таков: «Если ты храбрый и сильный ты все сможешь преодолеть». Как и во всех сказках, мифах и легендах, добро побеждает зло. С помощью средств художественной выразительности и образов древние люди пытались объяснить непонятные им явления: дождь, снег, грозу, молнию и др. И, конечно, они выдвигали теорию о том, что люди произошли от Богов, поэтому писали о том, как Боги спускались на землю и влюбляли в себя смертных женщин.
Например, “Миф о Тесее и Минотавре”. Тесей — сын афинского царя Эгея и Эзры, но считается, что его биологическим отцом является Бог моря Посейдон, так как он приходил к Эзре в ночь зачатия Тесея. Вернувшись в Афины, Тесей узнает, что жители Афин платят дань критскому царю Миносу, отдавая юношей и девушек на участие в смертельно-опасной игре в Лабиринте, никто не вернулся оттуда живым. Тесей вызывается добровольцем и плывет на Крит к чудовищу. Не зная, как победить минотавра, он обращается за помощью к богам. На помощь откликается богиня любви Афродита, она влюбляет Тесея в дочь критского царя — Ариадну. Девушка вручает ему меч и клубок ниток: Тесей в пути разматывает нитки, убивает минотавра и с помощью размотанных ниток находит выход из лабиринта. В чем же смысл произведения?
Герой, как и все люди, боится неизвестности, чудовище (минотавр) — это животный страх, страх неизвестного, а принцесса символизирует человеческую душу, которая помогает человеку справиться со всеми трудностями. Люди боятся идти в неизвестное, выйти из зоны комфорта, но помогает им справиться со всеми препятствиями вера в себя и связь с внешним миром.
Автор: Екатерина Грушевская