Банк аргументов для итогового сочинения 2019-2020 (по всем направлениям)

Многомудрый Литрекон знает, как облегчить подготовку к итоговому сочинению. Он решил поделиться своей мудростью со всеми, кто ищет ответы на сложные вопросы, которые часто задаёт жизнь. Литрекон подобрал примеры и аргументы из главных произведений русской и зарубежной литературы по всем направлениям итогового сочинения. А для того чтобы Вы смогли справиться со всеми испытаниями, он предлагает Вам свериться с критериями проверки работ и правилами написания ИС. Также Вам поможет подборка определений по всем направлениям, и не забудьте список литературы для подготовки.

Война и мир

Рассказ «Судьба человека»

М. А. Шолохов называет свой рассказ «Судьба человека». И это название отражает ключевой момент – когда речь идёт о войне, то первое, что разрушается, это именно судьба человека. Жизненный путь каждого, кто так или иначе соприкоснулся с войной. Лишь когда наступает долгожданный мир, ему вновь предстоит выстраивать жизнь на пепелище собственных выжженных чувств. Главные герои – это два одиноких человека, чьи судьбы исковеркала война: ребёнок лишился родителей, взрослый – детей и любимой женщины. Что им остаётся в этом мире? Всё разрушено снаружи, и они разрушены изнутри. Наступивший мир позволил им встретиться и дал шанс на новую жизнь. Оба этих героя станут самыми родными и близкими друг для друга, чтобы построить для себя новую счастливую судьбу. Войне снова противопоставлена семья, пусть такая маленькая, всего из двух человек, но теперь такая сплоченная…

Роман «Тихий Дон»

Тема Первой мировой и гражданской войны, революционных событий и историко-культурного существования Донского казачества поднимается М.А. Шолоховым в романе «Тихий Дон». Ещё одно монументальное произведение рассказывает нам об ужасах войны. Не только мировой войны, но и войны – самой страшной из возможных – между людьми, которые казались своими. Семьи разрушаются, и братья, отцы, дети оказываются по разные стороны баррикад, воюя друг с другом. Самое страшное, что этим людям трудно противопоставить войне что-то светлое и крепкое, что могло бы спасти их. Их семьи нельзя назвать построенными на взаимном уважении и любви. Герои раздираемы страстями. У них война не только снаружи, но и внутри. Главный герой – Григорий Мелихов способен любить, но прощение даётся ему слишком тяжело. Заложницей обстоятельств умирает его законная жена – Наталья. Погибает и Аксинья. 

Когда наступает мир, герои не могут найти его в себе. Их духовное разобщение, на которое наложились тяготы войны, революции и гражданской междоусобицы, не даёт им выстроить свою судьбу заново, возродиться вновь.

Изображение войны в романе Шолохова Вы можете найти здесь. Трагичность описываемых событий передана в данном эссе. Описания Первой мировой войны в книге Литрекон собрал тут.

Роман «Белая гвардия» 

Героям Булгакова М.А. в романе «Белая гвардия» есть, что противопоставить войне. Это внутренний мир их семьи. Одним из первых предметов, которые мы видим в начале повествования, оказывается печь, исписанная разными напоминаниями и записками членов семьи друг к другу. Эта печь – символ бывшего спокойствия и семейного счастья главных героев: Елены, Алексея и Николки. Они с ужасом наблюдают, как рушится то, что ещё вчера казалось таким крепким и нерушимым, а на деле оказалось зыбким. В городе стоит общая сумятица, на Украине идёт гражданская война, люди ждут наступления Петлюры. На фоне этих событий трусливо поджав хвост, уезжает муж Елены – Сергей Тальберг. В сущности, он бросает её в самую трудную минуту. Однако семья Турбиных выдерживает испытания войны, герои не теряют свои внутренние качества. Николай исполняет обещание, которое дал полковнику Най-Турсу, погибшему на его глазах. На Елене держится весь дом, она ухаживает за раненым Алексеем, заботится о младшем брате, и обо всех, кто приходит к ним. Алексей после болезни продолжает лечить пациентов. Вообще дом Турбиных в этом романе – место мира и спокойствия. Какие бы волнения не происходили в городе, он хранит в себе память о светлых временах и даёт героям надежду. 

Булгаков показывает, в каком положении оказались офицеры белой армии. Их обманули, и фактически отправили на верную смерть. Если бы не действия Най-Турса, то молодых ребят, вышедших на защиту того, что им дорого, просто расстреляли. Он спас их ценой собственной жизни. Булгакову было важно показать, как война пытается разрушить то ядро, на котором строится культура любого народа, то есть, как погибают интеллигентные и бесстрашные люди. Что они испытывают, пытаясь выжить в этих нечеловеческих условиях.

Повесть «Капитанская дочка»

Книга А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает перед нами картину восстания, народного бунта 1773 – 1775 годов. Мы видим, что за человек возглавляет бунт и, главное, – можем изучить причины, которые к нему привели. Любая война – своего рода проверка для человека. Если изначально он обладал слабостями, страстями, был склонен к низости, то она растопчет его, вырвет как сорняк, и выбросит на обочину жизни. Так случилось со Швабриным. Он нарушил присягу, запятнал честь офицера и перешёл на сторону бунтовщиков. Но его вина не в самом переходе на их сторону, а в том, что он сделал это из личной выгоды. Ему всё равно, какая власть, лишь бы он имел положение и возможности для своих корыстных целей. Если бы он присягнул Пугачёву, потому что искренно считал, что народ находится в угнетённом положении, и это необходимо изменить, его нельзя было бы осуждать. Но Швабрин действовал из соображений личной выгоды. 

В случае же главных героев, трудности войны только укрепили их дух, помогли многое переосмыслить и осознать. Гринев возмужал и из недоросля превратился в смелого и сильного офицера. Он проверил свои убеждения на прочность и смог отстоять честь. Марья стала отважной и сильной женщиной, хотя раньше убегала от малейшего выстрела. Война закалила ее характер и научила бороться за то, что дорого. Но все же Пушкин подчёркивал бессмысленность кровопролития, бесчеловечность войны и её законов. Только сострадание, сочувствие и милосердие несут справедливость, а неотступное следование законам может привести к трагедии. 

Подробности Вы найдете в кратком содержании по главам.

Роман «В списках не значился»

Борис Васильев в романе «В списках не значился» рассказывает, как война отбирает у людей всё: любовь, семью, жизнь. Главный герой – Николай Плужников, совсем ещё молодой человек, застигнутый врасплох внезапно начавшейся войной, остаётся защищать Брестскую крепость. Война заставляет его принимать сложные решения: убить или даровать жизнь? Оставить девушку одну, или остаться с ней? Добровольно сдавшегося в плен к немцам русского солдата, Плужников убивает, и не испытывает угрызений совести – тот совершил предательство. А пленного немца, который служит своему народу, хоть он и захватчик, Коля убить не смог. 

Он отказывается от возможности покинуть своё убежище, но ему сложно бросить Мирру одну. Между молодыми людьми завязываются отношения. Так, под землёй существует мир, а наверху идёт война. Но она не даёт героям быть счастливыми: Мирра вынуждена идти к немцам в плен, чтобы сохранить ребёнка, но вместо этого её замечают, и жестоко отбирают жизнь у неё и у маленького, ещё не родившегося человека. Коля об этом не знает. Больной и полуслепой он продержится до конца и узнает, что немцев разбили под Москвой. Не дойдя до немецкой санитарной машины несколько шагов, Николай Плужников умирает. Этот юный человек сделал всё и даже намного больше, чтобы вернуть мир и возможность, уже не ему, но другим жить счастливо. 

Он и она

Многомудрый Литрекон щедр на подарки и готов делиться знаниями на любые темы. Он приготовил аргументы и примеры из литературы – источника жизненной мудрости, на одну из самых волнующих тем. Тему любви и взаимоотношений мужчины и женщины. 

Повесть «Первая любовь»

В повести И.С. Тургенева «Первая любовь», основанной на реальном случае из жизни самого автора, речь идёт о первой любви юного героя – Владимира. Он влюбляется в соседскую девушку – Зинаиду. Зина старше Владимира, ей двадцать один год. У неё много поклонников, но по её поведению, и намёкам, которые она сама допускает, Владимиру становится понятно, что Зинаида влюблена. Но не известно, в кого. Гонимый желанием узнать, кто же его соперник, он ночью пробирается в сад, и понимает, что Зинаида любит его отца. Это потрясение Владимир, шестнадцатилетний молодой человек, переживает особенным образом. Он не сердится на отца. Наоборот, увидев их отношения, понимает, что его чувство к Зинаиде ещё очень детское, несерьёзное. Это говорит о нём, как о чутком человеке, способном уловить малейшие оттенки чувств, разобраться в них. 

Образ Зины многогранен. Перед нами красивая девушка, которая знает, что может нравиться. Она уверена в себе, беспечно и свободно обращается с кавалерами. Но в то же время эта девушка глубоко страдает в душе. Порой Владимир видит её совсем непохожей на себя. Она задумывается, и видно, что её мысли о чём-то очень важном, серьёзном, личном. Девушка корит себя за то, что привлекла Владимира, ведь Зина не может ответить ему взаимностью. Но она обещает любить его как человека. Её образ раскрывается с другой стороны, когда отец Владимира бьёт её по руке, Зинаида в ответ целует его руку.  Эта самоуверенная, такая свободная в обращении с другими девушка, готова с величайшей покорностью принять всё от человека, которого любит. 

Владимир – очень юный, хороший молодой человек. Он мог рассердиться на Зинаиду, обидеться на отца – ведь он женатый человек, и оказался его соперником! Но Владимир смог оценить серьёзность чувства этих двух дорогих ему людей, и смог простить их.

Роман «Евгений Онегин»

Образы Татьяны и Евгения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» созданы Пушкиным столь многогранно, что не возникает никаких сомнений в том, что их чувства настоящие. Образ Евгения – это образ человека, уставшего от светской жизни, и развлечений, не имеющего цели, не способного искренне радоваться. Онегин – не лишний человек, каким его часто называют, лишних людей не существует. Онегин – обречённый человек. Он устал от жизни, и единственным духовным спасением для него могла стать Татьяна. Но он слишком поздно понял это. Если бы она стала его женой, Евгений смог бы снова почувствовать вкус к жизни; он помнил бы, что есть другие ценности, те, что волнуют Татьяну. Ему были бы дороги её чувства, и через это, возможно, он научился бы ценить чувства других. Но Татьяна уже не могла помочь ему, и именно поэтому можно лишь посочувствовать его судьбе. 

Татьяна – девушка необычайно сильная. Духовно она сильнее Онегина. Она не отчаялась, не заскучала, не поддалась страстям и смогла пережить безответность своего чувства. Для неё понятие семьи свято, и поэтому Татьяна не может предать генерала, за которого вышла замуж, несмотря на сохранившуюся в ней любовь к Евгению. 

Подробности Вы найдете в детальном кратком содержании.

Роман «Анна Каренина»

Ещё одна семья, описанная в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, – это пара Лёвина и Кити. Образ Константина Лёвина Толстой во многом писал с себя. Во время написания романа его интересовала тема семьи и взаимоотношений. Семья, которую образовали Лёвин и Кити – почти идеальный образ семьи по Толстому.

Кити – Екатерина Александровна Мещерская – красивая и образованная девушка. В начале описанных событий ей восемнадцать лет. Она горда, но гордость у неё никогда не переходит в гордыню. Для Кити свято понятие любви, поэтому она никогда не выйдет замуж за нелюбимого человека. История их отношений с Левиным развивается очень трепетно и постепенно. Между ними существует как бы высшая связь. Так, в сцене объяснения в любви, они переговариваются с Левиным не словами, а пишут только первые буквы слов и понимают друг друга. Кити становится не просто женой Левина, но и его духовным другом. Она смогла простить Константина после того, как прочла дневник его откровений. Ей потребовалось время на это, но она смогла понять истинную причину поступка возлюбленного – его желание быть честным с ней. Такой поступок говорит о ней, как о человеке, способном подняться над собственными чувствами и понять другого человека.

Константин Левин – человек ищущий. У него есть образ некоего идеала, которого он хотел бы достичь. Свои отношения с Кити он также решил выстроить, основываясь на честности и доверии друг другу. Левин считал себя недостойным этой девушки, именно поэтому счёл важным показать ей свой дневник, чтобы избежать обмана. Те переживания, которые терзают его после, говорят о нём как о человеке совестливом, способном сопереживать другим. Но не только в личных отношениях, но и в социальных Лёвин хотел бы достичь гармонии. Большое место в романе занимают его размышления о труде простого человека, о том, как лучше строить отношения с крестьянами. Левин, подобно Толстому, и сам часто работает в поле, чтобы изучить и понять эту жизнь изнутри. Его заботят мысли о всеобщем благе, а не только о благе одного привилегированного класса. Левин и Кити становятся хорошими родителями. Однако, несмотря на почти полную семейную гармонию, их семью всё же нельзя назвать идеальной. Левина продолжают беспокоить вопросы поиска духовной правды и способа наилучшего устроения жизни, но Кити уже не может разделить их с прежней полнотой.

Аргументы о самой Анне легко составить, пользуясь кратким содержанием по главам и анализом.

Роман «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» перед нами предстаёт герой, чьё существование больше похоже на продолжительный сон, чем на саму жизнь. Илья Ильич — добрый, но нерешительный и безынициативный человек. Ему тяжело бороться с трудностями жизни, с препятствиями, которые она преподносит, и он предпочитает погрузиться в сон. С грязью в доме – смириться, а дела – перепоручить кому-нибудь другому. Бездействие Ильи Ильича можно назвать идеологическим. Его природная чуткость, тонкая натура не могут выдержать всех волнений, которые неизбежно встретятся на пути каждого человека, и поэтому он предпочитает покой. Душа Ильи Ильича отозвалась на любовь, которую Ольга готова была разделить с ним. Это был миг его истинного пробуждения, миг, когда он мог в корне изменить свою жизнь. Но одного порыва мало. Любовь требует душевных затрат, действий. А Обломов, всю жизнь мечтающий о покое, не может выдержать жизненных испытаний, он не готов жертвовать им ради любви. Ольге нужно больше того, что может дать Илья Ильич. Внимание, совместные походы, решения, которые придётся ему принимать как главе семьи, если он жениться на ней, – всё это пугает Обломова, и он возвращается в бездействие. 

Ольга – натура не только добрая, способная увидеть лучшее в человеке, но и ищущая. Она хочет духовно совершенствоваться, расти. Первоначально почувствовав в Илье Ильиче светлую душу, она захотела продолжить этот путь развития вместе с ним. Но он оказался не готов к жизни полной духовных исканий, размышлений и действий, которую она могла предложить ему. Постепенно Ольга привыкла к Андрею Штольцу – полной противоположности Обломова, и смогла полюбить его. Этот человек мог разделить её интересы, пройти путь эволюции вместе с ней, но только в начале. Когда же она духовно доросла и до Штольца, Ольге захотелось идти дальше, а он уже не смог последовать за ней. Гончаров заканчивает их историю словами Андрея. Штольц возражает Ольге, и говорит, что они – всего лишь люди, а не исполины духа. Таким образом, автор намекает нам, что и Штольц больше не хочет двигаться вперёд. Кто знает? Возможно, Ольге удастся вновь сподвигнуть его на борьбу, но, возможно, она останется в одиночестве. 

История любви героев описана в эссе.

Роман «Мастер и Маргарита»

Уникальный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует не только об отношениях добра и зла, но и о человеческих взаимоотношениях. 

Маргарита – молодая замужняя женщина, которая не любит своего мужа. У неё есть всё, кроме самого важного – любви. Именно за ней и отправляется однажды главная героиня, и находит её на одной из Московских улиц. Она встречает Мастера. Маргарита готова пойти на всё ради любви – даже на сделку с дьяволом. Она – смелая, решительная женщина. Её не пугает внешний вид Азазелло, сам князь тьмы и его слуги. На балу она ведёт себя как настоящая королева, но её главная цель – найти Мастера. До того, как попасть на бал, она успевает отомстить его обидчику – литературному критику Латунскому. На метле Маргарита влетает в его дом, и учиняет там настоящий беспорядок: открывает все краны, бьёт посуду и окна. Маргарита импульсивная, но назвать её злой нельзя. Она влетает в окно к маленькому мальчику, и успокаивает его, чтобы он уснул и не волновался. Она просит прощения для женщины, которая обречена на вечные муки. Отчаянная, смелая, импульсивная и решительная – всё это о Маргарите. И на жизнь, и на смерть она смотрит одинаково – жить или умереть – не имеет значения, главное – счастье Мастера. 

Мастер – человек очень уставший от жизни, все силы он отдал на написание романа и на борьбу за его судьбу. Мастер любит Маргариту, и она – единственное, что у него есть. Про него в романе сказано: он не заслужил свет, он заслужил покой. И это именно то, что так ему нужно. Вложив все душевные силы в роман, Мастеру трудно отыскать энергию на жизненную борьбу, под конец, он готов и от романа отказаться – такова степень его усталости. Как можно понять, что за человек перед нами? Творца часто характеризует его творение. Именно в романе Мастера мы узнаём об Иешуа, о Понтии Пилате, и его духовных метаниях. А затем жизнь и роман как бы смешиваются. То есть Мастера интересовали вопросы добра и нравственного выбора. Ведь не зря же он писал именно о судьбе Иешуа. Мастер умеет любить и жертвовать ради этого чувства. Он боялся разрушить жизнь Маргариты, и предпочёл уйти из её судьбы, чтобы этого не случилось. Он, в отличие от своей возлюбленной, не мстил критику, а переживал, что роман не увидит свет. Он злился на несправедливость, но эта злость обессиливала его. В беседе с Воландом, он говорит, что ему нужна только Маргарита – она стала единственной ценностью в его жизни. Мастер – разочарованный человек, но главная его характеристика – усталость. Усталость от всего: борьбы, разочарований, поражений и даже побед. 

История любви героев описана в сочинении.

Надежда и отчаяние

Многомудрый Литрекон знает ответы на многие вопросы. И как всякий мудрец, он желает, чтобы все вокруг него приобретали знания. Источник жизненных знаний – литература, примеры и аргументы из неё помогут и Вам обогатиться мудростью. Но Литрекон не только мудр, но и добр – он оставил свои подсказки. 

Пьеса «Гроза»

Отчаяние испытывала героиня пьесы Островского «Гроза». Катерина – кроткая, ранимая девушка, которая попадает в семью мужа, где всем руководит его мать – Кабаниха. В этой семье нет места доброму, уважительному отношению друг к другу. Девушка чувствует себя в плену. Катерина не любит своего мужа, но он и сам страдает от своей властной матери и стремится пореже бывать дома. Когда же в жизнь Катерины всё-таки приходит это светлое прекрасное чувство, и она влюбляется в Бориса (племянника Дикого), её жизнь становится несчастливее прежнего. Та социальная действительность, которая её окружала, не позволяет ей быть счастливой. Измена мужу – большой грех в глазах общества и религии. Развестись с мужем в те времена было невозможно. Но жить прежней жизнью для Катерины становится невыносимо. Она чувствует себя виновной и заслуживающей наказания за измену. Не найдя другого выхода, она совершает самоубийство. 

Разве общество того времени могло осознать важность добровольного выбора мужа/жены? Могли ли они понять, что насильственное создание семьи приводит к трагедии? Именно поэтому у Катерины не оставалось другого выбора. И осуждать её за этот поступок – значит отречься от понятия человеческого отношения друг другу. Она не могла изменить социальные и культурные условия, складывавшиеся веками, но и жить по-прежнему не представлялось для неё возможным.

Подробности Литрекон описал в кратком содержании и анализе.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»

Отчаяние испытала и другая известная литературная героиня — Катерина Львовна Измайлова в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Львовна, также, как и Катерина Островского, была заложницей социо-культурных условий. Только по характеру это была совершенно другая женщина. Отданная замуж за нелюбимого человека намного старше её, обвиняемая в бездетности, она не сумела сохранить в себе человеческое отношение к этим людям и неоднократно решалась на убийство ради своей новой любви. Последний поступок – убийство невинного ребёнка — лишил её способности к духовному возрождению. Однако осознание глубочайшей потери пришло к ней лишь тогда, когда её возлюбленный Сергей, будучи на каторге, увлекся другою. В этот момент Катерина понимает, что всё было напрасно. Единственное, ради чего она жила, ради чего пошла на эти страшные убийства, была надежда на счастливую любовь с Сергеем. Теперь же, и эта главная цель оказалась ложной. 

Катерина бросается в воду и забирает с собой новую любовь Сергея – Сонетку. Обе погибают. Можно ли оправдать многочисленные убийства, которые она совершила? Этот вопрос остаётся открытым. Но можно попытаться найти причины, которые к этому привели. И понять, что отчаяние, которое её поглотило в тот последний момент – естественная реакция пробудившегося человека, в один момент осознавшего ужасающую неправильность всех своих поступков. 

Повесть «Бедная Лиза»

Отчаяние овладело Лизой из сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». После смерти отца она вынуждена сама обеспечивать себя и свою мать. Она влюбляется в дворянина по имени Эраст, но он обманывает её, и промотав своё состояние, женится на богатой невесте. Когда Лиза узнаёт об этом, она бросается в пруд. Положение женщины того времени в большей степени зависит от мужчины. Если девушка не имеет богатого приданого или знатного происхождения, устроить свою судьбу благополучно ей очень трудно. Лизе, помимо социальных трудностей, пришлось столкнуться с предательством любимого человека. Этого удара она выдержать не смогла. Может быть, если бы рядом с ней оказались люди, способные поддержать и помочь, трагедии бы не произошло. Но таких людей рядом не было, и Лиза не смогла найти другого выхода. 

В этой же книге можно найти пример ложной надежды. Когда Эраст ушел в армию, Лиза верила в его возвращение и ждала его с нетерпением. Однако уже перед его уходом она могла догадаться, что мужчина пресытился ею и охладел. Лишившись невинности, героиня перестала быть для жениха загадкой и воплощением чистоты. Он уже не был к ней так привязан, ведь она оказалась такой же, как все. Но у него не хватило силы и честности, чтобы признаться героине в изменении своих чувств. Это оказалось роковым обстоятельством в жизни девушки. Если бы Лиза не была ослеплена ложной надеждой на возвращение Эраста, она бы не была так шокирована его помолвкой и не пошла бы на крайние меры.

Поэма «Мцыри»

В романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывает отчаяние после того, как узнаёт, что его побег завершился неудачей. Он лишён родины, так как был пленным у русского генерала. Он заболел в дороге, и генерал отдал его монахам. Они спасли ему жизнь, но монастырский уклад выросший юноша воспринимает как плен. Он совершает побег, который в три дня позволяет ему испытать то, чего хватило бы на целую жизнь. Но Мцыри не достигает своей главной цели – попасть в родные края. И когда его снова возвращают в монастырь, он приходит в отчаяние: умирая, он так и не увидит своей родины. Единственное, о чём он просит – похоронить его в дальнем углу сада при монастыре, откуда видно горы родной земли. 

В этом же произведении мы видим пример, как надежда вдохновляет героя на смелый шаг. Веря в возможность возвращения на родину, герой бежит из монастыря и рвет связи с прежней жизнью. Если бы он не надеялся на благополучный исход, то он бы остался в тюрьме, которую ненавидел, и весь остаток дней прожил в состоянии апатии и тоски. Он бы не решился изменить то, что ему не нравилось, а значит, зря потратил бы жизнь. Побег же дал ему краткую, но прекрасную свободу. Он, наконец, почувствовал все то, о чем лишь мечтал в стенах обители. Именно надежда на лучшее подарила ему те мгновения, ради которых стоило страдать и даже умереть.

Созданию аргумента поспособствует краткое содержание «Мцыри».

Роман «Герой нашего времени»

Состояние отчаяния приводит к формированию особой картины мира. У героя складывается такое мировосприятие, которое не позволяет ему испытывать положительные эмоции. Таким взглядом на жизнь обладал Григорий Печорин. Он, как и сам Лермонтов, читал жизнь, как неинтересную и давно знакомую книгу, финал которой известен, и уже ничто не может ни удивить, ни порадовать. Эта точка зрения становится философией, не позволяющей почувствовать её вкус, осознать её ценность и ценность человеческих чувств. Именно поэтому Печорин так безразличен к чувствам других. И именно поэтому он так глубоко несчастен сам.

Но в этой книге есть место и надежде. Вера в будущее поддерживает главных героинь произведения. Так, Бэла до последнего надеется, что ее похититель вновь полюбит ее и раскроет свое сердце. Она искренне привязывается к Григорию и ждет его каждый день. Именно надежда дала ей силы жить в плену и позоре после похищения. Она же способствует тому, что героиня принимает свою судьбу и не отравляет жизнь сожалениями.

Надеется и Мери, но тщетно. Героиня рада обманывать себя иллюзиями любви. Видя странное поведение Печорина, она по неопытности трактует его по-своему и обретает веру в совместное будущее с офицером. Каждый день она в волнении предвкушает новую встречу и решительное объяснение. Брак становится для нее делом решенным. Однако Григорий разрушает ее иллюзии. Когда надежда покидает героиню, она заболевает и тяжело переносит горькую правду. Ее мечтательность оказалась самообманом.

В этом романе спрятано еще множество интересных аргументов, так что не проходите мимо краткого содержания, анализа и эссе, посвященного личной трагедии Печорина.

Гордость и смирение

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас не только ответы на многие вопросы, но нашёл множество примеров и аргументов из русской и зарубежной литературы на разные, волнующие темы. 

Рассказ «Юшка»

Примером истинного смирения со своей судьбой становится герой одноимённого рассказа А. Платонова – Юшка. Он принял на себя миссию терпеливо переносить все обиды и злость от окружающих, тем самым помогая им облегчить душу. На первый взгляд, может показаться, что Юшкино смирение — не что иное, как неспособность постоять за себя, справиться с обстоятельствами. Однако это не так. Для Юшки такая жизнь – философия. И его добровольная миссия заключается в том, чтобы помочь людям избавиться от злости, раздражения и гнева. А если они избавятся от этого, мир станет лучше. 

Как и многие Платоновские герои, Юшка воспринимает жизнь иначе, отлично от многих других. И это восприятие позволяет ему не обижаться на людей. Когда мы читаем рассказ, у нас не возникает чувства, будто Юшка из последних сил терпит то, что с ним происходит, и будь его воля, он ушёл бы из этих мест, и никогда больше не стал переносить обиды и унижения.  Напротив, Юшка будто и не замечает нападок окружающих. Настолько он погружён в свой мир, что у детей часто возникает желание проверить, жив ли он? И только, если дети делали ему совсем больно, Юшка спрашивал, неужели они так любят его, что он им всё время нужен? Всё дело в том, что Юшка не воспринимает поведение детей и взрослых как желание нанести оскорбление и сделать больно. Он понимает, что на самом деле – это способ избавиться от злости, разочарования и других негативных эмоций, которые неизбежно переживает человек в этой непростой жизни.

Подробности в кратком пересказе.

Роман «Война и мир»

Примером смирения служит образ героини Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» – княжны Марьи. Она — кроткая, добрая девушка, которая живёт с очень строгим отцом. Знает, что некрасива, и приняла это, как и всю свою судьбу. Когда к ней, как к богатой невесте, сватается Анатоль Курагин, она понимает, что не любит его, но готова выйти замуж, так как видит в создании семьи важную цель. И все же она надеется, что любовь придёт к ней в браке. Она не хочет замуж за Анатоля, но принимает положительное решение ради исполнения этой миссии – воспитания детей в браке. Однако в этой девушке, есть не только смирение и кротость, но и гордость, чувство собственного достоинства. Когда она видит, что Анатоль ухаживает за компаньонкой, то отказывает ему. 

Княжа Марья смиренна, она не перечит отцу (с каким трудном она переносила занятия математикой с ним!), готова выйти замуж за нелюбимого ради высокой цели, но она уважает себя. Как только перед ней открывается истинное лицо Анатоля, Марья понимает, что не будет жертвовать собой, ради такого лицемерного человека, как он.

Поэма «Цыганы»

Ещё одним примером смирения со своей судьбой и выбором другого человека может послужить образ отца цыганки Земфиры в произведении А.С. Пушкина «Цыганы». В отличие от Алеко, старик простил свою жену, которая предпочла ему другого, оставив на его руках маленькую дочь. Таков закон цыганской жизни. Свобода каждого там важнее счастья одного. Алеко не может принять и простить измену. Он пошёл на убийство. Старик же не только принял выбор своей жены Мариулы, но и не стал мстить Алеко за убийство единственной и любимой дочери. Он остаётся совершенно одиноким, без дочери, без жены, но никого не винит. Он понимает: Алеко – юноша из другой среды, ему чужды законы цыган. Это понимание, а также философское отношение к жизни, которое заключается в уважении и принятии любого решения другого человека без обладания его свободой, заставляет старика смириться с происходящим. Алеко же горд, но его гордость проявляется не в осознании собственной ценности, а в необходимости обладать другим человеком.

Роман «Джейн Эйр»

Произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» повествует о девушке, оставшейся без родителей. На её долю выпало много испытаний, и она соединяет в себе два этих, казалось бы, противоречащих друг другу качества: гордость и смирение. Она не красива, но умна и талантлива. Ей удаётся сохранить человеческое отношение к людям, которые не проявляли того же по отношению к ней. После смерти родителей, заботу о маленькой Джейн взяла на себя её тётка. В доме было ещё трое детей, и между ними всегда подчёркивалась разница. Чтобы ни делала Джейн, как бы ни старалась, к ней относились плохо, постоянно наказывали за то, в чём не было её вины. Будучи уже взрослой девушкой, Джейн вернулась к ним, чтобы помочь этим людям и проводить в последний путь женщину, которая так и не научилась по-доброму относится к ней. 

Со смирением переносила она все тяготы, выпавшие на её долю. Узнав о том, что человек, которого она любит, женат, она сбегает из дома и скитается несколько дней, готовая принять любое решение Бога – жить ей или умереть. Но и гордость живёт в сердце этой девушки. Она не позволяет обмануть себя, пусть на обман и были причины. Также она отказывает своему кузену, который хочет жениться на ней, чтобы она помогала ему в миссионерской деятельности. Джейн не позволяет осквернить своё понимание любви. Девушка согласна помогать ему, работать сверх меры, но никогда не выйдет замуж за человека, который не любит её. 

Стихотворение «Попытка ревности»

Не только в прозаических произведениях мы видим примеры гордости. Стихотворение М.И. Цветаевой «Попытка ревности» раскрывает перед нами чувства гордой женщины, узнавшей о выборе своего возлюбленного, который встретил другую. Стихотворение автобиографично: в нём Цветаева описывает свои чувства к Константину Родзевичу, с которым у неё был роман. Пронзительное, наполненное образами стихотворение раскрывает пред читателем всю глубину чувств оскорблённого самолюбия оставленной женщины. Лирическую героиню Цветаева сравнивает с горой Синай, с мрамором Каррары, а новую избранницу возлюбленного – с гипсовой трухой. Стихотворение построено в виде диалога, героиня обращается к возлюбленному, попрекая его выбором, смеясь над ним, подчёркивая своё превосходство над новой избранницей. Она – женщина с шестым чувством, новая любовь героя – женщина «без божеств». Именно поэтому лирического героя она называет не иначе как бедняк. Это обращение многократно повторяется в тексте, подчёркивая его потерю. Он потерял женщину, которая очень высоко ценит себя, она не сомневается в своём превосходстве над многими. И всё же в конце героиня сочувствует и ему, и себе, ведь оба они живут с нелюбимыми.

Добро и зло

Многомудрый Литрекон знает, как трудно юному человеку ответить на вопрос что такое добро и зло? Он проделал нелёгкий путь, прежде, чем сам разобрался в этом. И теперь предлагает Вам сделать то же. Многое он почерпнул из книг. И в надежде облегчить Вам задачу, Литрекон подобрал примеры и аргументы из великих произведений русской литературы. 

Рассказ «Юшка»

Тема добра и зла исследуется и в небольшом рассказе А. Платонова «Юшка». Герои Платоновской прозы всегда отличаются особым отношением к миру. Юшка не стал исключением. Это бедный, болезненный человек, добровольно выбравший своей миссией служение людям. И служение это было самое необычное – терпеть и сносить все издёвки, грубости и замечания от окружающих людей. Даже дети издевались над Юшкой. Сам Юшка своё положение воспринимал как способ сделать мир лучше, а людей – добрее. Он понимал, что злоба в окружающих копится неспроста, а происходит от тяжёлой жизни, болезней или других трудностей, с которыми неизбежно сталкивается любой человек. Юшка взял на себя попечение о сироте, и работал, чтобы дать ей возможность получить образование. Когда Юшка умер, люди, наконец, смогли оценить его значение в своих жизнях. После его смерти они осознали необходимость миссии, которую он добровольно возложил на себя. Ведь теперь некому принять их злобу, обиды и боль, вырывавшиеся проклятиями в адрес Юшки. Зато он оставил свой вклад в их жизни. Девушка, которой он помогал, выучилась на врача и приехала в места, где работал Юшка, чтобы лечить там людей. 

Зло в рассказе проявляется в окружающих людях. Они жестоки по отношению к Юшке. Но он не обижается на их жестокость, потому что знает, как часто за злостью прячется боль, за насмешкой – печаль, за гневом – разочарование.

Подробнее Литрекон описал эту тему в эссе «Добро и зло в рассказе «Юшка»«.

Роман «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает тему неоднозначности добра и зла. Подчас поступки, которые в этом романе совершает Воланд, куда добрее тех, что совершают обычные жители города. Роман уникальный, и существуют разнообразные его трактовки. Так, по одной из версий он написан главным образом для Сталина, и основная мысль сводится к следующему: власть должна беречь художника слова. Известный литератор Д.Л. Быков считает, что роман не предназначался для широкой публики, так как идея благополучной сделки с Сатаной – губительна, а главной целью Булгакова было передать своё послание Сталину. Действительно, «Мастер и Маргарита», если не единственное, то одно из немногих произведений, где Сатана помогает главным героям, не губя их жизни. 

Про Воланда можно сказать так же, как говорят про волков – «санитар леса». Он появляется в Москве, чтобы не только провести свой бал, но и узнать, как живут современные москвичи. Картина, которую он увидел, не удивила его и не порадовала. Взятки, обманы, мелкие пакости, которые совершают ради наживы, – всё это осталось в людях, как и прежде, много лет назад. Воланд наказывает за эти злодеяния. Между делом, как бы и не имея специальной цели, он заставляет многих отказаться от их пагубных привычек. Но каким методом? Страх – вот его оружие. Варенуха, Римский, буфетчик Соков и многие другие изменяются, становятся на путь добра, но делают они это исключительно из-за страха. Остаётся спросить, насколько хороша такая мотивация? И сколько она продлится? Но на то он и Князь Тьмы, что действует такими методами. Однако цели он своей достигает. Трудно представить, чтобы Иешуа, образ которого отсылает читателя к Библейскому Христу, использовал подобные средства.

Таким образом, в этом удивительном романе, где на первый взгляд зло – это добро, всё в общем-то остаётся на своих местах: Воланда нельзя отнести к категории добро как раз из-за выбранных методов. Однако после встречи с ним, действительно меняются все.  

Добро в романе представляет Иешуа. Именно словами Га-Ноцри можно провести мостик между столь категоричными понятиями как добро и зло: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». И, правда, разве предыдущие примеры из литературы и самой жизни, не подтверждают этого? Га-Ноцри кроток, он любит людей и пытается донести свою истину до Понтия Пилата. Не озлобляясь на него за его слабости, на других – за жестокое отношение к себе, он погибает на кресте так же, как погиб Христос. Однако Иешуа — не Бог. Он смертен. И его смерть, как и жизнь, меняет окружающих людей. В конце романа все занимают свои места: Понтий Пилат получает прощение за то, что не спас Иешуа от казни, и они вместе путешествуют в лунном сиянии, разговаривая об истине; Воланд со свитой покидают Москву, вернув своё настоящее обличие; а Мастер получает долгожданный покой. Булгаков показывает, как хрупки границы между, казалось бы, такими далёкими друг от друга понятиями, как добро и зло.

Подробнее тему раскрывает эссе «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»«.

Рассказ «Му-му»

«Муму» И.С. Тургенева — ещё одно произведение, где ярко представлена тема добра и зла. Главный герой – дворник Герасим, глухонемой от рождения человек, служащий у городской барыни. Герасим влюбляется в прачку Татьяну и хочет сделать ей предложение, но барыня решает, что Татьяну следует отдать за Капитона, страдающего от пьянства. По представлениям хозяйки, она спасёт Капитона от алкоголизма, и свадьба улучшит положение обоих. Герасиму приходится очень трудно, но он смиряется. Единственным существом, разделившим его одиночество, становится небольшая собачка – Муму. Как только барыня узнаёт о ней, и ей не удаётся наладить контакт с собачкой, признававшей только Герасима, она приказывает убрать её со двора немедленно. Герасим, искренно любящий Муму, после неудавшихся попыток спрятать её, в конечном итоге подчиняется воле барыни, и топит собачку. Казалось бы, всё очень просто: добро – Герасим, зло – барыня. Однако настоящее зло – это общественный порядок того времени. Именно из-за сложившегося социального устройства, при котором один человек наделён властью управлять волей и даже жизнью других, а другие вынуждены подчиняться, произошла личная трагедия Герасима. 

Барыня распоряжается чужими жизнями из благих побуждений, по её мнению – это добро, отдать Татьяну за Капитона. В результате девушка остаётся супругой пьющего человека. По капризу барыни погибает и безвинное животное. Но её глазами почти все её действия – благо. Очень важно помнить, что понимание добра и зла может сильно отличаться у разных людей, и необходимо находить как можно более объективные причины, послужившие к тем или иным поступкам, прежде, чем выносить суждение о них. 

Роман «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина, где в душе главного героя происходит главная борьба добра и зла. Что нам известно об Онегине? Это человек, не получивший серьёзного образования, но способный и развитый. Он много повидал, вёл светскую жизнь и рано устал от неё. Его образ – это образ светского эгоиста, который в то время исследовал Пушкин. Однако Онегин способен проявить доброту и человеколюбие. Получив письмо от Татьяны, он, имевший множество знакомств с женщинами, мог просто посмеяться над девушкой. Но вместо этого Евгений очень мягко объясняет ей, что не может разделить её чувства. Убив Ленского, Онегин переживает, и вынужден уехать из имения, в этом он потом признается Татьяне. Человек, для которого убийство привычно, не стал бы менять место жительства и переживать по поводу совершённого. Онегин импульсивен, бывает резок, но он не преступник. Он совершает злые поступки невольно, под давлением обстоятельств, поэтому его нельзя назвать злым человеком.

Образ Татьяны – это образ сильной и нравственной девушки, способной многое выдержать. Она прощает Онегина и по-прежнему любит, но она замужем, и изменять мужу для неё неприемлемо. Татьяна могла стать для Онегина духовным спасением, но он лишился этой единственной возможности на коренное изменение своей жизни. Онегин был циничен с людьми, но всё же он заслуживает сочувствия, потому что, пусть и в редкие минуты, способен проявить его сам. 

Роман «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» – самый известный роман Достоевского, в котором герои имеют свои представления о добре и зле. Родион Раскольников совершает преступление, убивая пожилую женщину, – процентщицу Алёну Ивановну и свидетельницу преступления, Лизавету – её сестру. У бедного студента Раскольникова, уставшего от тяжелой жизни и финансовой неустроенности, зарождается идея разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вера в эту теорию и толкает его на убийство. Он мечтает, что сможет помочь сестре и обеспечить собственное будущее. Однако выстраивать теорию и совершать убийство – разные вещи. Родиону тяжело с таким грехом на душе. 

Его духовным спасением становится Соня Мармеладова – девушка, сохранившая чистое сердце, несмотря на то, что ей приходится спасать семью от бедности ужасным способом, – заниматься проституцией. Соня читает Родиону отрывки из Евангелия, пытается помочь ему пережить духовное падение и отречься от идеи разделения людей. В этом романе образ Сони, пусть и не совсем правдоподобный, несёт в себе идею о возможности сохранения человеческого лица в самых ужасных и тяжёлых условиях. Да и душа Родиона хранит в себе возможности к перерождению.

Еще пять аргументов по данному направлению Вы найдете в подборке.

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

комментария 2

  1. Александр:

    Здравствуйте.
    Обращаю Ваше внимание, что направление «Война и мир» посвящено 150 летию одноимённого романа Льва Толстого и, следовательно, указанные Вами аргументы в большинстве своём к этому направлению не имеют никакого отношения.

    • Самый Зелёный:

      «Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.» Это официальный комментарий от ФИПИ. Из этого следует, что темы не будут касаться исключительно сюжета «Войны и мира». Они будут дублировать те темы, которые классик поднимал в романе. Основными являются война, патриотизм, героизм, истинное и ложное в человеке и обществе. Судя по темам, которые уже сейчас раздают учителя, война является ключевым вопросом направления, ибо все преподаватели руководствуются инструкциями по подготовке к ИС и зря задавать не будут. Поэтому наши аргументы подходят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *