Жанры классицизма
Классицизм по праву считается самым «строгим» литературным направлением, ведь произведения, написанные в его рамках, должны соответствовать многим правилам. Авторы хотели не развлекать читателя, а учить его жить. Наставления прослеживаются в каждом произведении этого периода. Чтобы разобраться с жанрами, давайте сначала вспомним: что такое «классицизм»? Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!
Содержание:
Историческая справка
В XVIII веке в России господствует культ просвещения и образования, науки и искусства признаются важнейшей частью жизни общества. В это время литераторы создают произведения по строгим образцам и канонам, а образцом для подражания считается античность. Такое литературное направление называется — «классицизм» от латинского слова classicus – «образцовый».
Но почему оно стало таким актуальным и так прижилось в обществе? Давайте подумаем, какой образ мысли, какие человеческие качества были важны для людей в то время, если творцы стремились так строго следовать правилам и вообще провозглашали «правильное» искусство? Это понятия долга, справедливости, иерархии, государственного служения и разума. Человек эпохи классицизма не мыслит себя вне правильного, законного, рационального. Сила общественного мнения невероятно распространена и диктует свои устои каждому. А влияние государства на него становится всеобъемлющим в эпоху абсолютизма, ведь центральная власть управляет всеми источниками информации. Ее же поддерживает духовенство, насаждая пастве мысли о долге и стандартах поведения. Все это морализаторство становится основой авторской позиции произведений того времени.
Например, мы всегда понимаем, кто положительные и отрицательные герои, потому что задача литератора – не просто донести свою позицию, но и показать, что она единственно верная, правильная, научить нас этой позиции. Это демонстрирует Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль», называя персонажей Скотинин и Правдин, – их черты характера очевидны.
Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
Многие классицистические жанры относятся к такому роду литературы как «драма», то есть предназначены для постановки на сцене (чтобы побольше неграмотных людей узнало, как надлежит себя вести). Соответственно, здесь соблюдается правило 3 единств:
- Места (все действие пьесы происходило в одном месте)
- Времени (события в пьесе развивались в течение суток)
- Действия (происходящее на сцене имело свое начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды или персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета).
Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии). А также авторы хотели преобразовать общество и научить его хорошим манерам. В те времена популярность набрала философия «чистого листа», согласно которой люди рождаются без каких-либо склонностей, качеств характера и проявлений индивидуальности. Писатели и философы верили, что правильное воспитание посредством искусства каждого сделает идеальным гражданином и честным семьянином.
Классификация жанров
Для классицизма характерна градация, иерархия жанров:
- «Высокие» жанры (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты.
- «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни.
- Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека; им не принадлежала заметная роль в литературном процессе (расцвет этих жанров придет позже).
Классификация жанров опиралась на известную с античных времен теорию «трех стилей» (высокий, средний, низкий). Для каждого жанра предусматривался один из этих стилей; отклонения не допускались. Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Высокие жанры
Отражали государственную жизнь, высшие проявления человечности. Здесь героями предстают цари, вельможи, полководцы и даже Боги из античных мифов.
- Ода. Торжественное и комплементарное стихотворение, посвященное историческому событию, государственному деятелю или герою (Г.Р. Державин «Памятник»). Ее можно узнать по стилистике: ода написана тяжеловесным слогом, в котором немало архаичных слов и пафосных интонаций.
- Трагедия. Произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Например, в пьесе Расина «Андромаха» главные герои знают, в чем их долг, но не могут противиться страстям, а потому погибают под их бременем, сделав неправильный выбор.
- Героическая поэма. Многочастное поэтическое произведение, темой которого являются некие важные и героические события, обычно связанные с легендарными персонажами, их подвигами или путешествиями. (М. В. Ломоносов «Пётр Великий»)
Средние жанры
Изображали внутренний мир отдельного человека и не имели большого распространения в эпоху классицизма. Авторы воспринимали их усредненность как недостаточно принципиальное следование канонам.
- Драма. Пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и, так или иначе, разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале, изображает личность в ее драматических отношениях с обществом. В пьесе Корнеля «Сид» главные герои тоже мечутся между чувствами и долгом, но в финале находят компромисс и соединяются узами любви, не запятнав чести.
- Послание. Стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»)
- Элегия. Стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
- Сонет. Поэтическая форма, которая относится к строгим и всегда состоит из определенного количества строк. Они образуют два четверостишия на две рифмы и два трехстишия на 2–3 рифмы в итальянской, французской или английской последовательности. Это наиболее сложный жанр, так как слишком уж строго регламентирован (Сонеты У. Шекспира)
- Идиллия. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную, безмятежную жизнь на лоне природы (сонеты и «песни» Ронсара). Интересно, что к этому жанру порой причисляют и прозаические произведения. К примеру, Н.В. Гоголь написал повесть «Старосветские помещики», где описал безмятежное существование двух любящих супругов на лоне природы.
- Песня. Один из жанров лирической поэзии, который представляет собой стихотворение, написанное специально для пения. Песня состоит из нескольких строф (или куплетов), и припева (рефрена). Для песни специально создается мотив (например, романсы Гейне).
Низкие жанры
Обращены в сферу повседневной современной частной жизни. Также они показывают низменные проявления человеческой природы с целью обличения или осмеяния. Низкие жанры были более живучие и продуктивные. Народу всегда нравились больше комедии, понятные и близкие, чем высокопарные трагедии. Главное для этих жанров – отображение человеческих пороков и их осмеяние.
- Комедия. Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или осмеяны автором в назидательных целях. (Д.И. Фонвизин «Недоросль»), в них часто фигурируют говорящие фамилии.
- Басня. Жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. (Басня И. А. Крылова «Осел и соловей»)
- Сатира. Малопродуктивный жанр. Резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других. Например, в сатире Н. Буало, «Герои романов» автор высмеял популярные произведения своего времени и тяжеловесную стилистику современников, которых никто из героев не понял бы.
Проведём мини анализ 3 произведений, которые относятся к разным видам жанров классицизма, чтобы лучше понять черты каждого из них!
Примеры
«Памятник» Г. Р. Державина – Ода
«Памятник» – принадлежит к важной литературной традиции, которую называют поэтическим памятником, то есть это размышление поэта о себе и о своем творческом пути. В «Памятнике», кроме того, поднимается одна из ключевых тем русской лирики — тема поэта и поэзии.
Теперь внимательно посмотрите на первую строфу (строфа – это группа объединенных стихотворных строк, здесь – четверостишие или катрен):
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
С чем Державин сравнивает свой «памятник»? («Металлов тверже он и выше пирамид»). Почему именно с металлами и пирамидами? Такое сравнение говорит о крепости, прочности «памятника». Заметьте: еще важнее, что в следующих строках поэт говорит о том, что «памятник» неподвластен времени. Соответственно Державин выбирает данный образ, чтобы подчеркнуть вечность и прочность своей славы, но с чем автор связывает её?
«И слава возрастет моя, не увядая, // Доколь славянов род вселенна будет чтить».
Так, прочность славы, по мнению Державина, заключается в уважении к собственному Отечеству (ведь «чтить» и означает «относиться к чему-либо с большим уважением и любовью»). Державин считает себя национальным русским поэтом.
В этом произведении, как и характерно для оды, автор воспевает собственное творчество. Вот подробный анализ произведения по плану.
«Элегия» А.С. Пушкина – Элегия
Особенность этого жанра состоит в выражении светлой грусти, печали, мыслей о смерти. Пушкин несколько модернизирует жанр.
О чем первая строфа стихотворения? Лирический герой — печальный, разочарованный в жизни человек («мой путь уныл»), который с сожалением вспоминает о прошлом и не видит никаких перспектив в будущем («сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море»).
В классической элегии этим бы все и ограничилось, но Пушкин идет дальше. Каково настроение второй строфы? Она начинается с противопоставления («но не хочу, о други, умирать»), жизнелюбия, которое совершенно не свойственно элегии. Пушкин формулирует удивительную формулу жизни: жить, чтобы «мыслить и страдать», и верит, что «будут наслажденья/Меж горестей, забот и треволненья». Так, эти два совершенно разных по смыслу слова соединяются между собой.
Как и принято в элегии, здесь рассматриваются переживания отдельной личности. Но важно понимать, что А.С. Пушкин формально творил уже не в эпоху классицизма. Его творчество было новаторским и не вписывалось в узкие каноны традиционных жанров.
«Недоросль» Д. И. Фонвизина – комедия
Здесь нам с Вами необходимо пройтись по чертам классицизма, с помощью наводящих точечных вопросов прийти к правильным ответам:
- Где происходит действие нашей комедии? — в поместье Простаковых – единство действия совпадает
- В течение какого времени происходит действие? – как и принято, в течение суток.
- Вокруг чего строится весь сюжет? – здесь единство действия нарушается, ведь у нас не только любовный конфликт, но ещё и общественный. Однако это нарушение не очень критично, ведь сюжетная линия одна и строится вокруг одних и тех же героев.
- Можем ли мы точно определить, кто из героев является положительным, а кто – отрицательным? – Да!
- В чем заключалось предназначение комедии? – смехом казнить пороки дворянского общества.
- Есть ли в произведении говорящие фамилии? – Да! (Скотинин, Простакова, Правдин).
Эта пьеса подтверждает, что комедия – жанр, отображающий пороки людей в обычной жизни.
В заключение давайте резюмируем все особенности классицистических произведений:
- Дидактическое начало – авторы писали свои произведения, чтобы воспитать правильные идеалы в гражданах. Отсюда следующий пункт:
- Главенство разума и центральная идея – служение отечеству, вера в просвещённого монарха. Если герой стоит перед выбором: честь или любовь, то он всегда выберет первое.
- Герои делятся строго на положительных и отрицательных, поэтому мы и видим их немного «картонными» и ненастоящими.
- Говорящие фамилии, которые характеризуют персонажей.
Автор: Евгения Горбатовская