Жанры классицизма

Классицизм по праву считается самым «строгим» литературным направлением, ведь произведения, написанные в его рамках, должны соответствовать многим правилам. Авторы хотели не развлекать читателя, а учить его жить. Наставления прослеживаются в каждом произведении этого периода. Чтобы разобраться с жанрами, давайте сначала вспомним: что такое «классицизм»? Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

Историческая справка

В XVIII веке в России господствует культ просвещения и образования, науки и искусства признаются важнейшей частью жизни общества. В это время литераторы создают произведения по строгим образцам и канонам, а образцом для подражания считается античность. Такое литературное направление называется — «классицизм» от латинского слова classicus – «образцовый».

Но почему оно стало таким актуальным и так прижилось в обществе? Давайте подумаем, какой образ мысли, какие человеческие качества были важны для людей в то время, если творцы стремились так строго следовать правилам и вообще провозглашали «правильное» искусство? Это понятия долга, справедливости, иерархии, государственного служения и разума. Человек эпохи классицизма не мыслит себя вне правильного, законного, рационального. Сила общественного мнения невероятно распространена и диктует свои устои каждому. А влияние государства на него становится всеобъемлющим в эпоху абсолютизма, ведь центральная власть управляет всеми источниками информации. Ее же поддерживает духовенство, насаждая пастве мысли о долге и стандартах поведения. Все это морализаторство становится основой авторской позиции произведений того времени.

Например, мы всегда понимаем, кто положительные и отрицательные герои, потому что задача литератора – не просто донести свою позицию, но и показать, что она единственно верная, правильная, научить нас этой позиции. Это демонстрирует Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль», называя персонажей Скотинин и Правдин, – их черты характера очевидны.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Многие классицистические жанры относятся к такому роду литературы как «драма», то есть предназначены для постановки на сцене (чтобы побольше неграмотных людей узнало, как надлежит себя вести). Соответственно, здесь соблюдается правило 3 единств:

  1. Места (все действие пьесы происходило в одном месте)
  2. Времени (события в пьесе развивались в течение суток)
  3. Действия (происходящее на сцене имело свое начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды или персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета).

Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии). А также авторы хотели преобразовать общество и научить его хорошим манерам. В те времена популярность набрала философия «чистого листа», согласно которой люди рождаются без каких-либо склонностей, качеств характера и проявлений индивидуальности. Писатели и философы верили, что правильное воспитание посредством искусства каждого сделает идеальным гражданином и честным семьянином.

Классификация жанров

Для классицизма характерна градация, иерархия жанров:

  1. «Высокие» жанры (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты.
  2. «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни.
  3. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека; им не принадлежала заметная роль в литературном процессе (расцвет этих жанров придет позже).

Классификация жанров опиралась на известную с античных времен теорию «трех стилей» (высокий, средний, низкий). Для каждого жанра предусматривался один из этих стилей; отклонения не допускались. Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Высокие жанры

Отражали государственную жизнь, высшие проявления человечности. Здесь героями предстают цари, вельможи, полководцы и даже Боги из античных мифов.

  1. Ода. Торжественное и комплементарное стихотворение, посвященное историческому событию, государственному деятелю или герою (Г.Р. Державин «Памятник»). Ее можно узнать по стилистике: ода написана тяжеловесным слогом, в котором немало архаичных слов и пафосных интонаций.
  2. Трагедия. Произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Например, в пьесе Расина «Андромаха» главные герои знают, в чем их долг, но не могут противиться страстям, а потому погибают под их бременем, сделав неправильный выбор.
  3. Героическая поэма. Многочастное поэтическое произведение, темой которого являются некие важные и героические события, обычно связанные с легендарными персонажами, их подвигами или путешествиями. (М. В. Ломоносов «Пётр Великий»)

Средние жанры

Изображали внутренний мир отдельного человека и не имели большого распространения в эпоху классицизма. Авторы воспринимали их усредненность как недостаточно принципиальное следование канонам.

  1. Драма. Пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и, так или иначе, разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале, изображает личность в ее драматических отношениях с обществом. В пьесе Корнеля «Сид» главные герои тоже мечутся между чувствами и долгом, но в финале находят компромисс и соединяются узами любви, не запятнав чести.
  2. Послание. Стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»)
  3. Элегия. Стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
  4. Сонет. Поэтическая форма, которая относится к строгим и всегда состоит из определенного количества строк. Они образуют два четверостишия на две рифмы и два трехстишия на 2–3 рифмы в итальянской, французской или английской последовательности. Это наиболее сложный жанр, так как слишком уж строго регламентирован (Сонеты У. Шекспира)
  5. Идиллия. Поэтическое произведение, изображающее добродетельную, безмятежную жизнь на лоне природы (сонеты и «песни» Ронсара). Интересно, что к этому жанру порой причисляют и прозаические произведения. К примеру, Н.В. Гоголь написал повесть «Старосветские помещики», где описал безмятежное существование двух любящих супругов на лоне природы.
  6. Песня. Один из жанров лирической поэзии, который представляет собой стихотворение, написанное специально для пения. Песня состоит из нескольких строф (или куплетов), и припева (рефрена). Для песни специально создается мотив (например, романсы Гейне).

Низкие жанры

Обращены в сферу повседневной современной частной жизни. Также они показывают низменные проявления человеческой природы с целью обличения или осмеяния. Низкие жанры были более живучие и продуктивные. Народу всегда нравились больше комедии, понятные и близкие, чем высокопарные трагедии. Главное для этих жанров – отображение человеческих пороков и их осмеяние.

  1. Комедия. Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или осмеяны автором в назидательных целях. (Д.И. Фонвизин «Недоросль»), в них часто фигурируют говорящие фамилии.
  2. Басня. Жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. (Басня И. А. Крылова «Осел и соловей»)
  3. Сатира. Малопродуктивный жанр. Резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других. Например, в сатире Н. Буало, «Герои романов» автор высмеял популярные произведения своего времени и тяжеловесную стилистику современников, которых никто из героев не понял бы.

Проведём мини анализ 3 произведений, которые относятся к разным видам жанров классицизма, чтобы лучше понять черты каждого из них!

Примеры

«Памятник» Г. Р. Державина – Ода

«Памятник» – принадлежит к важной литературной традиции, которую называют поэтическим памятником, то есть это размышление поэта о себе и о своем творческом пути. В «Памятнике», кроме того, поднимается одна из ключевых тем русской лирики — тема поэта и поэзии.

Теперь внимательно посмотрите на первую строфу (строфа – это группа объединенных стихотворных строк, здесь – четверостишие или катрен):

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

С чем Державин сравнивает свой «памятник»? («Металлов тверже он и выше пирамид»). Почему именно с металлами и пирамидами? Такое сравнение говорит о крепости, прочности «памятника». Заметьте: еще важнее, что в следующих строках поэт говорит о том, что «памятник» неподвластен времени. Соответственно Державин выбирает данный образ, чтобы подчеркнуть вечность и прочность своей славы, но с чем автор связывает её?

«И слава возрастет моя, не увядая, // Доколь славянов род вселенна будет чтить».

Так, прочность славы, по мнению Державина, заключается в уважении к собственному Отечеству (ведь «чтить» и означает «относиться к чему-либо с большим уважением и любовью»). Державин считает себя национальным русским поэтом.

В этом произведении, как и характерно для оды, автор воспевает собственное творчество. Вот подробный анализ произведения по плану.

«Элегия» А.С. Пушкина – Элегия

Особенность этого жанра состоит в выражении светлой грусти, печали, мыслей о смерти. Пушкин несколько модернизирует жанр.

О чем первая строфа стихотворения? Лирический герой — печальный, разочарованный в жизни человек («мой путь уныл»), который с сожалением вспоминает о прошлом и не видит никаких перспектив в будущем («сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море»).

В классической элегии этим бы все и ограничилось, но Пушкин идет дальше. Каково настроение второй строфы? Она начинается с противопоставления («но не хочу, о други, умирать»), жизнелюбия, которое совершенно не свойственно элегии. Пушкин формулирует удивительную формулу жизни: жить, чтобы «мыслить и страдать», и верит, что «будут наслажденья/Меж горестей, забот и треволненья». Так, эти два совершенно разных по смыслу слова соединяются между собой.

Как и принято в элегии, здесь рассматриваются переживания отдельной личности. Но важно понимать, что А.С. Пушкин формально творил уже не в эпоху классицизма. Его творчество было новаторским и не вписывалось в узкие каноны традиционных жанров.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина – комедия

Здесь нам с Вами необходимо пройтись по чертам классицизма, с помощью наводящих точечных вопросов прийти к правильным ответам:

  • Где происходит действие нашей комедии? — в поместье Простаковых – единство действия совпадает
  • В течение какого времени происходит действие? – как и принято, в течение суток.
  • Вокруг чего строится весь сюжет? – здесь единство действия нарушается, ведь у нас не только любовный конфликт, но ещё и общественный. Однако это нарушение не очень критично, ведь сюжетная линия одна и строится вокруг одних и тех же героев.
  • Можем ли мы точно определить, кто из героев является положительным, а кто – отрицательным? – Да!
  • В чем заключалось предназначение комедии? – смехом казнить пороки дворянского общества.
  • Есть ли в произведении говорящие фамилии? – Да! (Скотинин, Простакова, Правдин).

Эта пьеса подтверждает, что комедия – жанр, отображающий пороки людей в обычной жизни.

В заключение давайте резюмируем все особенности классицистических произведений:

  1. Дидактическое начало – авторы писали свои произведения, чтобы воспитать правильные идеалы в гражданах. Отсюда следующий пункт:
  2. Главенство разума и центральная идея – служение отечеству, вера в просвещённого монарха. Если герой стоит перед выбором: честь или любовь, то он всегда выберет первое.
  3. Герои делятся строго на положительных и отрицательных, поэтому мы и видим их немного «картонными» и ненастоящими.
  4. Говорящие фамилии, которые характеризуют персонажей.

Автор: Евгения Горбатовская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *