Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару. Одним из самых популярных произведений этого писателя является роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень напряженной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить текст, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Жанр и направление

Произведение «Идиот» можно отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в тексте выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин — возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь проявляет себя как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности он легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна. Но у Аглаи очень сложный характер. Она то насмехается над гостем, то окатывает его волной холодного презрения. Мышкин все терпит.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин попадает прямо в разгар торгов: генерал Епанчин помогает Тоцкому (содержателю Настасьи Филипповны) пристроить ее замуж. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор. Но он колеблется, ведь любит Аглаю. Та отталкивает тщеславного юношу, потому что чувствует, что ему нужна не только она сама, но и высокое положение в обществе. Мышкин квартировал в доме у Ганечки, поэтому оказался вовлеченным в разговор о его будущем. Тоцкий предложил 70 тысяч за этот брак. Настасья Филипповна презирает Ганечку за его готовность пожертвовать честью ради выгоды. Она издевается над ним, но сама же сильно страдает. Мышкин почувствовал это внезапно проникся симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры. Оказалось, что Мышкин получил в России большое наследство, и теперь он — завидный жених. Его жертва потрясает Настасью Филипповну. Но здесь же оказывается Рогожин, предлагающей падшей женщине сто тысяч за взаимность. Героиня решает пощадить «глупого» князя и соглашается ехать с купцом. Она бросает его сто тысяч в камин и предлагает Ганечке их забрать. Тот не забирает и падает в обморок. Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным. Но Мышкин готов жениться на ней даже после этого.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. Она не хочет быть с Рогожиным, но и губить Мышкина не желает. Пойти в судомойки тоже не решается. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии, в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Гордячка Аглая испытывает любовь князя и играет его чувствами, подпитываясь его замешательством и покорностью.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он пребывал до курса лечения в Швейцарии. Рогожин осужден на каторжные работы, Мышкин возвращается в Швейцарию, Аглая сбегает из дома с мошенником, который вводит ее в религиозную секту.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Лев Николаевич Мышкин русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего «идиота», и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет собой милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой и стремлением к самопожертвованию. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние.
Настасья Филипповна Барашкова невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Он дал ей образование и солидное содержание. Но психика героини надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным меняет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. Но в порывах ярости Настасья играет чувствами князя, бравирует его любовью перед Аглаей, не думая о судьбе Мышкина. В конце погибает от рук Рогожина, обретая покой.
Парфён Семёнович Рогожин молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Украл деньги у родного отца, чтобы истратить их на подарки Настасье. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в то же время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние.
Аглая Ивановна Епанчина Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». Ради самоутверждения Аглая испытывает Мышкина, вынуждает его бросить Настасью, прекрасно зная, что он не может отказаться от этой отверженной женщины и изменить своему слову. Не дождавшись желаемой реакции, она отказывается от Мышкина и окончательно разрывает с ним отношения, ведь самолюбие у нее сильнее любви. В финале Аглая сбегает из дома вместе с аферистом, который выдал себя за богатого аристократа. На деле он затуманил героине разум сектантскими домыслами и погубил ее.
Гаврила Ардалионович Иволгин «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности.

Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.

Темы

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искреннее отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, открывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Проблемы

Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Социальное неравенство – в книге часто показываются нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – высшее общество Российской империи изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
  • Болезненность молодежи, одержимость деструктивными идеями. На примере Ипполита автор показывает, что бедственное положение, отсутствие перспектив, дурное влияние модных течений делают молодых людей мрачными и манерными ипохондриками, которые озлоблены и одержимы гордыней. Ипполит, будучи совсем еще юным, уже проникся тлетворными испарениями равнодушия и цинизма. Но можно ли винить его? Нищета, смертельная болезнь, гулящая мать — все это кого угодно сведет с ума. Недаром автор детально описывает кирпичную стену, в которую смотрит и смотрит герой. Этот вид из окна — проекция его будущего. У Ипполита, как и у тысяч молодых людей, угнетенных своим бесправным положением, нет никакого выхода на большую дорогу. Они обречены на медленное прозябание. Это одна из важнейших проблем в романе, поэтому Достоевский акцентирует внимание Мышкина, как героя-спасителя, на детских умах: он старается сохранить и пробудить все светлое и прекрасное, что заложено в юных, еще не сформировавшихся душах.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия мессии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся личность в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Критика

Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу:

«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».

Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:

«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».

Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.

«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».

С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:

«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»

Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:

«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».

Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 5

  1. Людмила:

    Замечательно. Спасибо..
    Согласна с критиками-современниками Достоевского.
    Второстепенные герои настолько убоги…
    Думала, что это были другие времена. Но современники тоже считали так же.
    Такое ощущение, что книга-черновик. Как Ипполит сказал, что сразу решил ничего не исправлять, так и Достоевский.
    Три главы исповеди Ипполита — это что-то…
    Но образ княза бесподобен! Это любовь на всю жизнь!
    Финал действительно потрясающий.
    Долго не могла успокоиться…
    Образ Рогожина глубоко раскрыт.
    Настасья Филипповна в полутонах.
    Ярко обозначен образ Елизаветы Петровны.
    Генералы тоже хорошо выделены.
    Лебедев и остальная братия — что попало. Фантастически неестественные в своей мерзопакостности герои.

    • Людмила:

      Прошу простить за ошибку: написала
      Елизавета Петровна вместо
      Лизавета Прокофьевна

  2. Ольга:

    Потрясающее произведение, потрясающий писатель Федор Михайлович Достоевский. Люблю его всей душой. То, как Федор Михайлович описывает характеры героев в своих произведениях, не найдешь ни в одной книге по психологии.

  3. Виктор:

    Спасибо, но почему в анализе нет ни слова про проблему, представленную Ипполитом. Очень бы хотелось увидеть рассуждения и на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *