Краткое содержание пьесы «Три сестры» (А.П. Чехов)
Краткий пересказ пьесы «Три сестры» по действиям (с цитатами) — незаменимое пособие для подготовки к экзаменам. Многомудрый Литрекон советует читать книги в сокращении непосредственно перед выступлением, чтобы ничего не забыть из ранее прочитанного. А в мирные времена основные события лучше узнавать из самой драмы — она достойна прочтения! Кстати, для полного погружения в тему Вы можете прочитать анализ.
Действие I
Май. Если быть точным, пятое число. Часы вот-вот пробьют полдень. Три сестры Прозоровы, Ольга, Маша и Ирина, пребывают в предпраздничной суете — у последней сегодня именины. Торжество омрачено тем, что ровно год назад в этот же день скончался отец девушек, оставив их сиротами. Ольга вспоминает тот не по-майски холодный день, похороны старика, выстрелы в небо в память об усопшем. Несмотря на замечание Ирины, она продолжает ворошить прошлое, вспоминая, как 11 лет назад они с отцом покинули Москву, подмечая, как изменился за эти годы климат: погода больше не радовала прежней теплотой, на сей раз внезапно вернувшейся.
Ольга преподает в гимназии уже как 4 год, ее утомляет рутина, и она тверда в своей мечте вернуться обратно в Москву, в чем сестры с ней солидарны. Гостиная наполняется людьми: Чебутыкин, Соленый, Тузенбах — Прозоровские квартиранты.
Ирина чувствует небывалый прилив чувств — ей хорошо: «Точно я на парусах, надо мной широкое голубое озеро и носятся большие белые птицы». Он рассуждает о том, как счастлив труженик, и как, по сравнению с ним, уныла девушка, встающая поздно и живущая без хлопот. Ее рассуждениям удивляется барон Тузенбах, видимо, узнавший в себе описанную Ириной барышню (за всю свою беззаботную жизнь он ни разу не работал). С ним солидарен и Чебутыкин — такой же лентяй.
С Машей, очевидно, что-то не так. Она поздравляет именинницу и, едва сдерживая слезы, собирается домой. Ее уходу мешают Анфиса и Ферапонт, вручающие Ирине пирог, переданный начальником земской управы Протопоповым и Чебутыкин, подготовивший в подарок самовар, — безвкусный, по мнению девушек, подарок.
Появляется подполковник Александр Игнатьевич Вершинин, ранее рекомендованный сестрам Тузенбахом как порядочный сорокатрехлетний семьянин со стервозной женой, то и дело предпринимающей попытки свести счеты с жизнью. Вершинин восхищается тем, как выросли девушки с того момента, как он видел их в детстве. Узнав, что Вершинин из Москвы, сестры приходят в единодушный восторг. Девушки не совсем помнят, однако припоминают его прозвище — “влюбленный майор”.
Завязывается философский разговор, разбавляемый несуразицей, что несет Соленый, очевидно, назло Тузенбаху — отъявленному софисту. Слышно, как играет скрипка — это музицирует Андрей, брат девушек, по их, как позже выяснится, верному убеждению, влюбленный в Наталью — местную барышню. Как только Маша, забыв, кажется, о грусти, начала рассуждать о дурном платье избранницы Андрея, он сам появился в дверях. Он приветствует Вершинина и тут же решает ретироваться, но как бы не так — сестры настаивают на более тесном знакомстве брата с гостем. Андрей оправдывает свою неловкость бессонной ночью, рассказывает Вершинину о том, что сестры освоили иностранные языки, на что Маша заключает: “Мы знаем много лишнего”. Вершинин высказывается за необходимость любых знаний, чем окончательно располагает к себе сестер настолько, что Маша раздумывает уходить и решает остаться на завтрак. Андрей, тем временем, все же удалился. Вершинин продолжает философствовать, жалеет, что жизнь нельзя прожить дважды, во избежание совершенных ранее ошибок.
Появляется Кулыгин — супруг Маши, учитель. Вручает Ирине в подарок изложенную им историю гимназии, которую, как оказалось, он уже дарил девушке на Пасху. Кулыгин представляется Вершинину, который, после уговоров сестер, остается завтракать.
Кулигин просит Машу быть на прогулке учителей гимназии, затем — на вечере у директора. Маша неохотно уступает, следы тоски снова проявляются в ней. Ольга приглашает всех ко столу и в гостиной остаются лишь Ирина и Тузенбах. Барон заводит разговор о любви к ней; это не нравится Ирине, она “съезжает с темы”.
Появляется возлюбленная Андрея — Наташа. Все садятся за праздничный стол, Кулыгин желает Ирине найти жениха, Соленый бросает очередную пошлость, обычный разговор — его прерывают Федотик и Родэ, они входят с большой корзиной цветов, приводя всех в оживление. За столом 13 человек. Кулылгин, замечая это, предполагает, что за столом должны быть влюбленные. Наташа смущается и выбегает из-за стола — Андрей направляется за ней. Их умиротворяющим поцелуем завершается первое действие.
Действие II
Прошел, по меньшей мере, год. Масленица. Восемь часов вечера. Наталья снует по темным комнатам в поиске огня. Она хлопочет о малютке-Бобике — ее с Андреем сыне. Ему нездоровится — бросает то в жар, то в холод. Наталья полагает, что лучше его переселить в комнату к Ирине — там тепло и сухо.
Появляется Ферапонт — ему поручено передать Андрею книгу с бумагами. Выясняется, что Андрей — секретарь земской управы, впрочем, он не очень рад своему положению, мечтая о собственной кафедре в Московском университете. Андрею некомфортно в обывательской простоте земства — она ему чужда. Ферапонт уходит.
Появляется Маша в компании Вершинина. Тот делится с ней неурядицами в семье: болеет дочь, бьется в истерике жена. Он благодарит ее за слушание, восхищается ее глазами. Его дифирамбы прерывают вошедшие — ужасно уставшая Ирина и Тузенбах, сопровождавший ее от телеграфа — нового места работы девушки. Ирина сокрушается своим положением: “Труд без поэзии, без мыслей”.
Выясняется, что Андрей давеча снова проигрался в карты, что непременно нужно скрыть от Наташи. Входит Чебутыкин, традиционно расчесывая бороду. Начинают раскладывать пасьянс, Вершинин философствует, снова о светлом будущем. Показываются Федотик и Родэ, начинается игра на гитаре. Вершинин и Тузенбах спорят: барон считает себя счастливым, Вершинин его осаждает. Федотик протягивает Ирине купленные карандаши — она с детской радостью принимает их.
Анфиса подает самовар, появляются Наташа и Соленый, который тут же выдает нелепицу, приводя девушку в недовольство. Вершинин получает записку о том, что его жена снова отравилась, и он направляется домой. Маша горячится из-за беспорядка на столе, Наташа делает замечание ее “грубым манерам”.
Тузенбах обращается к Соленому, они выпивают: барон таким образом пытается лишить их отношения неловкости, в очередной раз делится новостью о своей отставке с военной службы. Все ждут ряженных, чтобы поскорее их принять и позабыть о них.
Все прерывает Наташа — она входит, обращаясь к Чебутыкину: с Бобиком совсем плохо. Все начинают расходиться, Андрей решает не принимать ряженых, а раздосадованная этим Маша заявляет, что доктор нужен скорее не ребенку, а матери. Очевидно, что она недолюбливает Наташу.
В опустевшей гостиной появляются Чебутыкин и Андрей: они снова собираются в игорный дом, скрываясь от лишних глаз и покидая дом через кухню.
Появляется Ирина — она задумчива. За ней следует Соленый. Он спешит объясниться в любовных ей чувствах, но девушка не воспринимает всерьез слова, по ее убеждению, пустого и мерзкого человека. Неловкую сцену нарушает Наташа, заставившая своим появлением Соленого в смущении ретироваться. Она хочет договориться с Ириной насчёт комнаты, однако не получает вразумительного ответа.
К дому подъезжает Протопопов, предлагая Наталье прокатиться, на что та простодушно соглашается. С преподавательского совета возвращаются обессилевшие Ольга и Кулигин, с ними Вершинин, только что удостоверившийся в том, что с женой все в порядке. Он вместе с Кулигиным удаляется, не желая возвращаться домой, Ольга направляется спать, а утомленная бурным бытом Ирина лишь тоскует: “В Москву, в Москву, в Москву”. Этим заканчивается второе действие.
Действие III
Третий час ночи. В окна комнаты Ирина и Ольги (им все же пришлось съехаться) ломится зарево городского пожара. Ольга вынимает из шкафа платья, чтобы пожертвовать их погорельцам, заполняющим двор Прозоровых. Едва не сгорело жилище Вершининых, без крова остался Федотик. Анфиса хлопочет вместе с ней и, навьюченная множеством вещей, кличет на помощь Ферапонта. Старушка совсем изможденна Ольгиными поручениями: девушка распоряжается, кого из погорельцев принять к себе, досадует что Чебутыкин, как на зло, пьян и к нему нельзя никого подселить.
Входит Наташа и, дождавшись ухода Анфисы, удивляется, почему Ольга до сих пор держит ее при себе. Ольга не выносит подобных грубостей, они волнуют ее сердце, и без того неспокойное из-за множества обязанностей и хлопот, в чем она и признается Наташе. Та сочувствует ей, но не отступает и гневно обязывает Ольгу завтра же уволить “старую хрычовку”.
Входит Кулыгин — он ищет жену, ведь им пора домой: там им ничего не угрожает, потому как пожар стихает. Слышно, как поднимается пьяный Чебутыкин, все затихают. Тот подходит к рукомойнику и, бормоча, сетует, что позабыл все навыки врачевания и обнаружил свое малодушие, оправдывая свой вид.
Входят Ирина, Вершинин и Тузенбах. Они, вместе с Кулигиным, обсуждают грядущий концерт в пользу погорельцев. Их прерывает звон разбитых Чебутыкиным фарфоровых часов, принадлежавших покойной матери Проказовой. От хмельного Чебутыкина читатель узнает о романе Наташи с Протопоповым.
Вершинин вспоминает недавний испуг своих дочерей и жены и снова заводит мудрствования о прекрасном будущем. Они с заспанной Машей начинают что-то напевать.
Вершинин удаляется, за ним, по настоятельной просьбе Маши, и Тузенбах. Кулыгин пробует быть ласковым к Маше, но та ужасно измучена: наполовину бессонной ночью, наполовину мыслями об очередном проигрыше Андрея, на сей раз настолько серьезном, что ему пришлось заложить в банке родительский дом, отдав все вырученные деньги Наташе. Ни одна из сестер не хотела видеть стяжательную женушку хозяйкой их дома. Ее отчаяние доходит до того, что она начинает плакать: “Выбросьте меня, выбросьте, я больше не могу”. Сестры бросаются успокаивать Машу, сами заливаясь слезами об уходящих силах и молодости, жертвуемых на нелюбимые дела, не приносящие ни капли удовлетворения. Читатель узнает, что Ирина бросила телеграф и устроилась в городской управе. Ольга утешает теперь и Ирину: она советует ей выйти замуж за Тузенбаха, чтобы выполненный долг супружества стал ее отдушиной.
Маша признается, что влюблена в Вершинина; Ольга делает вид, что не слышит инфантильных признаний сестры, Ирина, совсем разбитая, безмолвствует.
Появляется уставший и гневный Андрей, просит у Ольги дубликат потерянного им ключа и, видя напряженность молчания между ним и сестрами, решает напрямую выяснить о наличии у них по отношению к нему претензий. Ольга просит перенести разговор на завтра. Андрей, полный решимости, высказывается сам. Он заявляет, что возможное недовольство сестер Наташей безосновательно и представляет собой сплошной каприз. Он заявляет также, что горд своей должностью в земской управе, очевидно лукавя, и, наконец, раскаивается в том, что заложил в банк дом, не согласовав то с сестрами. Андрей искренне жалеет, что ни он, ни сестры, не стали счастливы в той мере, в которой он хотел бы, обручаясь с Наташей.
Маша, услышав голос Вершина спешит к нему, Кулигин, отправляясь нее поиски, оставляет Ольгу и Ирину одних. Ирина в слезах обещает выйти за Тузенбаха, чем и заканчивается третье действие.
Действие IV
Прозоровский сад. Слухи оправдались, и артиллерийская бригада покидает город. На столе красуются осушенные бутылки шампанского: происходят проводы отбывающих Федотика и Родэ. Ирина, Кулыгин и Тузенбах подле них, Чебутыкин, пребывая в хорошем расположении духа, сидит, развалившись, в креслах. Все слёзно прощаются, и гости покидают дом.
Чебутыкин замечает, что с ним не попрощались, не не унывает, рассказывая, что намеревается коренным образом изменить свою жизнь в следующем году, снова приехав сюда. Дабы сберечь приподнятый тон, он подтрунивает над Кулыгиным, нелепо выглядящим без своих привычных усов.
А вот жизнь Ирины изменится совсем скоро: читатель узнает, что завтра что Тузенбах сделал ей предложение, завтра она венчается с ним и сразу же отправится на его кирпичный завод и устроится учителем в небольшой школе при нём.
Она рассказывает, как одиноко ей без Ольги, получившей должность начальницы гимназии и переехавшей туда насовсем.
Появляется Андрей с колясочкой, в ней дочка Софочка. Сетуя на шум, стоящий в доме, он обращается к Чебутыкину. От того он, вместе с читателем, узнает подробности произошедшего вчера около театра, следствием чего стало то, что Соленый вызвал Тузенбаха на дуэль. Маша волнуется за здоровье и жизнь нареченного супруга сестры. На что получает циничное “Одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?”. Выясняется также, что Чебутыкин будет присутствовать на дуэли в качестве лекаря.
Маше тяжело: она не может мириться с происходящим и не может укрыться в шумном доме и убегает в сад, дожидаясь Вершинина. Андрей признается, что ему будет одиноко быть лишь с женой детьми, поскольку та начинает ему казаться порой “удивительно пошлой”. Он устал от всего: бесконечно хлопочущей нервной жены, Ферапонта, подсовывающего бумаги на подпись.
Появляется Соленый с секундантами, за ним уходит Чебутыкин. Тут же начинает собираться и Тузенбах. Ирина не знает о назначенной дуэли, он торопливо изъясняется с ней, жалея о том, что она не питает к нему любви. Барон просит без пяти минут жену сварить ему кофе и удаляется.
Вершинин покидает город, их последняя с Машей встреча увенчалась продолжительным поцелуем и нескончаемым плачем девушки, отказывающейся мириться с вечной разлукой. Ольга заключает безутешную сестру в свои объятья, разделяя ее горе. Происходящему рад только Кулыгин, знающий о романе жены с Вершининым, который, к его счастью, подошел к бесповоротному завершению.
Раздается глухой выстрел вдали. Вскоре является Чебутыкин и сообщает Ольге, а затем Ирине и Маше, о смерти Тузенбаха на дуэли. Три сестры стоят, обнявшись — никто, кроме них, не знает о случившемся. Вокруг продолжается обычная жизнь: Андрей катает колясочку, Наташа занята Бобиком, Кулыгин ищет Машину шляпу и тальму, а их мир окончательно, с немым треском, обрушился. Этим заканчивается драма А.П. Чехова “Три сестры”.
Автор: Иван Шарков