Анализ пьесы «Три сестры» (А.П. Чехов)

Драматургия великого русского писателя Антона Чехова известна далеко за пределами самой России и высоко оценивается среди читателей всего мира за глубокий психологизм, умение писателя заглянуть в самую суть вещей, максимально честно показать своему читателю саму живую душу человека.

Одним из самых известных его творений является житейская пьеса «Три сестры», в которой автор, показывая нам, казалось бы, ничем не примечательных людей, ставит перед нами серьёзные вопросы философского характера. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану.

История создания

Сюжет пьесы стал складываться в голове писателя в 1889 году во время многочисленных поездок по России. Отдельные фрагменты и идеи, которые будут заложены автором его творении, были собраны в его записной книжке.

«…Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми», — писал Чехов в послании М. Горькому. Как предполагают, Пермь упомянута не случайно: в этом городе Чехов был в 1890 году. Пермские краеведы считают, что город в его пьесе вполне узнаваем; с другой стороны, настроения провинциальной интеллигенции, отражённые в «Трёх сёстрах», были характерны для всей России рубежа XIX—XX веков»

Исходя из этого, литературоведы считают прототипами трех сестер пермских горожанок — сестер Циммерман. Именно они создали в городе первую частную школу.

По другой версии, в пьесе «Три сестры» нашло отражение пребывание Чехова в городе Воскресенск, в котором тогда располагалась артиллерийская бригада. Артиллерийский поручик Егоров стал прототипом персонажа Тузенбаха.

Работа над пьесой «Три сестры» протекала очень тяжело. В письмах Горькому и другим друзьям автор жаловался: «То, что написал вчера, не нравится сегодня». Процесс написания затягивался и потому, что автору было тяжело изобразить три разных женских характера, происходивших из одной среды и семьи.

Несмотря на все усилия, первая читка пьесы провалилась: никто не понял, как такой сырой материал может быть готовой драмой? К.С. Станиславский вспоминал:

Чехов после первой читки ушёл из театра «не только расстроенным и огорчённым, но и сердитым, каким он редко бывал»

Жанр и направление

Пьеса «Три сестры» была создана Чеховым в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится максимально точно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы дышат натурализмом. Действия его героев и их слова выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что описанные события могли произойти на самом деле. Однако в данном произведении читатель может увидеть черты модернизма — нового явления в культуре 20 века. Пьеса Чехова имеет сходства со стилистикой Театра Абсурда — нового направления в драматической культуре того времени. Целью автора было создание атмосферы бессмысленности и непонимания в русской провинции, где жизнь скучна и однообразна. Это гнетущее ощущение передается через реплики героев, обращенные в пустоту и не удостоенные ответа. Люди говорят сами с собой, не находят понимания и отзывчивости. В пьесе также нет традиционных для театра того времени драматических ходов и фабулы. Сложно, например, сказать, где в произведении кульминация? Действие протекает монотонно, максимально приближено к реальной жизни. Мы видим не сюжет, а отрывок из своих будней.

Жанр этого произведения можно определить, как драму. «Три сестры» предназначены для показа на театральной сцене. Сюжет пьесы максимально приближен к реальному быту и повседневной действительности.

Интересно, что сам автор считал свою драму комедией и искренне удивлялся, когда люди плакали на премьере:

После первой читки Чехов «боролся со смущением и несколько раз повторял: я же водевиль писал»

Композиция и конфликт

Произведение «Три сестры» имеет классическую композицию, оно состоит из четырёх действий.

  1. Первое действие отведено под экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и их предысторию.
  2. Второе действие – это завязка, в которой зрителю показывают зарождение основного конфликта пьесы.
  3. Третье действие знаменуется кульминацией, в которой напряжение достигает наивысшей точки.
  4. В четвёртом действии происходят развязка, в которой конфликт так или иначе разрешается, и финал, приводящий все сюжетные линии к логичному завершению.

Как и в других пьесах Чехова, особенностью конфликта в данной пьесе, является его неочевидность. Чехов не делит своих героев на плохих и хороших, не сталкивает лбами два мира. Диалоги персонажей кажутся спокойными и уравновешенными, даже если между ними возникают какие-то ссоры, они не кажутся чем-то серьёзным и важным. Это происходит потому, что в основе главного конфликта пьесы лежит противостояние не человека с человеком, а человека с окружающей действительностью, его бытом и несовершенством бытия.

Суть: о чём пьеса?

Действие пьесы разворачивается в неком губернском городке вокруг интеллигента Прозорова и трёх его сестёр: Ольги, Марии и Ирины. Ольга работает учительницей в ненавистной ей школе, Мария несчастна в браке, а Ирина не видит смысла в своей жизни и хочет как можно скорее начать работать, чтобы побороть это ощущение. Все трое желают поскорее покинуть провинцию и уехать в Москву, где, как им кажется, все их проблемы мигом решатся. Первое действие заканчивается началом отношений Андрея Прозорова с Натальей Ивановой.

Спустя некоторое время Андрей женится на Наталье, забрасывает науку, работает секретарём в земской управе. Сёстры всё также несчастны, Ирина устроилась работать телеграфисткой, однако эта работа только ухудшила её душевное состояние. Хорошо себя чувствует только Наталья, которая легко управляет слабовольным Прозоровым и начинает устанавливать в доме свою власть. Сёстры всё также рвутся в Москву.

Проходит ещё некоторое время. Наталья полностью подминает под себя Прозорова и начинает диктовать свою волю всем обитателям дома. Андрей закладывает дом. Меланхолия сестёр усугубляется ещё больше. Мария начинает изменять мужу. Ирина мечется, презирая свою работу и жизнь. Все трое продолжают мечтать о переезде в Москву.

Спустя некоторое время жизнь всё также идёт своим чередом. У Натальи и Андрея, презирающего свою жену, рождается ребенок. Ольга становится начальницей гимназии, Мария всё также живёт с нелюбимым мужем, Ирина решает стать женой офицера Тузенбаха, желая сбежать от постылой жизни. К несчастью, Тузенбах погибает на дуэли. Пьеса заканчивается тем, как сёстры сидят вместе и продолжают мечтать о переезде в Москву и рассуждать смысле жизни.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герои пьесы «Три сестры» Характеристика
Андрей Сергеевич Прозоров глава семьи. В начале пьесы подающий надежды учёный. После женитьбы оказывается во власти супруги-тиранши и начинает стремительно деградировать. Вместо того, чтобы продолжать заниматься наукой, становится чиновником. К концу пьесы превращается в ненавидящего свою жену подкаблучника, пьяницу и игрока.
Наталья Иванова невеста, а потом и жена Прозорова. В первом действии предстаёт перед нами милой девушкой, искренне любящей Андрея. Однако сразу же после свадьбы преображается, берёт под контроль мужа и безжалостно насаждает свою волю окружающим. Грубая, меркантильная, бескультурная женщина, которой наплевать на всех, кроме самой себя.
Ольга Прозорова старшая сестра. Интеллигентная двадцати-восьмилетняя женщина, работающая в гимназии. Глубоко презирает свою работу, терпеть не может детей. Постоянно жалуется на головную боль. Меланхоличная, нерешительная, спокойная и терпеливая героиня, склонная уступать, смиряться и ничего не менять.
Мария Кулыгина средняя сестра. Женщина двадцати-пяти лет, живущая в несчастливом браке. Превосходно играет на фортепьяно, однако в городе некому оценить её музыку, а потому она забросила это увлечение. Вступает в тайные отношения с офицером Вершининым, которые заканчиваются в тот момент, когда военные уходят из города. Эмоциональная, жаждущая любви и искусства, тонкая натура. Ее муж — слабый и незаметный человек, довольно ограниченный и мелкий, поэтому они не могут найти взаимопонимания.
Ирина Прозорова девушка восемнадцати лет. В начале пьесы хотела работать и приносить пользу. Однако работа не принесла ей облегчение, а только лишнее беспокойство. К концу повествования характер девушки портится до неузнаваемости. Она очень страдает, презирает свою работу, срывается при посторонних людях. Пытаясь хоть как-то изменить свою жизнь, она соглашается стать женой нелюбимого ею барона Тузенбаха. Однако гибель барона на дуэли разрушает её планы.

Темы

Тематика пьесы «Три сестры» представлена в сокращенном виде. Если ее стоит расширить, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Маленький человек – Чехов, как и другие русские писатели до него, показывает нам довольно обычных, ничем не примечательных людей: учителей, чиновников, младших офицеров и прочих. Правда, в отличие от других писателей, склонных жалеть «маленького человека», Чехов смотрит на него с нескрываемой насмешкой, даже презрением. Он показывает нам ограниченность и мелочность людей, которые, несмотря на всю свою образованность, живут пустой жизнью обычных мещан.
  2. Надежда – сестры в пьесе живут надеждой, прекрасной мечтой уехать в Москву, которая кажется им идеалом. У любого другого писателя это смотрелось бы мило и романтично, но Чехов весьма язвительно изображает пустые мечтания сестёр, которые недовольны своей жизнью, но ничего не делают, чтобы это изменить, а живут только бесплотной надеждой на лучшее.
  3. Свобода – все персонажи в большей или меньшей степени задавлены повседневной рутиной. Все они глубоко несчастны, рвутся к свободе, однако не знают, как её достичь, и только глубже увязают в болоте унылого быта.
  4. Жизнь в провинции – Чехов на основе своих воспоминаний показал русскую провинцию довольно унылым и мрачным местом, где ничего не происходит, а люди, даже самые талантливые, постепенно деградируют и опускаются до уровня простых обывателей.
  5. Семья – семейная жизнь предстаёт у Чехова чем-то действительно тяжёлым и неприятным. В его пьесе не показано ни одного счастливого брака. Наоборот, в случае, например, Прозорова именно начало семейной жизни становится отправной точкой его пятилетней деградации.
  6. Любовь – любовь у Чехова показано, как чувство, которое не приносит ничего, кроме беспокойства. Увлечение Прозорова Натальей приводит к ссоре с сёстрами, а барон Тузенбах и вовсе погибает, вступив в схватку за руку Ирины.

Проблемы

Проблематика пьесы «Три сестры» — это и вовсе средоточие провинциальной тоски и тщетности бытия.

  1. Отчаяние – вся пьеса буквально пропитана безнадёжностью и безысходностью. Чехов показывает нам тщетность человеческого бытия, слабость и порочность людей, которые сам человек побороть не способен.
  2. Одиночество – все персонажи Чехова — одинокие люди. У них есть друзья, знакомые, они часто общаются. Но внутри каждый из них очень одинок. Между ними не существует единодушия, той связи, которая бывает у по-настоящему близких людей. Под масками благожелательности его персонажи прячут равнодушие и эгоизм.
  3. Смысл жизни – писатель показывает нам людей, которые с непонятной целью отяжеляют собой землю. Не приносят никакой пользы ни себе, ни окружающим. Сами персонажи задают себе вопрос, зачем они живут. Но этот вопрос остаётся без ответа.
  4. Пошлость и рутина – жизнь русской интеллигенции в пьесе изображена унылой, скучной и отталкивающей. Мы видим усталых, мрачных людей, погребённых под рутиной и повседневными заботами. В этой унылой атмосфере они обречены на угасание и скатывание в порок.

Основная идея

Чехов показал в своей пьесе русскую интеллигенцию, как он видел её. Он показать кризис русского общества, слабость тех людей, которые, по идее, должны вести за собой других, но на деле не способных обеспечить даже свою жизнь целью и высоким предназначением. Смысл пьесы «Три сестры» заключается в том, что происхождение, высокие помыслы и намерения, надежды и мечты не помогут добиться счастья. Только реальные дела и способности могут привести человека к самореализации и успеху. А вот напрасные упования на Москву и другие вымышленные проекты лишь закапывают в землю природное дарование личности.

Помимо этого, писатель поставил множество сложных вопросов о счастье, смысле жизни, природе человека и о многом другом. Выводы, к которым пришёл Чехов, могут показаться пессимистичными. Главная мысль пьесы «Три сестры» можно свести к тому, что ни любовь, ни семья, ни работа не помогут Вам ощутить полноту жизни, если внутри пусто. Бессильный человек, раб условностей и узник места своего рождения не достигнет счастья потому, что ждет его даром, без усилий со своей стороны. Но так не бывает, и лишь в борьбе, активности, познании и труде человек становится личностью и обретает свой смысл бытия.

Чему учит?

Пьеса «Три сестры», точнее, ее автор осуждает равнодушие, лицемерие и ложь, царящие в обществе. Он показывает, как низко может пасть человек, который поддастся эгоизму и прекратит развиваться и бороться с обстоятельствами. Мораль произведения — это необходимость усилий, жертв и поступков для полноценной жизни. Апатичный и пустой человек так и будет прозябать без смысла и цели.

Произведение «Три сестры» показывает, как важно для человека быть искренним, добродетельным и разумным. Вывод Чехова прост: нужно постоянно развиваться и работать над собой.

Критика

Реакция публики на пьесу Чехова была крайне неоднозначной. У неё нашлось как много противников, так и множество сторонников. Например, не менее великий писатель Л. Н. Толстой не смог дочитать «Три сестры» до конца, а культовые театральные режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко, напротив, считали эту драму вершиной творчества Чехова.

«Если пьяный лекарь будет лежать на диване, а за окном идти дождь, то это, по мнению Чехова, будет пьеса, а по мнению Станиславского — настроение; по моему же мнению, это скверная скука, и, лёжа на диване, никакого действия драматического не вылежишь…» (Л.Н. Толстой)

Вл. Немирович-Данченко, напротив, весьма ясно сформулировал фабулу:

«Теперь пьеса рисуется так. Фабула — дом Прозоровых. Жизнь трёх сестёр после смерти отца, появление Наташи, постепенное забирание всего дома ею в руки и, наконец, полное торжество её и одиночество сестёр»

Об этом писал и критик Н.Я. Берковский:

«События у Чехова не отводятся на периферию, но уходят в глубь… часто творятся они не на сцене, а где-то в закулисном пространстве, откуда мы получаем намеренно скудную отрывочную информацию. В драмах Чехова события — фон, а быт выносится на передний план…»

Рецензент В.П. Ашкинази выразил общие на тот момент опасения, что пьеса провалится в театре, потому что актеры не смогут сыграть ее так, чтобы заинтересовать зрителя и донести основную мысль:

«Не без ужаса думаю я, однако, о той коллизии, которая неминуемо произойдёт между пьесой Чехова и её исполнителями, когда она доберётся до провинции <…> Её не возьмёшь ни талантливой игрой отдельных исполнителей, ни новенькими декорациями. Её можно взять только общим тоном исполнения, только общим ансамблем»

Из негативных откликов сохранился и дошел до наших дней отзыв Н.О. Ракшанина, который писал, что драма: «не затрагивает никаких новых вопросов, не возбуждает никаких новых мыслей и ограничивается лишь тем, что разыгрывает новые вариации на старую тему» и главный недостаток драмы — то, что она «не производит впечатления новизны».

Однако опасения критиков были напрасными. Публика высоко оценила премьеру, как писал С.А. Андреевский:

Они возбудили такой шум, что критика сочла долгом понизить восторг публики и стала доказывать, что пьеса Чехова — вещь посредственная.

Причину негодования многих критиков выразил Н. Полянский:

Мы уж слишком привыкли ко всякого рода кричащим «завязкам» и «развязкам», как пьес и литературных произведений, так и нашей обычно скучной и серой действительности. Жизнь однообразна и с виду ровна и спокойна; заглядывать в её глубину, в те сложные внутренние пружины, которыми она движется, временами выкидывая на свою спокойную поверхность разбитые внутренней драмой жизни, мы не привыкли… И заслуга Чехова именно в том и состоит, что он, как никто, умеет раскрывать перед нами всю эту спрятанную драму жизни, особенно ярко изображенной им в «Трёх сёстрах».

На сегодняшний день пьеса считается одним из шедевров русский драматургии, вошедшим в золотой фонд мировой литературы.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 6

  1. Нат:

    В 1989 году Чехов уже умер …

  2. Владимир Сергеевич Соболев:

    Такой, с позволения сказать, анализ убивает наповал желание читать, ходить в театр…
    Вспоминается советская школа, где «проходили» писателей — и это отвращало от чтения на всю жизнь большинство детей.
    Спасибо, вспомнил юность…

    • Самый Зелёный:

      Владимир Сергеевич, анализ предназначен не для того, чтобы мотивировать людей ходить в театр и читать книгу. К моменту прочтения разбора ученик уже должен ознакомиться с текстом (постановку мы не изучаем). Анализ — это разбор целого на части с целью изучения. Мы с этой задачей справились. На примере книги детям проще понять, что такое жанр, композиция, конфликт. Им ЕГЭ сдавать, а не по театрам бегать в ближайшее время.

      Мы тут не мотивацией занимаемся, не рецензии на постановки пишем, у издания другой профиль. И учителя тоже не обязаны прививать детям интерес к тому, к чему у них, быть может, нет интереса. Они дают знания в рамках программы. Для чего? Чтобы человек имел базовую ориентацию в материале и сдал экзамены. На этом, извините, функции учителя заканчиваются. Он не должен и не может всех сделать эрудитами и погнать в театры (против их воли, как водится у нас). Если у человека, его семьи и окружения, нет интереса к литературе и театру, никто не может его отбить или прибить. Если есть, они будут расширять культурные познания для себя, никакая школа (или статья) им не помешает.

      Можно сделать анализ сложнее (и его никто в 11 классе не поймет). Можно написать больше (и никто не дочитает до конца). Одно сложно понять критически настроенному читателю: каждая работа имеет свою цель и аудиторию. Если же она размыта («Ходите в театр, товарищи!»), то автор ничего не добивается и понапрасну теряет время.

  3. Павел:

    На мой взгляд, все достаточно просто ( хотя было бы просто не ставили бы пьесу в течении 100 лет посла первой постановки). Как повседневные заботы убивают, медленно умервщляют мечту. В данной пьесе мечту уехать в Москву. Воде бы и желание сильное, и здесь в городе, где живут сестры, их особенно ничего на держит, но вот не получается осуществить мечту отъезда в Москву. Как говорится, быт заел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *